Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
Меры поддержки гостиничной отрасли за рубежом
Тема 8. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса
Резюме по теме
В данной теме рассмотрены особенности классификации гостиниц и типология гостиниц на современном этапе развития. Особенности проверки деятельности гостиниц и факторы, оказывающие влияние на развитие услуг.
Цель – изучить структуру гостиничного комплекса
Задачи:
Рассмотреть:
1. Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц
2. Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров
3. Стандартизация и система управления качеством в гостиничном хозяйстве
4. Специальные маркетинговые программы и технологии обслуживания
Принято выделять несколько устойчиво сформировавшихся моделей организации гостиничного бизнеса.
1. Модель Ритца.Данная модель названа в честь швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Его именем были названы многие престижные отели мира. Отели, придерживающиеся данной модели, отличаются европейскими традициями, изысканностью и аристократизмом.
2. Модель Кемонса Уильсона. Для нее характерен, прежде всего, высокий уровень обслуживания своих гостей. Примером может служить сеть гостиниц «Холидей Инн».
Отличительные признаки данной модели:
1) соблюдение единого архитектурного стиля;
2) быстрая регистрация гостей;
3) гибкая система тарифов;
4) специальные номера для постоянных клиентов;
5) наличие «шведского стола» (как правило, на завтрак);
6) конференц-холл.
На данный момент гостиницы, придерживающиеся такой модели, составляют более 50 % гостиничных номеров в мире. Управляются такие гостиницы компанией-корпорацией или холдингом, который является их собственником.
3. Объединение между собой гостиниц в добровольные гостиничные цепи под единой торговой маркой. Но, для того, чтобы быть принятым в такой союз, гостиница должна отвечать определенным требованиям и иметь наборы и стандарты услуг. Объединенные гостиницы должны платить взносы в единый фонд. Данный фонд занимается рекламой и маркетингом, но остается финансовая и управленческая самостоятельность.
Существуют различные варианты объединения:
1) гостиничные консорциумы (объединение нескольких отелей и небольших гостиничных групп разного класса);
2) семейства или ассоциации (объединяют отели, отвечающие определенным требованиям);
3) гостиницы, объединенные по принципу франчайзинга.
4. Модели гостиниц, различающиеся по характеру взаимоотношений между владельцем гостиницы и управленческим звеном гостиницы:
1) гостиницы, находящиеся в распоряжении собственника (независимые гостиницы):
а) находящиеся под управлением самого владельца;
б) для управления которых привлекаются специалисты-менеджеры или управленческие компании;
2) гостиницы, объединенные в гостиничные цепи:
а) гостиницы, которые объединены общей собственностью владельцев и, как следствие, являются полноправными членами цепей. Управление в таком случае осуществляется администрацией цепи – представителями собственников. Собственники имеют полное право на получение прибыли;
б) гостиницы, которые присоединились к гостиничной цепи. Их участие в бизнесе регулируется договором франшизы;
3) объединение гостиниц, управляемое профессиональными гостиничными компаниями:
а) владелец наделяет оператора полным правом управления собственностью и не вмешивается в процесс управления. В данном случае оператор несет ответственность за финансовые и операционные риски в своей деятельности, а собственник лишь получает итоговый чистый доход от гостиничной деятельности;
б) владелец может вмешиваться в процесс управления, контролируя деятельность, и, как следствие, несет ответственность по финансовым рискам и осуществляет все операционные расходы по управлению. В контракте должно быть оговорено, какую долю ответственности несет оператор за исход своей деятельности;
в) владелец тщательно следит за деятельностью управляющей компании и из-за этого вынужден полностью освободить ее от ответственности за результат работы (кроме умышленных случаев и случаев грубой неосторожности);
4) гостиницы, объединенные между собой на комбинированных условиях;
5) гостиницы, которые входят в объединение независимых гостиниц. При вхождении гостиницы в объединение она сохраняет способность действовать самостоятельно во всем. Такие объединения в основном имеют единый товарный знак и за участие в ассоциации платят взносы.