МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Игра

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ПЕРЕВНЕДРЕНИЕ-2, "КОНКУРЕНТЫ" ДОБРОСОВЕСТНАЯ РАБОТА
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
60-а. Основной. "Перевнедрение-2": предоставление сверхвозможностей, для реализации которых еще нет условий. □ 60-6. Усиливающий. Предоставление особых возможностей "конкурентам": людям посторонним, случайным, некомпетентным, "соавторам" и даже бывшим противникам. Усиление "золотой лихорадки". 60-в. Основной. Продолжение нормальной добросовестной работы, несмотря ни на что (авантюры "конкурентов" выдохнутся сами по себе).

НАШИ ЛЮДИ-2 РАБОТА НА ОЧЕНЬ ДАЛЬНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
61-а. Основной. Операция "Наши люди-2": ВО признают цель-2, но руководство разработкой и внедрением поручают своим людям, посторонним для цели-2 и/или отколовшимся ученикам: карьеристам, дуракам и иудам. Появление "шакалов", посторонних "специалистов" по цели-2, стремящихся получить мелкую сиюминутную наживу (например, в виде публикации): урвать кусок и, урча от радости, убежать в кусты... □ 61-6. Усиливающий. Консолидация отребья для захвата "территории", занимаемой ТЛ и школой. Привлечение для этой цели "философов", призванных обосновать отторжение ТЛ. Использование в книгах и статьях специфического "философского" языка: онаучивание необходимо для того, чтобы скрыть пустоту или компиляцию, плагиат. 1 61-в. Основной. Это очень сильный ход ВО против творческой личности. Смягчить его можно только закреплением приоритета, путем многократных и ранних публикаций. И еще: остается возможность уходить вперед в разработке цели-2 и главное — цели-3. 1 61-г. Упреждающий. Очень сильный ход: допустим, нормальное, неискаженное признание придет через 300 (или 500) лет. Надо работать над тем, что будет новым, полезным или даже еретичным на т а к о й дистанции.

Как стать гением

Пример к 61-а

Из информации Г.Альтшуллера для школ ТРИЗ (от 08.09.87): В издательстве "Машиностроение" (М., 1987) под редакцией кандидата экономических наук В.Литвицкого вышла книга: "Повышение эффективности производства и его резервы. Учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации

— специалистов отраслей машиностроения".

Книга включает главу "Методы активизации технического творчества", написанную В.Е.Гореловым и В.А.Щербиным... Это

— организаторы семинара в ИПК Минхиммаша (1987). Они присутствовали на ряде занятий, имели все материалы... и еще до занятий попытались вписать себя в число авторов раздаточных материалов. Мне пришлось энергично протестовать, а при раздаче материалов предупреждать слушателей: "Титульную страницу надо вырвать... Такую-то фамилию на такой-то странице надо зачеркнуть..."

В ЖСТЛ говорится о дураках, карьеристах, иудах. Видимо, есть еще одна категория — "шакалы". Их цель — урвать кусок и убежать. Из естественного чувства брезгливости не хочется подробно разбирать технологию шакальства. Но две детали я все же отмечу:

1. Шакалы действуют преимущественно в темноте. Для шакалов, такой темнотой служит неосведомленность слушателей и читателей — шакалы тщательно скрывают сведения о литературе. Дана только одна ссылка — на "Крылья для Икара". Весь тираж "Крыльев" (15 тысяч) разошелся по заказам — попробуй найди!..

2. Шакалы тянут и у "своих": АРИЗ изложен Гореловым и Щербиным не по книгам о ТРИЗ, а дословно — по "пособию" А.Кудрявцева. Без ссылок, разумеется. *

На всей этой шакальей технологии противно останавливаться. Но ТРИЗ вступает в полосу казенного полупризнания, и надо быть готовым к появлению подобных "учебных пособий".


Игра

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

"ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО" ОТКАЗ ОТ "МИРА"
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
62-а. Основной. Операция "Давайте жить дружно" — "соавторы", иуды, жулики, проходимцы и "шакалы" предлагают ТЛ сотрудничество: "Ведь мы делаем одно общее дело, зачем же нам ссориться?.. К одной цели мы идем альтернативными путями, и мы должны помогать друг другу..." □ 62-6. Усиливающий. Сотрудничество предлагается ученикам из школы творческой личности: "Ну, он не хочет, а вы-то чего? Разве мы вас лично чем-то обидели? Вы молодые, у вас вся жизнь впереди, зачем нам с вами ссориться? Мы можем предложить вам аспирантуру или выгодную должность..." 62-в. Основной. Бескомпромиссный отказ от такого мира. Мир отребью нужен не потому, что оно раскаялось и желает исправиться, а совсем по другим причинам: например, нужны новые материалы или реальные результаты для отчета.

Пример к 62-а

"Встает вопрос: не злопамятство ли это — вспоминать подобные факты из истории нашей литературы? Надо ли помнить имена тех, кто голосовал за исключение Б.Пастернака из Союза писателей, тех, кто спровоцировал арест романа В.Гроссмана, кто подписал письмо о "Новом мире", за публикацией которого в старом "Огоньке" последовал разгон редколлегии "Нового мира" и уход из журнала А.Твардовского? Надо ли вспоминать имена тех , кто персонально виновен в трагедии Андрея Тарков-


Как стать гением

ского? Иногда послушаешь нынешние призывы к забвению и в самом деле кажется, что не надо вспоминать. Но вот что странно: все эти призывы исходят очень часто от тех, кто знает о своей незавидной или неблаговидной роли в прошлом, но надеется на всеобщую непамять, на всеобщую забывчивость. Душегрейная мудрость:"Кто старое помянет..." — не для многострадальной нашей литературы, да и вообще не для народа, не для истории".

О Щуплов А. На переломе // Книж. обозрение. 1988. 29 янв.

Пример к 62-а

Из беседы с Г.Каспаровым:

"Сейчас часто раздаются голоса: мол, ребята, давайте жить дружно. Почему-то этих голосов не было слышно, когда мне открыто заявляли: хоть на стену лезь, а стать чемпионом мира мы тебе не дадим. Фактически речь шла об уничтожении меня как личности, на меньшее мои оппоненты не были согласны. Теперь,когда перед реальной угрозой коренных качественных перемен оказался прежний порядок вещей, при котором шахматы перешли, по сути, в личное пользование отдельных лиц... голоса примиренцев вдруг прорезались и участились. Становится, честно говоря, не по себе, когда они начинают говорить о милосердии, о том, что-де стоит ли вспоминать старое..."

О Плутник А. Гарри Каспаров: "Свою лучшую партию я еще не сыграл" // Известия. 1988. 15 февр.

Из статьи АСуэтина:

Таковы проблемы. Разумеется, решать их следует всем вместе. И тут никак не обойтись без Каспарова и Карпова — они лидеры. Их пример имеет ни с чем не сравнимое значение. Так не пора ли им поступиться самолюбием и найти путь к объединению усилий, направленных на пользу советских шахмат?.. Беру на себя смелость утверждать, что этого ждут все шахматисты. Право," стоит вспомнить, что при встрече лиц равного ранга первым здоровается более воспитанный".

О Суэтин А. Нам снова объявили шах // Правда. 1988. 22 февр.


Игра