Как стать гением

Игра

Шт

Продолжить бескомпромиссную разработку и развитие системы целей и добиться внедрения результатов даже ценой своей жизни.

Пресечь любым путем рас-пространение разработки системы целей и ее развитие, вплоть до прямого физического уничтожения разработчика.

ЭНДШПИЛЬ

Игра

Как стать гением

МИТТЕЛЬШПИЛЬ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


ИТОГ: Победа за Творческой Лично&Шо, если школа сохранилась и состоялся переход к Эндшпилю. В противном случае проигрыш.

Вектор действий ВО

Вектор действий ТЛ

Часть 1

Главный конфликт Переход от школы к движению сопровождается двумя интенсивными процессами

а) резко увеличивается количество участников,

б) быстро повышается процент небескорыстных последователей, готовых работать "при наличии соответствующих условий", т е при отсутствии сопротивления или даже при поддержке ВО

Возникновение движения, то есть группы соосно действующих школ, естественно, укрепляет позиции первошколы, созданной ТЛ Однако резко возрастает и "площадь поражения", и возможность для ВО интриговать против ТЛ, сталкивая ТЛ и ее школу с "раскольниками" К сожалению, на этом этапе у ТЛ и первошколы нет реальной возможности перевести значительную часть участников движения в разряд творческих разработчиков Первошкола создается в основном из людей, бескорыстно преданных начальной идее Движение — из обычных людей


30*

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЕРЕХОД КДЦ-3

       
       
       

Примечание к 67-а

При переходе к достойной цели-3 происходит дальнейшее расширение фронта борьбы. Кроме борьбы с ВО за разработку ДЦ-3, надо бороться:

1) за дальнейшее нормальное развитие целей 1 и 2;

2) против недостойного применения результатов, полученных при достижении целей 1 и 2.


Игра

Примечание к 67-6 Как сказал немецкий поэт Хайнц Калау:

Возле каждой перспективной идеи

собираются мученики и святые, всезнайки, приспособленцы, мелкие мошенники и крупные негодяи, люди долга и

люди,

лишенные чувства долга,прорицатели, тупицы, болтуны, попутчики и еще очень много народу,

который просто живет при этом.

Пример к 67-в

Хорошей иллюстрацией к этому ходу могут служить этапы развития того, что сейчас принято называть ТРИЗ. Вначале работа велась над созданием методики изобретательства. Предполагалось выявить некоторые приемы, которыми пользуются изобретатели, и свести их в систему. Типичная научно-техническая цсль-1. Затем эта цель переродилась в теорию развития технических систем. Речь шла уже не только о решении конкретных изобретательских задач, но и о прогнозировании любых технических систем на основе выявленных объективных закономерностей их развития. Типичная научная цель-2. Сегодня и эта цель переродилась в общую теорию сильного мышления с большим креном в область общественных проблем. Типичная научно-социальная цель-3.


Как стать гением

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

БОРЬБА С ДВИЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ
ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
68-а. Основной. ВО разворачивают борьбу против перерастания школ в движение, используя весь спектр своих возможностей, вплоть до объявления движения незаконным. 68-в. Основной. Разработка цели-3. Внедрение в школы по цели-2 элементов цели-3, то есть первые действия по переходу от школы (или от школ) к массовому движению.

Примечание к 68-а ВО — система многоуровневая, сложная, иерархическая. Против цели-1 действуют нижние уровни ВО, например "знатные специалисты". Против цели-2 выступают "знатные институты, ведомства". В сущности, выступая против ТЛ, они действуют вопреки интересам высших иерархических слоев Внешних Обстоятельств, против человечества и государства и поэтому в конце концов обязательно терпят поражение. Иначе обстоит дело с целью-3: она еретична относительно государственных уровней и служит интересам всего человечества, иногда даже будущего человечества (и потому иногда еретична даже относительно современного человечества). Здесь тоже неизбежна победа ДЦ, так же как неизбежна смена современного человечества будущим. Но неизбежная победа эта нелегкая и нескорая.


Игра

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОТКАЗ КОЛЛЕГ ОТ ДЦ-3 ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ДЦ-3
ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
69-а. Основной. Лучшие специалисты по целям 1 и 2 отказываются работать по цели-3. 69-в. Основной. Получены первые результаты по цели-3. Идет интенсивная работа по их развитию. □ 69-г. Упреждающий. Написание книг с изложением идеологии цели-3.

Примечание к 69-а Одна из основных причин отказа в том, что многие удовлетворены полученной наконец возможностью спокойно работать по целям 1 и 2.

Примечание к 69-г

Внедрение по цели-3 прежде всего состоит в широких публикациях (книги, учебники, статьи) и в укреплении, расширении, развитии движения.


Как стать гением

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СВЕРХСЛОЖНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Ш 70-а. Основной. Для доказательства, развития, внедрения новой теории нет соответствующего аппарата, например математического, или нет подходящих условий, например производственно-экономических. ■ 70-6. Усиливающий. Сам автор теории испытывает испуг перед следствиями из своей теории. 70-в. Основной. Получены первые принципиально новые результаты по цели-3, создана новая теория, коренным образом меняющая старые представления.

Примечание к 70-а и 70-6 ПротивТЛ вновь действуют внутренние обстоятельства.

Пример к 70-а

Из письма А.Эйнштейна М. Бессо:

"После нескольких лет работы я наконец нашел естественное обобщение уравнений гравитационного поля; я полагаю, что оно окажется пригодным для единой теории поля. Однако из-за того, что вычислить соответствующие интегралы очень трудно, я не располагаю вескими аргументами ни за, ни против. Авгуры сходятся на том, что современной математике с этим не справиться. Но я не прекратил борьбу и решительно занимаюсь этим денно и нощно. Завидная судьба, когда до последнего вздоха ты захвачен работой! В противном случае страдания, порожденные


Игра

глупостью и безумием людей, были бы столь тяжкими! — а ведь это как раз то, что несет с собой политика".

О Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С.169.

Пример к 70-а

"Максвелл не дожил до торжества своей теории. Почти ни одно из основных ее положений не было при его жизни подтверждено опытом, поэтому теория фактически оставалась на положении гипотезы. Маститые физики относились к ней с недоверием, а молодые приняли, безоглядно в нее поверили, но, полагая (справедливо, конечно), что опыты по ее доказательству сопряжены с огромными трудностями, не помогали ей завоевать признание. Для ученого, казалось бы, нет большего несчастья, чем остаться непонятым, не увидеть торжества своих идей".

О Там же. С.69.

Пример к 70-6

"Гипотеза квантов способна была помочь науке выйти из кризиса.

Но успех, как оказалось, имел и теневую сторону. Ведь если допустить, что лучистая энергия испускается и поглощается только порциями, значит, надо признать, что в световой волне она распределена не непрерывно, а сосредоточена в виде частиц света, корпускул. То есть поставить под сомнение волновую теорию Гюйгенса, которую отстояли в длительной битве с корпускулярной теорией такие умы, как Юнг, Френель, Максвелл. Да и не только это. Туг значило замахнуться и на большее — на всю классическую физику!

И Планк дрогнул, смешался.

Сложилась, пожалуй, беспримерная в истории науки ситуация: подарив миру великую гипотезу, ее творец, испугавшись масштаба последствий, в течение ряда лет противодействовал тому, чтобы она укоренилась в науке".

О Там же. С. 140.


Как стать гением

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

"ЧАСТНОСТЬ-3" КОНЦЕНТРАЦИЯ УСИЛИЙ НА ДЦ-з
ход внешних обстоятельств ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
71-а. Основной. Операция "Частность-3": ВО разворачивают борьбу с целью-3, противопоставляя "хорошие" цели 1 и 2 "плохой" цели-3. 71-в. Основной. Постепент иое свертывание личной работы по цели-2 для концентрации усилий на цели-3 и вытекающих из иее новых целей 1 и 2.

Игра

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

"БОМБА-3" РАЗВИТИЕ ГУМАННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЦ-3
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
72-а. Основной. Операция "Бомба-3": превращение гуманной цели-3 в милитаристскую, националистическую и т.п. цель. 72-в. Основной. Продолжение независимой работы над целью-3 и вытекающими из нее целями 1 и 2. Пропаганда гуманной направленности разработок в школах и в широких кругах движения.

Пример к 72-а

"Цандер хотел встретиться с Циолковским. Ему очень хотелось рассказать о полете на Марс. Королев — другое поколение, с Королевым было трудно. Несколько раз пытался Фридрих Артурович поговорить с Сергеем Павловичем о главном — о межпланетном корабле. В ответ вновь и вновь вроде бы мягко, но с присущей ему непробиваемой твердостью доказывал Королев Фридриху Артуровичу, что тот совершает сейчас величайшую тактическую ошибку. Вкладывая в слова свои разоружающую Цандера логику и знание конъюнктуры, убеждал его Королев, что, стоит только упомянуть о полете на Марс, и ни о каких субсидиях, финансировании, лимитах на оборудование, штатных единицах вообще речи и быть не может — просто никто с ними и разговаривать не станет.

— Поймите, Фридрих Артурович, от нас ждут дел реальных: ракетных снарядов для армии, стратосферного самолета с ре--кордным потолком, дальних ракет с ЖРД — все это доступно, всем понятно, — Королев смотрел ему прямо в глаза, и отвести взор не было сил. Цандер с тоской чувствовал, что Королев прав...

— А вы — межпланетный самолет... — Королев перевел дыха-


Как стать гением

ние, вздохнул. — Экспедиция на Марс. Фридрих Артурович, поймите же...

— Так, так, — кивал Цандер. Королев, конечно, правильно рассуждает. Но сердце требует Марса! Требует, и все тут!"

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С. 197.

Пример к 72-а и 72-в

О Циолковском.

В 1905 году была опубликована заметка в одном из номеров "Иллюстрированных биржевых ведомостей". "Заметка сообщала, что якобы в Америке сделано страшное военное изобретение — боевая ракета. Корреспондент не поскупился на ее описание. "Вчера в течение ряда опытов, — писал он, словно видел это собственными глазами, — тысячи вновь изобретенных мин летали по воздуху, разбрасывая на большое расстояние снаряды, начиненные пулями".

Типичная газетная утка! Сообщение было буквально высосано из пальца. Но Циолковский поверил. Теория, разработанная им, говорила — это возможно, а в таком случае чем черт не шутит! Быть может, и в самом деле американцы построили боевую ракету?.."

И Циолковский пишет письмо: "Всесветные акулы (так называет Эдисон похитителей чужих мыслей) уже успели отчасти подтвердить мои идеи и, увы, уже применить их к разрушительным целям. Я не работал никогда над тем, чтобы усовершенствовать способы ведения войны. Это противно моему христианскому духу. Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую солнцем. Но что же вы, мудрецы, любители истины и блага>не поддержали меня?.. Орудия разрушения вас занимают, а орудия блага — нет... Акулы распоряжаются и преподносят что и как хотят: вмесю исследования неба — боевые снаряды, вместо истины — убийство".

О Арлазоров М. Циолковский. М.: Мол. гвардия, 1962. С.160-162.


Игра

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

БУМАГА-3 ПУБЛИКАЦИЯ КНИГ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
73-а. Основной. Операция "Бумага-3": ВО санкционируют полное внедрение цели-3, но... на бумаге. ВО якобы полностью берут на себя все вопросы внедрения и даже дальнейшей разработки. А на деле ничего не предпринимается или даже усиливается борьба против цели-3. □ 73-6. Усиливающий. Усиленная пропаганда "модификаций", искажающих суть основных идей ТЛ и школы. Ш 73-е. Основной. Продолжение независимой личной работы. Публикации. ■ 73-г. Упреждающий. Апелляция к общественным движениям. Создание книг (не статей в газетах и журналах — это нужно "сегодня", — а именно книг, которые понадобятся "завтра"), отражающих идеологию цели-3, общую методологию работы и способствующих привлечению новых кадров для школ и движения.

Как стать гением

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НЕТ ДЕНЕГ ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
74-а. Основной. Снова нет денег... 74-в. Основной. Потребности сокращать уже некуда, остается терпеть, терпеть, терпеть...

Примечание к 74-а Этот ход Внешних Обстоятельств впервые встречается еще в дебюте. С той поры он сопутствует каждому ходу. Мы записали его дважды — чтобы обозначить постоянную линию действия ВО.

Пример к 74-а и 74-в

Из автобиографической рукописи Циолковского "Фатум": "На последний план я ставил благо семьи и близких. Все для высокого. Я не пил, не курил, не тратил ни одной липшей копейки на себя, например на одежду. Я был почти всегда впроголодь, плохо одет. Умерял себя во всем до последней степени. Терпела со мной и семья..."

О Арлазоров М. Циолковский.М.: Мол. гвардия, 1962. С. 149.

Пример к 74-а и 74-в

Из писем И.Бунина к М.Алданову:

"Материально мое настоящее и будущее, повторяю, такое, что я иногда только головой мотаю — очень, очень белой головой! И вижу, что здесь никакой надежды дожить свои истинно последние дни не в нищете, не в голоде, не во всяческих прочих лишениях и унижениях..."

"Жить чуть не на краю могилы и сознавая свою некоторую


О Лавров В. Кличут и меня мои воспоминания... // Прометей: Альманах. М.: Мол. гвардия, 1987. Т.Н. С.192, 195.

Пример к 74-а и 74-в

Строки из письма Достоевского, написанного в середине сороковых годов — в начале его литературной деятельности:

"Я плачу все долги мои посредством Краевского. Вся задача моя заработать ему все в зиму и быть ни копейки не должным в лето. Когда-то я выйду из долгов? Погубишь все, и талант, и юность, и надежды, омерзеет работа и сделаешься наконец пачкуном, а не писателем... Ты не поверишь. Вот уже третий год моего литературного поприща, и я как в чаду. Не вижу жизни, некогда опомниться; наука уходит за невременьем. Хочется остановиться. Сделали они мне известность сомнительную, и я не знаю, до которых пор дойдет этот ад... Тут бедность, срочная работа, — кабы покой!.."

Вторая цитата — о жизни Достоевского через четверть века (конец 60-х — начало 70-х годов, во время вынужденной эмиграции):

"В письмах своих за это время Достоевский постоянно жалуется на нищету, на то, что жене его приходится зимой закладывать последнюю шерстяную юбку, а самому ему — панталоны, чтобы получить два талера для телеграммы: жалуется на болезнь, на такое утомленное состояние духа, что "не пишется".

О Соловьев Е. Ф.Достоевский, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1912. С.44,73—74.