МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

К

Игра

Игра

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

НЕДОПУЩЕНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕЛИ
ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
34-а. Основной. Равнодушие, неприятие, замалчивание или попытка дискредитации цели. Недопущение до широкой аудитории: препятствия к публичным выступлениям, публикациям. ■ 34-6. Усиливающий. Появление статьи "знатного специалиста", высмеивающей, полностью отвергающей, обвиняющей в шарлатанстве новатора, его ДЦ и методы его работы. Такая статья создает искаженное представление о работе новатора и о нем самом, тем более что права на ответное слово не дается. 34-в. Основной. Популяризация цели: статьи в журналах, газетах, пробные лекции. □ 34-г. Упреждающий. Непрерывная работа по закреплению и расширению полученных результатов: от прорыва к цели-1 к возможно более полному достижению цели-1; от единичного решения к кусту решений.

Примечание к 34-а

Развивается не только идея, которую отстаивает Творческая Личность. Развиваются и доводы против идеи. Так, например, первый довод против ТРИЗ был': "Никаких методов творчества быть принципиально не может. Все определяется прирожденными способностями". Затем противники отошли на вторую линию обороны: "Могут быть отдельные полезные приемы. Но не больше". Далее — новое отступление: "Да, методы изобретательства возможны, но алгоритм — этого никак не может быть!" За этим последовало еще одно отступление: "Алгоритм? Что ж, это допустимо, но, помилуйте,


Как стать гением

чтобы была наука, теория... Нет, это невозможно!" Следующий довод: "Наука? Да, это возможно, но только не точная наука!" А на конференции по ТРИЗ в 1984 году в Новосибирске (конференция в рамках СО АН СССР) проректор Новосибирского госуниверситета, открывая конференцию, сказал, что ТРИЗ — это, вероятно, и не очень плохо, но новых мировых констант ТРИЗ пока не открыла.

Пример к 34-а

"Американский биолог Ф.Браун усомнился в том, что каждый организм имеет "внутренние часы", регулирующие ритм поведения и независимые от внешних ритмов физического окружения. Он предложил гипотезу: ритмические колебания жизнедеятельности организма есть результат взаимодействия между организмом и порой неуловимыми изменениями геофизического окружения; иными словами, ритмы живых организмов отражают и генетическую наследственность, и влияние внешней среды. В течение многих лет гипотеза Брауна вызывала враждебное отношение биологов, которые придерживались общепринятого взгляда ("независимые внутренние часы"). Браун подробно рассказывает, каким образом непопулярная точка зрения подвергалась нападкам со стороны "правящей клики" выдающихся ученых. Они отвергали рукописи. Если удавалось напечатать статью, то ее игнорировали, не ссылаясь на нее и даже не упоминая о существовании той позиции, которая в ней излагалась. Ф.Брауна не приглашали на конференции, т.е. лишали возможности излагать и защищать свои взгляды. Наконец, отказали в финансировании его исследований",

О Лук А.Н. Сопротивление новому в науке // Вопросы истории естествознания и техники. 1981. N3. С.128— 133.

Пример к 34-а

В 1863 году в "Медицинском вестнике" была опубликована статья И.М.Сеченова "Рефлексы головного мозга". Цензура запретила печатать эту статью в популярном журнале "Современник", разрешив, однако, поместить ее в "медицинском или другом специальном периодическом издании".

"Спрос на статью ученого был огромен. И Сеченов приступает к подготовке второго издания, теперь уже отдельной книгой.


Игра

О Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. СИЗ—114.

Пример к 34-6

Из выступления советского педагога Б.П.Никитина на семинаре по ТРИЗ и ФСА в июле 1987 года в Петрозаводске:

"Я специалист по пушкам, пулеметам, бомбам и ОВ. Но так случилось, что судьба столкнула меня рано с произведениями Антона Семеновича Макаренко, и я загорелся желанием повторить его опыт... И в 58-м году собрал 23 единомышленника. Пошли мы к министру и говорим: "Дайте нам школу. Мы при ней хотим построить завод, — ну, не ФЭДы будем выпускать, а что-нибудь другое, — ферму, и все будем работать вместе с учениками. Наш идеал через десять лет отказаться от госбюджета


Как стать гением

и перейти на самофинансирование, на хозрасчет". Но тогда это было невозможно. Мы добрались, правда, до Фурцевой. Создали комиссию, которая должна была рассмотреть наш проект. Комиссия сказала: "Это не проект, — это будет государство в государстве, а не опытная школа. Вы даже не хотите платить учителям так, как мы платим". А мы говорили, что нужно платить по конечному результату. Будет у нас работать Виктор Федорович Шаталов, дает он за год две программы за 9-й и за 10-й класс, так мы ему выплатим в конце года две годовые зарплаты сразу. Ну и так для каждого.

В общем, тогда нам это не удалось. В центральной прессе появились статьи "Прожектеры". Ну, настоящий клеветой. Мы пошли в "Учительскую газету": "Печатайте опровержение, это клевета на нас". А зам. главного редактора говорит: "Я поместил материал "Прожектеры" по звонку. Если я помещу ваше опровержение — завтра меня попросят". Ну, мы ушли.

А кончилось печально. Из четырех человек, которые были на приеме у Екатерины Алексеевны Фурцевой, один погиб (сам разбился — с пятого этажа бросился), другого вышибли из научно-исследовательского института, никакой суд не восстановил. Я был на грани этого, потому, что сказали: "Никитин не занимается исследовательской работой, а черт знает чем там занят. Нужно тоже заслушать отчет и попросить его". В общем, разогнали нас с треском. Хотя один старик физик с нами был, тот говорил: "Я раньше вас ходил, еще в 47-м, тоже с предложением новую школу организовать". Там короче с ним был разговор: "Жить хочешь — сиди и молчи, не рыпайся". Но мы рыпались в 58-м году..."

О Печатается по магнитофонной записи.


JJJJgE

МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ДИСКРЕДИТАЦИЯ ТЛ 2-Я СМЕНА СТИМУЛОВ: РАБОТА ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
35-а. Основной. Дискредитация (или попытка дискредитации) Творческой Личности. Использование типовых приемов очернения, например: "Разработчик — человек с плохим характером" (или ненормальный); вместо обсуждения по существу — обвинения в саморекламе, самовозвеличении, стремлении к материальной выгоде ("Да он же рвач!"). Общий смысл приемов в зацикливании ТЛ на доказательстве того, что он "не верблюд". □ 35-6. Усиливающий. Неприятие коллективом человека, становящегося "умнее других". Причина: уязвленное самолюбие. Усиливающий ход повышенной эффективности. Обвинение ТЛ, занимающейся технической или научно-технической цел ью-1, в политической (религиозной, национальной) ереси. 35-в. Основной. Готовность дополнительно бесплатно работать во имя признания результатов. Вторая смена стимулов: личное удовлетворение от работы сменяется пониманием важности работы для и во имя человечества. Пример: Дьяков. ■ 35-г. Упреждающий. Вновь (как и на ход 21-г) необходимо продолжать писать "в стол".

Пример к 35-а

О Николае Григорьевиче Репнине, родном брате декабриста Волконского.


Как стать гением

"Репнин стал генерал-губернатором Малороссии — огромного края... Своей деятельностью в Малороссии Репнин еще раз доказал государственные таланты и либерализм... Он не вызывал доверия у нового императора не только по близкому родству с одним из наиболее ненавистных Николаю заговорщиков, но и как деятель определенного толка, усвоивший свободные государственные принципы и от них не отступавший.

Укрепившись на престоле и осмотревшись, Николай стал менять таких людей на своих клевретов... Репнин держался дольше других. Он был еще сравнительно молод — в двадцать шестом году ему исполнилось всего сорок восемь лет, — безупречен по службе и популярен в крае. Николай не хотел, чтобы смещение Репнина приписывали его родству с государственным преступником.

Но следил за князем неотступно...

Тяжесть его положения усугублялась тем, что, помогая своим крестьянам во время неурожаев начала тридцатых годов, широко благотворительствуя неимущим и голодающим, он расстроил свое состояние и вошел в огромные долги...

Николай бьш мастером убирать неугодных ему, но популярных деятелей так, чтобы они еще и оказывались при этом скомпрометированными... Репнина тоже надо было не просто убрать, но скомпрометировать. Николай все еще опасался оппозиции вытесняемых из исторической жизни людей дворянского авангарда в крупных чинах, сильных былой славой и популярностью.

В тридцать третьем году Репнину было объявлено высочайшее благоволение за спасение бедствующих от неурожая.

В тридцать четвертом он был отозван в Петербург, а на его место прислан сатрап — генерал Левашев...

В Петербурге Николай прежде всего сделал благородный жест, демонстрирующий его объективность. Князь Николай Григорьевич определен был в Государственный совет, никакой существенной роли уже не игравший.

Зная, что Репнин на пороге разорения, император и тут оказал ему демонстративное снисхождение...

Левашев между тем искал в Малороссии какие-либо служебные упущения князя Николая Григорьевича.

В тридцать пятом году Репнину было предъявлено обвинение в растрате двухсот тысяч казенных денег и начато следствие.


Игра

О Гордин Я. Право на поединок // Нева. 1987. N3. СПб— 118.

Пример к 35-а

Письмо в редакцию:

"Вынужден обратиться в вашу газету за помощью. Больше 20 лет я честно и добросовестно работал инженером-конструктором на предприятии Минавиапрома, занимался изобретательской деятельностью. На этой почве и возник у меня конфликт с администрацией, представители которой пытались присвоить авторство на одно из моих изобретений. По моему протесту было отменено решение о выдаче авторского свидетельства группе работников во главе с начальником отдела Ю.А.Тепановым. За это я подвергся гонениям, по надуманным основаниям на меня наложили ряд дисциплинарных взысканий, а затем лишили допуска к секретной работе и уволили. С тех пор я никак не могу добиться восстановления на работе, хотя необоснованность увольнения очевидна. Меня обвиняют в нарушении правил служебной переписки, однако, по заключению компетентных органов, я таких нарушений не допускал. Куда я только не обращался за это время, что только не пережил! У меня уже накопилось несколько томов переписки, которую я вам направляю для обозрения. — С.АМазанов".

Справка

Сергей Александрович Мазанов, 1932 года рождения, образование — высшее техническое, беспартийный, женат, двое взрослых детей. Приказом от 8 декабря 1978 г. был уволен с работы по п.З ст.ЗЗ КЗоТ РСФСР...

В 1982 году Мазанов обратился в Комитет государственной безопасности СССР с просьбой проверить обоснованность выдвинутых против него обвинений. Просьба была удовлетворена с выездом на место двух сотрудников комитета.

В сентябре 1985 года КГБ СССР дал официальную справку о


Как стать гением

том, что "ДАННЫМИ О НАРУШЕНИИ МАЗАНОВЫМ С.А. РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ КОМИТЕТ НЕ РАСПОЛАГАЕТ". Копия этого документа была направлена в Прокуратуру СССР. И, наконец, в апреле 1987 г. по запросу директора Института государства и права Академии наук СССР академика В.Н. Кудрявцева КГБ СССР еще более категорично подтвердил, что "В ДЕЙСТВИЯХ МАЗАНОВА С.А. НАРУШЕНИИ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В ПЕРИОД ЕГО РАБОТЫ (21 ГОД) НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НЕ УСМАТРИВАЕТСЯ".

Любой ценой администрация предприятия стремится не допустить возвращения в коллектив несговорчивого работника. И находит в этом поддержку у руководителей министерства. Как следует понимать сделанное ими Мазанову предложение перейти на другое предприятие этой же отрасли? Ведь если Маза-нов настолько себя скомпрометировал, что его вынуждены были лишить допуска и уволить, то как может идти речь о работе на аналогичном предприятии той же отрасли? Это ли не беспринципность'

Но Мазанов отказывается от таких предложений и вполне резонно настаивает на восстановлении...

Судя по всему, министерство отступать не намерено. Не собирается "складывать оружие" и Мазанов ..

О Каплун И. Упорство Мазанова // Лит. газ. 1987. 7 окт. С.13.

Пример к 35-6

придумал, как по-новому расположить на фабрике станки, и мистер Доннеган говорит, что это сэкономит ему в год десять тысяч долларов на рабочей силе и увеличении количества выпускаемой продукции. Он выдал мне 25 долларов премии...

Я больше не работаю в "Компании по производству пластмассовых коробок" Доннегана. Мистер Доннеган твердо заявил, что всем будет лучше, если я уйду. За что они меня так возненавидели?

Я узнал об этом впервые, когда мистер Доннеган показал мне петицию. Восемьсот сорок подписей, все, кто имеет отношение к фабрике...

Прежде они смеялись надо мной и презирали меня за мое невежество и тупость; теперь они ненавидят меня за мои знания


Игра

О Киз Д. Цветы для Элджернона // Литология фантастических рассказов. Т. 10. С.277—279.

Пример к 35-6

"Американский социолог К.Тейлор подсчитал, сколько внедренных предложений принадлежит каждому сотруднику научной лаборатории и как это связано со служебным продвижением. Выяснилось, что, чем больше внедренных предложений, тем медленнее шло продвижение по службе. Тейлор сопоставил данные других исследований. Оказалось, например, что на курсах преподавателей средних школ те учителя, которые показали наилучшие результаты при тестировании на творческие способности, имели худшие служебные характеристики".

О Пигров К Творчество и современность. П.. Знание, 1982.


Как стать гением

ЗАВИСТЬ УХОД ОТ КОНФЛИКТОВ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
36-а. Основной. Длительной эволюцией Внешним Обстоятельствам удается воспитать людей, окружающих ТЛ, в общество завистников, не приемлющее отличный образ жизни. Человек, живущий иначе, вызывает подозрение, чувство досады и желание исправить его, изменить, сделать таким же, как все: чувство активного, даже агрессивного неприятия. 36-в. Основной. По возможности, уход от конфликтов. Но главное — неостанавливающееся продвижение вперед.

Пример к 36-а

Из письма слушательницы семинара по ТРИЗ, проходившего в 1987 году в Челябинске: "Я решила поделиться интересным с коллегами. Рассказала популярно о ТРИЗ — выслушали благосклонно (правда, некоторые дремали). Но когда рассказала об Альтшуллере — все проснулись и начали меня перебивать, с раздражением говорить: 'Твой (!) Альтшуллер — это наверняка (!) какой-то авантюрист, не зря у него и фамилия такая (!!!). Он, как и многие другие, придумал свой ТРИЗ, чтобы диссертацию защитить", — и т.д. и т.п. Не удались никакие мои попытки убедить их в бескорыстности Генриха Сауловича, в том, что никакого обмана нет, что ТРИЗ работает, и успешно... Люди с таким озлоблением и раздражением бросали реплики, что я обиделась и, сказав: "Вас ведь никто ничего не заставляет делать, ни изучать ТРИЗ, не хотите — не надо", — села и немного поплакала".