Система франчайзинга
Крупнейших международных гостиничных групп (брендов)
Крупнейших международных гостиничных цепей
Гостиничная цепь | Страна | Отелей (количество номеров) |
Intercontinental Hotels Group | Великобритания | 3600 (536 318) |
Cendant (до конца 90-х она называлась Hospitality Franchise System) | США | 6402 (518 747) |
Marriott Inn | США | 2718 (490 564) |
Accor | Франция | 3894 (453 403) |
Choice | США | 4810 (388 618) |
Hilton Corp. | США | 2565 (447 172) |
Best Western | США | 4110 (310245) |
Starwood Hotels and Resorts Worldwide | США | 738 (229 247) |
Carlson Hospitality Worldwide | США | 881 (147 624) |
Hilton Int. | Великобритания | Нет данных |
Таблица 1.2
Гостиничная группа | Гостиничная цепь | Отелей (количество номеров) |
Best Western | Best Western | 4110(310 245) |
Holiday Inn | Intercontinental Hotel Group | 1529 (287 769) |
Comfort Inn & Suites | Choice | 2366(177444) |
Marriott Hotels and Resorts | Marriott International | 472 (173 974) |
Days Inn of America, Inc | Cendant | 1892 (157 995) |
Sheraton Hotels mid Resorts | Starwood | 394 (134648) |
Hampton Inn | Hilton Corp. | 1255 (127 543) |
Super & Motels | Cendant | 2086 (126421) |
Express by Holiday Inn | Intercontinental Hotel Group | 1455(120298) |
Ramada Franchise Systems | Cendant | 905 (104636) |
Radisson Hotels and Resorts Worldwide | Carlson Hospitality | 441 (103709) |
С начала 90-х гг. в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами России начали принимать участие международные гостиничные цепи. В основном представительства этих сетей находятся в Москве и Санкт-Петербурге и представляют собой гостиницы высших категорий (4-5 звезд). Среди международных цепей и брендов, работающих на российском рынке, можно назвать следующие (табл. ).
Таблица 1.3
Международные гостиничные цепи в России'
Название компании | Бренды | Количество отелей | Города |
Marriott International | Marriott, Renaissance, Courtyard | Москва, С. -Петербург, Самара | |
Rezidor SAS | Radisson, Park Inn | Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Сочи | |
Intercontinental Hotels Group | Holiday Inn | Москва, Подмосковье (2 в стадии строительства) | |
Kempinski Hotels | Kempinski | Москва, С.-Петербург | |
Starwood Hotels and Resorts Worldwide | Sheraton, Le Mcridien | Москва | |
Accor | Novotel | Москва С.-Петербург | |
Hyatt Hoteb/Hyatt In tercontinenta I | Park Hyatt | Москва | |
Raffles Intercontinental | Swissotel | Москва | |
Orient-Express | Orient-Express | С.-Петербург | |
Corinthia Hotels Intercontinental | Corinthia | С.-Петербург |
Отечественные гостиничные цепи находятся на стадии становления, среди них можно назвать AMAKS grand hotels (эта управляющая компания владеет 12 гостиницами в полной собственности, 2 - в долевой), Heliopark Hotel Management (к началу 2005 г. к этой цепи относилось 5 гостиниц), ОАО «Интурист отель групп» (к началу 2005 г. в полной или долевой собственности имела 4 гостиницы и 5 - под управлением) и т. д.
Считается, что франчайзинг зародился тогда, когда король Британии предоставил баронам привилегии на право сбора налогов с определенной территории в обмен па различные услуги (например, на обязанность поставлять рекрутов в армию). Свободные люди получили право (франшизу) продавать свои товары па территории городов на рынках, ярмарках. Таким образом формировалась основа франчайзинга: право использовать свое положение за плату на определенной территории. Позже (в 1840 г.) франчайзинг использовали в своей деятельности пивовары Германии, предоставлявшие определенным тавернам франшизы - возможность эксклюзивно торговать пивом. Аналогичная система существовала и в Британии, где в то же время пивоварами используется система «связанных домов» (пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива в обмен на аренду имущества или предоставленный заем). Прообразом современных франчайзинговых соглашений стал контракт на управление, который был введен компанией Singer в 1851 г.
Развитие концепции франчайзинга для предприятий индустрии гостеприимства началось в 1950 г. по инициативе Рэя Крока, который выкупил права па франчайзинг у братьев Макдоналд и создал одну из самых успешных компаний в мире. Вплоть до 1950-х гг. франчайзинг «первого поколения» является эффективным способом распространения продуктов и услуг. Второе поколение франчайзинга, известное как «бизнес-формат франшизы», приходится на времена бума в 1950-е гг., прежде всего в США, где в 1946 г. был принят закон о товарных знаках, позволивший предпринимателям получать дополнительную прибыль от их предоставления.
Франчайзинг– особая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) продает готовый бизнес предпринимателю или компании (франчайзи).
Франчайзер – физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.
Франчайзи – физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе приобретенной франшизы.
Франшиза– это готовый бизнес в виде франчайзингового пакета, который франчайзер продает франчайзи.
Франшиза– это контракт, в котором отражены условия ведения бизнеса и указаны плата за использование торговой марки, размер лицензионного платежа, оценка рекламного бюджета, методы бухгалтерского учета и порядок отчетности, стандарты деятельности, срок действия соглашения и иные параметры. Расходы на франчайзинг могут зависеть от прибыли, которую планируется получить от сделки.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (к продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Можно выделить несколько вариантов осуществления сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей:
1) франшизная гостиница имеет самостоятельное управление, без вмешательства со стороны администрации;
2) франчайзинг, основанный на контракте на управление.
Отношения, складывающиеся между франчайзером и франчайзи, можно разделить на два вида:
1) прямой франчайзинг (франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи));
2) косвенный франчайзинг (международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи).
Выбирая вариант франчайзинга, необходимо учитывать финансовые возможности франчайзера, так как расширение деятельности в международных масштабах требует от него больших денежных инвестиций. Денежные средства расходуются прежде всего на проведение переговоров по заключению франчайзингового договора или открытие собственных представительств.
Для центральной фирмы всегда выгодно, если в стране имеется развитое предпринимательство, которое обладает финансовыми и кадровыми ресурсами и, как следствие, способно выполнять функции генерального франчайзи. Франчайзер заключает прямые франчайзинговые договоры в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Не менее важными факторами, оказывающими влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга, являются различия языка, законов, традиции, пристрастия потребителей и т. д.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой увеличивается количество предприятий, работающих по договору франчайзинга. Согласно официальным сообщениям, такая система используется уже более чем в 70 странах. По данным фирмы Mr. Doors Home Inc, в США после 5 лет па рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, применяющих систему франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - только 10. В настоящее время примерно 80% отелей входят в цепи на правах франчайзинга.
Таблица 1.4