Пример к 34-а

"В январе 1559 года в Риме был издан первый сводный папский "Индекс запрещенных книг".

Церковь запрещала неугодные ей книги почти с момента своего возникновения. Еще в 496 году папа Геласий I выпустил декрет с перечнем еретических книг, которые должны были безжалостно уничтожаться...

Под угрозой отлучения от церкви всем католикам предписывалось доставлять церковным властям запрещенные книги для их сожжения. При этом нередко на костер всходили и авторы этих книг. Издание "Индекса" продолжалось до 1959 года, когда вышло последнее добавление к изданию 1948 года. По решению второго Ватиканского собора лишь в 1966 году было официально прекращено издание этого позорного перечня.

За четыре столетия своего существования "Индекс" переиздавался более 100 раз. Последнее его издание содержало имена уже более 4 тыс. писателей и ученых".

О Памятные книжные даты. М.: Книга, 1984. С.242—243.

Пример к 34-6

Из статьи "Чудо" не состоялось", подписанной академиками Е.Велиховым, А.Прохоровым, Р.Сагдеевым:

"Настойчивая пропаганда антинаучных идей и попытка дезинформации широкой общественности побудили нас вновь обратиться к, казалось бы, вполне ясному вопросу...

Непонятна и позиция руководства Всесоюзного совета научно-технических обществ к "Общественному институту энергетических инверсий". НТ-общества призваны пропагандировать достижения науки и техники, создавать дополнительные возможности творческой деятельности трудящихся. К сожалению, существование "Общественного института энергетических инверсий" привело к обратным последствиям. Пропагандируются антинаучные идеи, члены института тратят время и силы на бесперспективную деятельность, престижу советской науки наносится ущерб".

О Правда. 1987. 22 июня. С.З.

Пример к 35-а

Из письма преподавателя ТРИЗ В.Б.Кейлера (г.Фрязино, Моск. обл.) от 12.07.88 Г.Альтшуллеру. О разговоре с председателем Щелковского совета ВОИР:


Работа

"Он спросил меня, в каких я с вами отношениях. Я ответил, что нахожусь в переписке и лично не знаком. В дальнейшем разговоре он сказал, что Альтшуллер берет 50 рублей за лекцию. Я ответил, что такой информацией не располагаю. "А я располагаю",— ответил он".

Любопытна технология лжи. Вначале председатель выясняет, знаком ли его собеседник лично с Альтшуллером, обучается ли на его занятиях. Узнав, что собеседник знаком с Альтшуллером лишь по переписке, председатель приступает к безудержной лжи: проверить нельзя, можно врать...

Пример к 35-а

О бывшем директоре Загорского детского дома для слепоглухонемых детей А.В.Апраушеве:

"В который раз — уж не в седьмой ли ? — вызывали его в судебную инстанцию, где снова выступал он ответчиком против бывшей своей подчиненной сотрудницы, утверждавшей, будто он швыряет с балкона арбузные корки, причем норовит попасть ей прямо под ноги. У Апраушева за эти годы накопилось немало любопытных справок, оповещавших, что данный кандидат педагогических наук НЕ делал того, НЕ пытался сего... Альвин Валентинович до сих пор не понимает, за что его сместили с поста директора, поскольку обвинения, которые против него выдвигались, на таком же уровне! Сейчас он завучем работает, но Министерство социального обеспечения, судя по всему, откровенно мечтает, чтобы сия трудноуправляемая личность куда-нибудь из Загорска делась..."

О Хилтунен В. Запас человечности // Огонек. 1988. N6.

Пример к 35-а

Из статьи о Борисе Ивановиче Кудрине, открывшем закон нормального распределения в технике:

"...Он позвонил Кудрину на работу и попросил заказать пропуск, представившись сотрудником НИИ. Почти тенью ходил за Борисом Ивановичем, слушал его разговоры, вникая в его распоряжения как одного из главных проектировщиков САПР. На вопросы Кудрина, зачем все-таки пришел, отвечал уклончиво, в глаза старался не смотреть. В конце рабочего дня, прощаясь, признался:

— Вы мне симпатичны, Борис Иванович, еще с того раза, как слушал ваш доклад.


4J8_____________________________________________Как стать гением

— ВоВНИИПОУ?

— Да. Поэтому скажу честно: не нравится мне это сегодняшнее задание.

— В чем оно состоит-то ? Посланец помялся и, смущаясь, выпалил:

— Убедиться, может, ненормальный вы... Кудрин хотел было вспылить, но спросил только:

— Ну и как ?

Посланец кашлянул в кулак:

— Ну и работенка у вас... С тем и отбыл".

О Юрков А. Семь кругов восхождения // Соц. индустрия. 1988. 19 июня.

Пример к 35-6

Из беседы с Г.Каспаровым:

"В последних выступлениях А.Карпов и В.Батуринский (бывший руководитель его делегации на нескольких матчах за звание чемпиона мира) мои действия, да и меня самого,чуть не сравнивают с Корчным. Задета моя честь не только чемпиона мира, но Как гражданина и коммуниста. Прикрываясь гласностью и демократией, мои оппоненты пытаются вытащить на свет безотказное оружие — политические обвинения. Пытаются создать, по сути, образ чемпиона мира как политического диссидента. Читателю внушается мысль: если он нападает на нас, верных патриотов, то он фактически подрывает устои. Но с каких пор кто-то вправе присваивать себе монополию на патриотизм? Я делаю для шахмат, для Родины то, что могу. Третий год я чемпион мира. И мне больно и тревожно видеть, как группа влиятельных людей делает все, чтобы я чувствовал себя чемпионом мира, только находясь за границей, чемпионом как бы не всего мира, а пяти шестых планеты. Такого у нас еще не бывало".

О Плутник А. Гарри Каспаров: "Свою лучшую партию я еще не сыграл" // Известия. 1988. 15 февр.

Пример к 35-в

В начале 1920 года В.ААртемьевым и Н.И.Тихомировым были сделаны первые шаги в работе над созданием реактивных снарядов. Вот что рассказывает об этом один из создателей "катюш" Ю.А.Победоносцев:

"В то время мало кто верил в успех их поисков. Считали, что


Работа

они чудаки, "затеяли фантастику". Создавать реактивный снаряд на бездымном порохе — это казалось чем-то нереальным. Но Артемьев и Тихомиров верили, что стоят на правильном пути, отчетливо видели свою цель. Нелегко было энтузиастам. Мастерскую они содержали на свои собственные деньги (у Артемьева нашлись сбережения).

Работали тогда ночами в холодном нетопленом помещении, при плохом свете, недоедали, недосыпали. Чтобы "не прогореть", изготовляли в мастерской велосипедные принадлежности, детские игрушки, продавали на рынке свои вещи..."

В конце 20-х годов Артемьев и Тихомиров, переехавшие в Ленинград, смогли организовать государственную лабораторию (ГДЛ). Но еще много лет на общественных началах работала группа ракетчиков ГИРД.

Между тем речь шла о сравнительно простой вещи — реактивной артиллерии, всего лишь. Локальная цель, вполне понятная и нужная военной технике.

О Мельник Н. Кто зажигает звезды. М.: Сов. Россия, 1972. С.6-7.

Пример к 35-в

"Человеку корыстному в ГИРД делать было нечего: денег поначалу вообще никаких не платили, а вместо славы получали лишь насмешки. Когда злые языки расшифровывали ГИРД как "группу инженеров, работающих даром", они улыбались. Да, даром! Да, за идею! Да, чтобы улететь на Марс! Они приходили в холодный подвал после рабочего дня и уходили поздно ночью. Брали работу на дом и приносили из дому серебряные ложки, когда выяснилось, что паять требуется серебром. Подобная самоотверженность даже в те годы показалась чрезмерной. Увы, люди склонны предполагать самое худшее. Гирдовцев все время проверяли какие-то профсоюзные комиссии, инспектора по охране труда. Ведь все их ночные бдения были явным нарушением трудового законодательства".

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С. 199.

Пример к 35-г

"В 1946 году в постановлении ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград", кроме Зощенко и Ахматовой, было упомянуто еще несколько имен ленинградских писателей. Среди них назван


Как стать гением

и Александр Хазин... С той поры печататься ему не давали. Ни в одном издательстве , ни в одном журнале рукописи не принимали. Почему? Да потому, что он продолжал писать сатиру... Единственную возможность существовать, не изменяя себе, Александр Хазин нашел, создавая программы для театра Аркадия Райкина. Многие годы длилось содружество этих двух мастеров смеха... Эстрадный автор по необходимости, Александр Хазин все годы, до последнего дня своей жизни, работал и как писатель. Писал сатирические романы, пьесы, рассказы, поэмы. Он умел работать во всех жанрах. Он писал во все ящики своего стола.

Писать в стол требует большого мужества. Эпохи сменялись, но в его судьбе почти ничего не менялось. Он умер в 1976 году, так ничего не успев увидеть на горизонте своей жизни. Это сегодня красиво, даже романтично выглядит: художник, который сумел все эти мрачные годы, не теряя надежды, писать о своем времени не для печати, а для будущих поколений. На самом деле мучительное это дело. Не знаю, какие силы надо иметь, чтоб перебороть отчаяние, чем-то поддерживать надежду. Тридцать лет, лучших творческих лет, А.Хазин находился под запретом, приговоренный к молчанию. Это было как бессрочное заключение".

О Гранин Д. Из предисловия к публикации главы из романа А.Хазина // Правда. 1988. 10 июня.

Пример к 36-а

"Вследствие многих наших прошлых трагедий, господства бездумного уравнительства в экономике, сдерживания человеческой инициативы в определенной части народа сложилась психология, которую также здоровой не назовешь: для многих людей, если ты пьешь, стучишь в домино и ничего не делаешь, ты нормальный советский человек. Если ты не пьешь, не стучишь в домино, а проявляешь какую-то повышенную добросовестность, пытаешься как-то осмысленно заполнить свое свободное время, то ты уже подозрителен, ты уже — не "наш" человек. Испокон веков это чувство называлось завистью".

О Все, что эффективно, — нравственно!: Из беседы с Н.Шмелевым // Книж. обозрение. 1988. 1 янв. С.2.

Пример к 36-а

"Экзамен на бакалавра производился профессорами уни-


Работа

верситета... Джевецкий по всем предметам получил высшую отметку 20 — случай небывалый. Не успел он предъявить своего аттестата директору лицея, рассчитывая заслужить его похвалу, как директор приказал вызвать родителей Джевецкого и посоветовал им немедленно взять сына из лицея, мотивируя это требование тем, что их сын Стефан, отличаясь необыкновенными способностями, ничего весь год не делал, а выдержал первым; этим он может оказать вредное влияние на других, такими способностями не одаренных, и они захотят ему подражать, и вся школа будет испорчена.

— Если бы Стефан экзамен не выдержал или выдержал в числе последних, я бы его оставил на второй год, а так я прошу его взять, иначе я буду вынужден его исключить с соответствующей пометкой в аттестате, что может ему повредить",

О Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1984. С.91.

Пример к 39-а

"Первую заявку с пятью пунктами формулы изобретения из ВНИИГПЭ возвратили как непонятную. Но даже из приложенного простого чертежика все так и выпирает! Через 8 месяцев острой конфронтации приняли. Потом все сначала. Отказное решение со ссылкой на авторское свидетельство — доказал несостоятельность ссылки, затем отказ со ссылкой на ранее поданную заявку, уже признанную изобретением, но еще не опубликованную. Давай ее сюда! Смотрю: первый пункт формулы изобретения — то же самое, что и у меня. Смотрю внимательнее: чужая заявка подана на 4 месяца позже моей, в период упорных ее мне возвратов, — и ею пытаются забить мою заявку! Некрасиво. Доказал и это, и наконец через два года после подачи получил положительное решение. Признали изобретением два из пяти пунктов формулы заявки. Пусть два..."

О Демченко Д. Не разогревать, а раскручивать // Изобретатель и рационализатор. 1982. N4. С. 18.

Пример к 39-а

"В Кургане теперь постоянно стажировались по собственной игащиативе хирурги из других областей и краев. Многие из них обращались с письмами в Министерство здравоохранения СССР, другие вышестоящие инстанции с требованием дать широкую дорогу методу чрескоСГного остеосинтеза... Письма


Как стать гением

оставались без ответа... Потому что заключение по этим письмам давали руководители Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова. А они всякий раз противопоставляли аппарату Илизарова так называемый облегченный аппарат О.Н.Гудушаури, созданный им после выступления Илизарова в ЦИТО и демонстрации там своего аппарата в апреле 1955 года. Сложных больных этим аппаратом Гудушаури излечить не мог, и институт, где работал Гудушаури, отсылал их в Курган, к Илизарову. Тем не менее, в ЦИТО всячески рекламировали аппарат Гудушаури".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. Q.68— 69.

Пример к 39-а

"Об этом изобретении — установке комплексного воздействия на ткань — хочется сказать несколько подробнее. Идея установки родилась у Львовского ученого И. Плеши. Сотрудники ЦНИХБИ (Центральный НИИ хлопчатобумажной промышленности. — Прим. авт.), оценив эту идею по достоинству, предложили ее автору помощь в создании конструкции... Но когда макет установки был готов и пришло время подавать заявку на изобретение, о львовском ученом вдруг забыли. Хотя Иван Васильевич Плеша сам, своими руками, сделал такую установку еще в 70-е годы, несколько лет ее эксплуатировал, а когда к нему приехали из Москвы сотрудники ЦНИХБИ, подробно объяснил им, что надо изменить в конструкции, чтобы усовершенствовать прибор".

О Бирюкова Л. Влиятельная фигура // Соц. индустрия. 1987. 18 янв.

Пример к 39-а

"Выданный Беллу патент был одним из самых ценных патентов в Соединенных Штатах. В течение десятилетий он стал объектом атак со стороны каждой крупной электрической и телеграфной компании в Америке. Однажды во время президентства Кливлена был составлен заговор с целью отнять у Белла патентное право и передать его частной корпорации. Участниками заговора были генеральный прокурор Соединенных Штатов, несколько сенаторов, ряд бывших конгрессменов и бывший губернатор штата Теннесси..."

D Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.49.


Работа

Пример к 39-в

О новаторе-агрономе Н.С.Плашинском:

"Работал в Бессарабии, в Крыму, в Уссурийском крае, в Узбекистане, в Туркмении, в Азербайджане, наконец. Чего только не выращивал на этих землях! Каких только тягот не хлебнул!

— Но почему Вы так часто переезжали, Николай Сергеевич? Путешествовать любите?

— Зачем же? Я — агроном. Но, как видел несправедливость, сразу уезжал.... А что толку бороться? — невозмутимо продолжал он. — Время только терять".

О Графова Л. И дольше века длится жизнь // Лит. газ. 1985. 12 июня. С.12. „

Пример к 40-а

"В 1873 году Лодыгин демонстрировал образцы своей лампы в физической аудитории Петербургского технологического института. Лампа вызвала восторг и надежды, к сожалению, не сбывшиеся. Была создана компания по изготовлению и эксплуатации нового источника света, которая, к отчаянию изобретателя, занялась не опытами по усовершенствованию лампы, а спекуляцией паями. Как и следовало ожидать, не прошло двух лет, и дело было совершенно загублено, а об изобретении Лодыгина забыли".

О Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984. С.46-47.

Пример к 43-а

"Когда психика человека с детских лет находится под прессингом лозунгов-заклинаний, задерживается развитие способности к научному, реалистическому мышлению, а потом во взрослой жизни человеком руководит подспудно мышление мифологическое. Во всех социальных неурядицах это мышление ищет персональных виновных — ограниченную группу лиц или лучше одного ("козла отпущения"). При этом причины и следствия в сознании меняются местами. Недаром же в древности существовал иррациональный обычай казнить гонца, приносящего плохую весть".

О Шмелев А. Почему я не пессимист // Лит. газ. 1987. 26 авг.


Как стать гением

Пример к 43-6

"Фицрой не сдается. Он работает не щадя сил. Появляется зловещий признак переутомления — его некогда красивый почерк, став расплывчатым и крупным, теперь еще более смазан. Восемнадцатого июля 1864 года "Тайме" печатает статью, посвященную последнему официальному отчету Фицроя. Особенно доброжелательной ее не назовешь.

"Как бы далеко ни ушла вперед наука, — говорит автор статьи, — ни один заслуживающий доверия ученый, которому дорого его доброе имя, не рискнет предсказывать погоду. Адмиралу Фицрою все еще предстоит убедить широкую публику в своей правоте..."

...В апреле 1865 года жена Фицроя писала одному из родственников, что в последнее время здоровье мужа находится в плохом состоянии. "Все доктора единодушно предписывают ему прекратить работу и отдохнуть. Ему предоставили отпуск, но беспокойный характер и чрезмерная совестливость мешают ему употребить отпуск себе на пользу: он не может допустить, чтобы другие делали то, за что он получает деньги. Он все время находится в нервном возбуждении, но как только ему становится немного лучше, спешит в департамент, а когда приезжает туда, убеждается, что не может по-настоящему работать..."

...Утром тринадцатого апреля 1865 года Фицрой вошел в туалетную комнату, взял бритву и перерезал себе горло".

О Меллерш Г.Е. Фицрой — капитан "Бигля". Л.: Гидро-метеоиздат. 1975. С.222—224.

Пример к 43-в

"Многие твердили Циолковскому одно — неудачник... Он был неудачником во многом. Он был глух, беден, еле-еле сводил концы с концами. И не он один, а с семьей, которую оц ничем не мог согреть, кроме слов утешения и веры в свое будущее.

— Прав я или не прав, — говорил Константин Эдуардович в минуты отчаяния. — Я — эгоист, я не умею зарабатывать деньги, я народил семью неудачников, таких же, как я сам, дети болеют... Но отказаться от дела всей жизни я не могу, не имею морального права".

О Чижевский А.Л. Вся жизнь. М.:Сов. Россия, 1974. С.ЗО.

Пример к 48-а

"Академик Василий Владимирович Петров дожил до первого


Работа

практического применения открытой им дуги, правда, совершенно неожиданного. Речь идет об электрической мине с дуговым запалом, взорванной Павлом Львовичем Шиллингом в 1812 году".

О Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984. С.21.

Пример к 48-6

"Братья Райт считали себя учеными. В то же время они стремились разбогатеть. Этот мучительный конфликт двух влечений раздирал их до конца жизни. Но одно они знали наверняка: летательная машина была одним из величайших даров, который человек когда-либо приносил человеку, потому что, по их глубокому убеждению, он означал конец всякой войне. Армии не смогут более скрывать свои передвижения друг от друга, гражданские районы уже не будут находиться в безопасности, так как вражеские летательные машины смогут сбрасывать взрывчатые снаряды, и у разумных людей не будет другой альтернативы, кроме как найти путь к тому, чтобы все народы на Земле жили в мире и согласии".

О Уилсон М. Американские изобретатели.- М.: Знание, 1975. С. 107-108.

Пример к 52-6

"Молодой ученый защищает выдающуюся диссертацию, и что с ним происходит дальше? Его руководство, если оно понимает, что он талантлив, пытается ему помочь, это естественно. Его делают начальником, неважно чего: начальником группы, например, потому что это единственный способ поднять зарплату; затем он в какой-то мере отстраняется от работы и становится уже немного администратором. Неожиданно он делает еще одну выдающуюся работу. Тогда начальство назначает его начальником отдела, и тут он уже перестает существовать как ученый. Ему нужно ходить на заседания, выделять людей на картошку, заниматься всем, чем угодно, только не научной работой".

О Важна работа, а не отчет: Интервью с лауреатом Ленинской премии академиком Борисом Викторовичем Рау-щенбахом // Аргументы и факты. 1988. 23—29 июля.

Пример к 54-в

"Наибольшее удовольствие доставляет обучение студентов и


Как стать гением

аспирантов, ведущих самостоятельную исследовательскую работу. Мне посчастливилось иметь среди таких студентов настоящих гениев. Как чудесно открыть в учениках талант и побудить этот талант к плодотворной работе. Таким образом, с личной точки зрения, наука предоставила мне удовлетворение и радость, которые только может получить человек от своей профессиональной деятельности".

О БорнМ. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.38.

Пример к 58-а

"В насчитывающем 90 страниц реестре федеральных библиотек, составленном в 1970 году, шестьдесят страниц занимает список библиотек, обслуживающих вооруженные силы".

О Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. С.84.

Пример к 58-а

"К началу 1972 финансового года на службе федерального правительства было 5400 вычислительных машин, из которых восемьдесят процентов приходилось на долю министерства обороны".

О Г.Шиллер. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. С.83.

Пример к 64-а

"Многие ученые — я бы сказал большинство — фактически увязают в побочных результатах своего собственного успеха. Под их началом создаются большие институты, которыми надо управлять. Они получают огромную корреспонденцию, приглашения на чтение лекций, участие в церемонии открытия новых лабораторий или больниц, на издание монографий и составление обзоров. К ним приходят все больше и больше посетителей, бесконечное количество бывших студентов просят дать рекомендации при переходе с одной работы на другую и т.д. Времени на научную работу остается все меньше, и, хотя некоторые из этих предложений им даже приятны, в результате у них не остается ничего, кроме такого рода деятельности, не имеющей никакого отношения к научной... Так слава безжалостно губит живую личность, превращая человека в памятник его собственным достижениям. Это не то признание, в котором нуждается ученый, но противодействие последствиям этого признания может по-


Работа

требовать столько же усилий, сколько отняла та самая работа, которая и привела его к славе".

О Ганс Селье. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 55-56.

Пример к 65-а

Жак Пиккар — о постройке первого в мире мезоскафа: "Один из моих сотрудников — назовем его паршивой овцой или Иудой, — знающий инженер, но человек со странностями, мечтал занять мое место. Он рьяно поддерживал экспертов, лебезил перед ними, каялся и поносил свой собственный труд, изощрялся и раболепия и обещал выполнить все, что требовала комиссия, только бы ему дозволили блистать на мостике мезоскафа, пока будет действовать Выставка. ...Невозможно подробно рассказать о всех происшедших тогда интригах. Первым их результатом явилось увольнение всей рабочей группы, кроме Иуды, и формирование новой бригады, а она, не зная мезоскафа, должна была начать все сначала".

О Жак Пиккар. Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой. М.: Мысль, 1974. С. 190-191.

Пример к 74-а и 74-в

Из воспоминаний Катаева о последней встрече с Булгаковым: "Он сказал по своему обыкновению:

— Я стар и тяжело болен.

На этот раз он не шутил. Он был действительно смертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученное землистое лицо. У меня сжалось сердце.

— К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого, — сказал он и достал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку. Он с достоинством нес свою бедность".

D Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1981. С.220.

Пример к 74-а и 74-в

О Борисе Павловиче Гробовском — советском изобретателе электронно-лучевого телевидения:

"Гробовский продолжал творческую деятельность. Достаток в семье был более чем скромным. Изобретения не приносили ни рубля. Напротив, поиск решений очень часто требовал мате-


Как стать гением

риальных затрат. Поэтому приобретение даже самых необходимых предметов зачастую откладывалось. Небольшой пенсии Бориса Павловича и заработка жены-машинистки едва хватало для того, чтобы сводить концы с концами. До конца жизни Гробовский так и не смог собрать достаточно денег, чтобы съездить на могилу отца на Украину".

D Тамбовцев Г. Жил в нашем городе изобретатель...// Веч. Фрунзе. 1985. 2 нояб.

Пример к 74-а и 74-в

Из писем Бальзака:

"Я задыхаюсь из-за денежных затруднений, мало ем, мало сплю, не вижу никого... Увы, больше месяца, как я ложился в полночь и вставал в шесть, обходясь самой скудной пищей... До сих пор меня еще преследует полиция, чтобы засадить на неделю под арест... Преследуемый кредиторами, не зная покоя, я не могу отдаться своим литературным симпатиям. Я вынужден выполнять спешные работы".

О Пузиков А. Портреты французских писателей. М.: Ху-дож. лит. 1967. С. 13.

Пример к 80-6

О русском изобретателе А.И.Шпаковском (1823—1881): "В 1859 году Шпаковский демонстрировал свойства дуги в Первом Московском кадетском корпусе и, в частности, получил электрическую дугу в воде между медными проволоками, причем положительный электрод плавился, капли меди, падая на дно стеклянного сосуда, оставляли на нем трещины. Порывистый, увлекающийся Шпаковский не очень заботился о мерах предосторожности. Перед самым началом опытов он взялся руками за оголенные части электродов, находившиеся под большим напряжением — 1000 вольт, и лишь чудом остался жив. Потом он рассказывал, как ему сильно сдавило грудь, нечем было дышать. Указательный палец был прожжен до кости, на ладонях выжгло глубокие борозды. Но, несмотря на потрясение и невыносимую боль, он начал опыты в точно назначенное время. Эта преданность идее, вдохновение трудом, обостренное чувство долга отличали всю жизнь Александра Ильича Шпаковского.

В 1879 году взрывом опытной мины Шпаковский был ранен и контужен. Из-за поражения мозжечка он не мог самостоятельно ходить и даже стоять. Два матроса переносили его на носилках


Работа

и поддерживали, когда он работал. Он брал израненными, искалеченными руками карандаш, прибор, инструмент и торопился сделать все, что задумал, боясь не успеть. Он не думал о подвиге, более того, был убежден, что не совершает никакого подвига. Так А.И.Шпаковский работал до последнего дня.

О Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984. С.39-40.

Пример к 80-г

Рассуждения Бабеля о труде писателя (из воспоминаний Катаева):

"Литература — это вечное сражение. Сегодня я всю ночь сражался со словом. Если вы не победите слово, то оно победит вас. Иногда ради одного-единственного прилагательного приходится тратить несколько не только ночей, но даже месяцев кровавого труда. Запомните это. В диалоге не должно быть ни одного необязательного выражения. К диалогу надо прибегать только в самых крайних случаях: диалог должен быть краток, работать на характер персонажа и как бы источать терпкий запах... Только что я прочитал вашу повесть. Она недурна. Но, вероятно, вы воображаете, что превзошли своего учителя Бунина. Не обольщайтесь. До Бунина вам как до Полярной звезды. Вы сами не понимаете, что такое Бунин. Вы знаете, что он написал в своих воспоминаниях о Н.Н.? Он написал, что у него вкрадчивая бесшумная походка вора. Вот это художник! Не вам и не мне чета. Перед ним нужно стоять на коленях".

О Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1981. С.212.

Пример к 83-в

Из выступления Г.Лопатина на царском суде: "И для меня, и для вас есть другой суд, неподкупный, нелицеприятный и строгий: это суд истории и потомства, суд наших детей и внуков. К этому суду я апеллирую в моем деле; на него одного я возлагаю все мои надежды; ему одному с доверием я поручаю защиту моей памяти. Я знаю ожидающую меня участь, но она не страшит меня: бывают времена, когда умирать легче, чем жить!.. Моя собственная совесть ни в чем не упрекает меня: я никогда не делал того, что осуждалось моим внутренним нравственным чувством, я никогда не останавливался перед исполнением того, что считал своим долгом, к чему это

15 Г Альтшуллер, И Верткий


Как стать гением

ни приводило меня, а потому могу безбоязненно смотреть в лицо смерти. Пощады не прошу и не желаю — говорю по совести! А потому заранее отпускаю вам суровость вашего приговора, если вы только нуждаетесь в моем отпущении. Я сделал мало для того дела, которое было всего дороже мне на земле, и горько сожалею об этом. Но если я не сумею послужить ему своей жизнью, то знаю, что не осрамлю его моей смертью и сумею умереть также твердо и безупречно, как жил".

О Харченко Л., Винклер А. Мятежная жизнь. Ставрополь: Кн. изд-во, 1979. С.235.

Пример к 84-6

"В Болгарии средства массовой информации популяризировали творчество Высоцкого еще при его жизни, в этой стране впервые были напечатаны его стихи, сделана единственная видеозапись спектакля "Добрый человек из Сезуана". В югославском городе Риека в конце прошлого года состоялся спуск на воду нового танкера "Владимир Высоцкий". В 1976 году поэт-актер был в Югославии со спектаклем "Гамлет". Что же происходит у нас? Большинству кажется, что должное Высоцкому воздано: несколько книг, диски, Государственная премия СССР, телефильмы... Но во всех изданиях повторяется один и тот же набор содержания: военные песни, и то избранные, где нет наиболее острых вещей о войне, ни одной философской баллады и т.д. Все время пытаются подать какого-то "дистиллированного" Высоцкого, "да еще под маской вдруг проснувшейся любви", как метко заметил Н.Губенко".

О Казаков А. В одной связке // Коме, правда. 1988. 24июля. Пример к 84-6

"Одно из лучших произведений Роберта Льюиса Стивенсона роман "Пляж Фалисы", написанный в 1892 году, наконец-то впервые увидело свет в своем первозданном неискаженном виде. В золотой фонд мировой приключенческой литературы вошли такие шедевры писателя, как "Остров сокровищ" и "Похищенный". Из всего, что создано Стивенсоном, "Пляж Фалисы" в процессе издания в наибольшей степени подвергался сокращениям и правке. До тех пор, пока Стивенсон создавал безобидные романы, посвященные историческому прошлому Шотландии, его работы удостаивались похвалы критиков. Но стоило писателю обратиться к современным проблемам, описать жизнь


Работа

на заброшенном островке в Тихом океане, заселенном туземцами и опустившимися белыми, поднять проблемы колониального угнетения и эксплуатации цветного населения, как к его книгам сразу же стали относиться с подозрением и опаской".

О Балебанов А. Жертва цензуры // Известия. 1985. 22 июля.

Пример к 84-в

Жан Мелье (1664—1729), сельский священник, умер за 60 лет до начала Великой французской революции. Тем не менее он активно участвовал в ней — своим знаменитым трудом "Завещание".

Мелье грозила слепота, но он в трех экземплярах переписал свое объемистое произведение. Более того, стремясь обеспечить его сохранность, он нотариально оформил его как завещание. На бумаге, в которую был завернут экземпляр рукописи "Завещание", адресованный прихожанам, рукой Мелье написано:

"Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом, по крайней мере, умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно".

И если жизнь Мелье оказалась в общем-то тихой, то книге его была предначертана великая судьба. Не было, пожалуй, такого другого произведения во Франции XVIII в., где бы давалась такая яркая картина безысходного положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, такая сильная критика церкви и освящающей несправедливость религии.

Пример к 85-а

"16 июля 1987 года военная коллегия Верховного суда рассмотрела протест Генерального прокурора СССР по делу 15 граждан, осужденных в 30-х годах, и отменила приговоры, вынесенные им в 1931, 1932 и 1935 годах. Верховный суд отверг обвинения их в преступной деятельности. Ни один из оправданных не дожил до этого времени. Среди них — А. Чаянов, Н. Кондратьев... и другие...

В истории мировой экономической науки имя Н.Д. Кондратьева сохранится преимущественно благодаря двум достижениям: концепции длинных волн экономического развития (циклы


Как стать гением

Кондратьева) и пионерным разработкам в области моделирования макроэкономических процессов.

Гипотезу о существовании больших циклов экономической активности продолжительностью 40—60 лет Кондратьев сформулировал в 1922 году. Она выдержала испытания временем. Она правильно предсказала депрессию 30-х годов и позволяет понять особенности экономической жизни стран капитализма в 70—80-х годах. Об успехах Кондратьева в области макромоделирования стало известно только недавно. Существенные результаты были имполучены в 1930—1934 годах, в период заключения в Суздальском политизоляторе. Рукопись одной книги еще ждет своего издателя. Другая рукопись потеряна в тюремных архивах. Только из краткого реферата, содержащегося в письме к жене, можно понять, что Кондратьев на 10—15 лет опередил своих американских коллег в этой области. Мы можем гордиться еще одним приоритетом отечественной науки(выделено авт.)..."

D Пияшева Л. Экономист Николай Кондратьев // Соц. индустрия. 1988. 14 янв.


Работа

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ИДЕАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ:

Концепция

"максимального движения вверх"

' и перечень актуальных разработок

Схема идеальной творческой стратегии

1. Творческие разработки могут вестись на трех уровнях: 1) решение конкретной технической задачи (например, усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента); 2) решение общетехнической (или общенаучной) проблемы (беспылевое производство пылящих веществ); 3) решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира). Иногда эти "ступени" проходит один человек. Так, К.Э.Циолковский начал с чисто технической задачи — найти техническое средство преодоления земного притяжения. Таким средством оказалась ракета. Исследование перешло на второй уровень — решение задач ракетоплавания (ракетной космонавтики): создание многоступенчатых ракет орбитальных станций, космических оранжерей, космической связи, жизнеобеспечения в космосе и т.д. В последний период жизни основное внимание К.Э.Циолковский уделял, разработкам на третьем уровне: космической фазе существования человечества, неизбежному выходу всего человечества в космос, возникающим в связи с этим вопросом о смысле жизни, пределах изменяемости человека.

Другие примеры:


Как стать гением

Рис.1

Автомобиль — автомобили (автотранспорт) — "автомобильная цивилизация".

Самолет — авиация (авиатранспорт) — "авиационная цивилизация".

Батискаф — "батисредство" (батискафы, мезоскафы, подлодки и т.д.) — "батицивилизация" (батискафы, мезоскафы и другие "скафы", подводные поселения, подводное производство и т.д.).

Атомная бомба — атомное (ядерное) оружие — "атомная цивилизация" (атомная энергетика, атомные двигатели, атомное оружие, атомная технология, "атомные" болезни и т.д.).

2. На каждом уровне могут вестись разные по масштабам разработки. Можно, например, создавать принципиально новый вид морского транспорта; можно изобретать новый вид трапа для морских судов. Масштабы разные, но качественно уровни разработок одинаковые: решается локальная техническая задача. Видимо, правильнее говорить не об уровнях (плоскостях, ступенях), а о ярусах(слоях, пластах). Нижний ярус — узкотехнический, узконаучный, узкохудожественный. Средний ярус — общетехнический, общенаучный, общехудожественный. Верхний ярус — общечеловеческий: социально-технический, социально-научный, социально-художественный, социально-организационный.

3. В каждом ярусе процесс разработки разворачивается во времени. Типичный временной спектр выглядит так (рис.1): выбор направления (н) — постановка конкретной задачи (з) — сбор необходимой информации (и) — решение (р) — внедрение или начало внедрения (в).

4. Идеальнаястратегия творческой личности — когда человек кратчайшим путемвыходит на решение задач третьего (верхнего) яруса рЗ и внедрение вЗ (рис.2):

Идеальный путь — переход от "нулевого направления" (от-


Работа

Рис.2

сутствие творческой направленности) через н1 и н2 в третий ярус и продвижение к вЗ. Схема эта нереальна: продвижение вверх (с нижних ярусов в верхние) невозможно без постановки и решения конкретных задач нижних ярусов, без сбора необходимой для этого информации. От нО еще можно, используя готовую информацию, перейти к н1, но переход с первого яруса во второй возможен только после решения pi хотя бы одной задачи первого яруса. Поэтому график практически осуществимой идеально-реальной стратегии выглядит иначе. В наиболее типичном случае переход в следующий ярус происходит после решения задачи предыдущего яруса (рис.3): появляются новые спорные идеи, позволяющие увидеть "вышестоящий" ярус. Нередко путь вверх становится возможным благодаря обобщению идей, возникающих при решении нескольких задач нижнего яруса.

Можно сказать так: рис.2 — график мечты, рис.3 — график трудного, но все-таки в принципе возможного максимального восхождения.

5. Реальная картина далека от графика на рис.3. Чаще всего человек так и остается в нулевом творческом ярусе. Переход в первый ярус — уже само по себе определенное достижение. Даже если такой переход осуществляется один раз и на сравнительно короткое время. Тех же, кто длительно держится в первом ярусе,


Как стать гением

Рис.3

мы привыкли без колебаний считать творческими личностями: автор десяти изобретений, пятидесяти, ста... — творческая жизнь, какие могут тут быть сомнения! Между тем решение одной задачи второго яруса важнее для человечества, чем решение тысяч задач первого яруса. Возможность перехода во второй ярус (а тем более — в третий) нередко просто остается незамеченной теми, кто работает в первом ярусе: силы расходуются на борьбу за признание и внедрение результатов решения первоуровневых задач.

Особенность стратегии, выделенной двойной линией на рис.3, и состоит в том, чтобы избежать ловушек на отрезках в1 и в2: добиваться внедрения решений первого и второго яруса нужно, но в той мере, в какой это не съедает сил и времени для продвижения к вЗ.

6.Трудности внедрения растут с подъемом вверх: казалось бы, какая разница, где завязнуть... Почти никому из поднявшихся в третий ярус не удается далеко продвинуться по вЗ. Но здесь есть важная особенность: на всех ярусах возможно промежуточноевнедрение — опубликование. Оно, правда, почти ничего не дает в первом ярусе, но многое значит для идей второго яруса. А в третьем ярусе опубликование и есть реальное вЗ (или начальная фаза реального вЗ).Внедрение вЗ преимущественно духовное, не


Работа

Рис.4

материальное, в2 — духовно-материальное, в1 — материальное. Отсюда парадокс: вЗ может быть достигнуто одним человеком (теория Максвелла, теория Эйнштейна, теория Циолковского); для достижения в1 обычно нужен коллектив, а для достижения в2 — группа коллективов

7. Здесь должен возникнуть упрек: ах, вы призываете к построению теорий (притом с социально-философским уклоном) — в ущерб практике, конкретным научно-техническим свершениям. Ничуть не в ущерб! Мы говорим о другом: социально-философское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки.Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль


Как стать гением

о новом мышлении в атомный век. Ненормально, когда трещит по швам экологическое равновесие, а только потом начинают пробивать дорогу робкие призывы по возможности замедлить экологическую катастрофу... Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать.

8. Есть еще одно важное соображение в пользу "стремления вверх". Решение р2 задачи второго яруса дает "гроздь" новых задач первого яруса 1—3 (рис.4). Решение рЗ задачи третьего яруса дает "пучок" задач второго яруса I, II со своими "гроздьями" задач первого яруса 4—6, 7—9.

Задачи в "гроздьях" резко отличаются от обычных задач первого яруса. "Гроздьевые" задачи относятся к новому комплексу проблем, жизненно важных для человечества. Таким образом, путь на первый ярус в обход (через второй и третий ярусы) дает возможность прогнозирования ключевых для будущего идей, задач, решений.

9. У "гроздьевых" задач есть еще одна важная особенность: их решение обеспечивает — в сумме — не только решение р2 и рЗ, но и может служить началом перехода к принципиально новым проблемам второго и третьего ярусов. Так, работая над жизнеобеспечением человека в космическом корабле, К.Э.Циолковский пришел к идее выращивания различных продуктов (в космической оранжерее) на угле. Оставался один шаг до идеи гидро-понического земледелия. Любопытно, что эту упущенную возможность (использование гидропоники в земных условиях) не увидел не только сам Циолковский, но и никто из ракетчиков вообще! Еще любопытнее, что этой возможности (пропущенной, неиспользованной) не заметил ни один из биографов Циолковского!

10. Творческая личность должна уметь

— подниматься от pi к н2 и от р2 к нЗ;

— спускаться от р2 и рЗ к "гроздьевым" задачам первого яруса 1—9;

— подниматься от "гроздьевых" задач к новымпроблемам верхних ярусов (стрелка от 9 к н2.1 на рис.4).

11. Одна из наиболее обидных ошибок: изобретатель поднимается на второй или третий ярусы, получает "гроздья" новых


Работа

задач первого яруса... и увлекается их решением, не замечая, что некоторые решения этих задач могут быть обобщены до новых проблем второго и третьего ярусов. Например, изобретатель Н.В.Гулиа начал с локальной технической задачи первого яруса — создания инерционного двигателя. Вышел на проблему второго яруса — универсальное применение супермаховиков в качестве накопителей энергии. Получил "гроздь" новых задач первого яруса, связанных с постройкой и эксплуатацией супермаховиков. Решение одной из этих задач привело к идее увеличения прочности ленточных маховиков с помощью электростатических сил. Осталось перейти к новой проблеме второго яруса: упрочение любых конструкций за счет электростатических полей. Но этот последний — весьма перспективный! — переход так и не был сделан... Гулиа остался в кругу привычных "маховиковых" забот...