Определение типоразмера согласующих элементов привода

К согласующим элементам привода главного движения можно отнести ременные передачи, муфты, реверсивные и тормозные устройства, которые необходимы для нормальной работы привода металлорежущих станков. Наличие этих элементов в конструкции привода определяется назначением станка, для которого разрабатывается привод, и его компоновка.

Ременные передачи чаще всего используются для соединения электродвигателя или шпинделя, а иногда и того и другого с коробкой скоростей, когда они расположены на некотором расстоянии друг от друга. Такая компоновка встречается в токарных и фрезерных станках. В станках нормальной точности ременная передача одновременно является и согласующей передачей. В прецизионных станков, когда вибрации от коробки скоростей изолируются от шпинделя,вращение на шпиндель передают ременной передачей. Наиболее часто в приводах станков используются клиноременные и поликлиновые передачи. Методика расчёта давалась в курсе «Детали машин» и необходимые данные для него приведены в [3, с. 740-761].

Если в качестве привода принята АКС, то целесообразно связывать её с электродвигателем и шпинделем зубчатоременной передачей, которая не требует натяжных устройств, более компактна и работает без проскальзывания.

В приводах станков нашли применение следующие типы муфт:

1) упругие – для соединения электродвигателя с коробкой скоростей ;

2) сцепные – для соединения или разъединения валов в структурах с перебором или в сложных структурах 2 вида (подкласса) ;

3) фрикционные многодисковые - для пуска, останова или реверсирования с ручным или электромагнитным управлением.

Из упругих муфт чаще всего используются втулочно-пальцевые муфты по ГОСТ 21424-93 (МУВП) и упругие муфты со звёздочкой по ГОСТ 14084-93 (МУЗ), которые выбираются по номинальному крутящему моменту. Они мало отличаются по смещению осей соединяемых валов. Габаритные размеры МУВП см. [3, с. 313-316], а МУЗ – [3, с. 328-335].

В качестве сцепных муфт в коробках скоростей станков чаще всего используются зубчатые колёса с наружным и внутренним зацеплением, причём число зубьев полумуфт и модули одинаковы. Этим приёмом достигается сокращение осевого габарита коробки скоростей, т.к. в качестве одной из полумуфт используется одно из подвижных колёс соосных соединяемых валов. Кроме того, это сокращает количество деталей в приводе. Конструктивно выполнение таких муфт [3, с. 358-361]. Такие муфты не рассчитываются, т.к. крутящий момент передаётся всеми зубьями сцепляемых полумуфт.

Фрикционные многодисковые муфты с ручным управлением нашли применение в главном приводе токарно-винторезных и радиально-сверлильных станков. Описание устройства, принципа работы и расчёт этих муфт приведено в [3, с. 363-365] .

Электромагнитные многодисковые муфты с магнитопроводящими дисками(по ГОСТ 21573-76 и ГОСТ 21574-88) приведены в [3, с. 385-396], они выбираются по крутящему моменту.