Система франчайзинга

Крупнейших международных гостиничных групп (брендов)

Крупнейших международных гостиничных цепей

Гостиничная цепь Страна Отелей (количество номеров)
Intercontinental Hotels Group Великобритания 3600 (536 318)
Cendant (до конца 90-х она называлась Hospitality Franchise System) США 6402 (518 747)
Marriott Inn США 2718 (490 564)
Accor Франция 3894 (453 403)
Choice США 4810 (388 618)
Hilton Corp. США 2565 (447 172)
Best Western США 4110 (310245)
Starwood Hotels and Resorts Worldwide США 738 (229 247)
Carlson Hospitality Worldwide США 881 (147 624)
Hilton Int. Великобритания Нет данных

 

Таблица 1.2

 

Гостиничная группа Гостиничная цепь Отелей (количество номеров)
Best Western Best Western 4110(310 245)
Holiday Inn Intercontinental Hotel Group 1529 (287 769)
Comfort Inn & Suites Choice 2366(177444)
Marriott Hotels and Resorts Marriott International 472 (173 974)
Days Inn of America, Inc Cendant 1892 (157 995)
Sheraton Hotels mid Resorts Starwood 394 (134648)
Hampton Inn Hilton Corp. 1255 (127 543)
Super & Motels Cendant 2086 (126421)
Express by Holiday Inn Intercontinental Hotel Group 1455(120298)
Ramada Franchise Systems Cendant 905 (104636)
Radisson Hotels and Resorts Worldwide Carlson Hospitality 441 (103709)

 

С начала 90-х гг. в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами России начали принимать участие международные гостиничные цепи. В основном представительства этих сетей находятся в Москве и Санкт-Петербурге и представляют собой гостиницы высших категорий (4-5 звезд). Среди международных цепей и брендов, работающих на российском рынке, можно назвать следующие (табл. ).

Таблица 1.3

Международные гостиничные цепи в России'

Название компании Бренды Количество отелей Города
Marriott International Marriott, Renaissance, Courtyard Москва, С. -Петербург, Самара
Rezidor SAS Radisson, Park Inn Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Сочи
Intercontinental Hotels Group Holiday Inn Москва, Подмосковье (2 в стадии строительства)
Kempinski Hotels Kempinski Москва, С.-Петербург
Starwood Hotels and Resorts Worldwide Sheraton, Le Mcridien Москва
Accor Novotel Москва С.-Петербург
Hyatt Hoteb/Hyatt In tercontinenta I Park Hyatt Москва
Raffles Intercontinental Swissotel Москва
Orient-Express Orient-Express С.-Петербург
Corinthia Hotels Intercontinental Corinthia С.-Петербург

 

Отечественные гостиничные цепи находятся на стадии становления, среди них можно назвать AMAKS grand hotels (эта управляющая компания владеет 12 гостиницами в полной собственности, 2 - в долевой), Heliopark Hotel Management (к началу 2005 г. к этой цепи относилось 5 гостиниц), ОАО «Интурист отель групп» (к началу 2005 г. в полной или долевой собственности имела 4 гостиницы и 5 - под управлением) и т. д.

 

 

Считается, что франчайзинг зародился тогда, когда король Британии предоставил баронам привилегии на право сбора налогов с определенной территории в обмен па различные услуги (например, на обязанность поставлять рекрутов в армию). Свободные люди получили право (франшизу) продавать свои товары па территории городов на рынках, ярмарках. Таким образом формировалась основа франчайзинга: право использовать свое положение за плату на определенной территории. Позже (в 1840 г.) франчайзинг использовали в своей деятельности пивовары Германии, предоставлявшие определенным тавернам франшизы - возможность эксклюзивно торговать пивом. Аналогичная система существовала и в Британии, где в то же время пивоварами используется система «связанных домов» (пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива в обмен на аренду имущества или предоставленный заем). Прообразом современных франчайзинговых соглашений стал контракт на управление, который был введен компанией Singer в 1851 г.

Развитие концепции франчайзинга для предприятий индустрии гостеприимства началось в 1950 г. по инициативе Рэя Крока, который выкупил права па франчайзинг у братьев Макдоналд и создал одну из самых успешных компаний в мире. Вплоть до 1950-х гг. франчайзинг «первого поколения» является эффективным способом распространения продуктов и услуг. Второе поколение франчайзинга, известное как «бизнес-формат франшизы», приходится на времена бума в 1950-е гг., прежде всего в США, где в 1946 г. был принят закон о товарных знаках, позволивший предпринимателям получать дополнительную прибыль от их предоставления.

Франчайзинг– особая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) продает готовый бизнес предпринимателю или компании (франчайзи).

Франчайзер – физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

Франчайзи – физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе приобретенной франшизы.

Франшиза– это готовый бизнес в виде франчайзингового пакета, который франчайзер продает франчайзи.

Франшиза– это контракт, в котором отражены условия ведения бизнеса и указаны плата за использование торговой марки, размер лицензионного платежа, оценка рекламного бюджета, методы бухгалтерского учета и порядок отчетности, стандарты деятельности, срок действия соглашения и иные параметры. Расходы на франчайзинг могут зависеть от прибыли, которую планируется получить от сделки.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (к продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Можно выделить несколько вариантов осуществления сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей:

1) франшизная гостиница имеет самостоятельное управление, без вмешательства со стороны администрации;

2) франчайзинг, основанный на контракте на управление.

Отношения, складывающиеся между франчайзером и франчайзи, можно разделить на два вида:

1) прямой франчайзинг (франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи));

2) косвенный франчайзинг (международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи).

Выбирая вариант франчайзинга, необходимо учитывать финансовые возможности франчайзера, так как расширение деятельности в международных масштабах требует от него больших денежных инвестиций. Денежные средства расходуются прежде всего на проведение переговоров по заключению франчайзингового договора или открытие собственных представительств.

Для центральной фирмы всегда выгодно, если в стране имеется развитое предпринимательство, которое обладает финансовыми и кадровыми ресурсами и, как следствие, способно выполнять функции генерального франчайзи. Франчайзер заключает прямые франчайзинговые договоры в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Не менее важными факторами, оказывающими влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга, являются различия языка, законов, традиции, пристрастия потребителей и т. д.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой увеличивается количество предприятий, работающих по договору франчайзинга. Согласно официальным сообщениям, такая система используется уже более чем в 70 странах. По данным фирмы Mr. Doors Home Inc, в США после 5 лет па рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, применяющих систему франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - только 10. В настоящее время примерно 80% отелей входят в цепи на правах франчайзинга.

Таблица 1.4