Часть 1

ДЕБЮТ

Вектор действий ВО

Заставить человека заниматься целью А, нужной ВО, придание человеку узкой функциональной специализации и формирование у него потребностей в ценностях, монопольно принадлежащих ВО.

Вектор действий ТЛ

Выбрать независимую от ВО достойную цель Б и отстоять право ее разработки. Здесь подразумевается, что цель Б шире цели А (случай, когда независимая цель Б уже цели А, не относится к Творческой Личности и потому не рассматривается в работе).

Главный конфликт

ВО воспитывают управляемое, "нормальное" поведение "Делай, как все,иди проторенными путями —это нужно, почетно, выгодно Не иди еретическим путем — это плохо, это против всех, это опасно" Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достойная Цель, иначе он как Творческая Личность не состоится Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек получил хорошее образование, приучен к независимому мышлению, не боится отклонений от "нормального" поведения


Как стать гением

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЛОХОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1-а. Основной. Стандартное дошкольное и школьное воспитание и обучение: плохое, нетворческое, тенденциозное. Используются обязательные казенные школы с навязыванием своих преподавателей, учебных программ и стереотипов. Например, гимназии с обязательным изучением латыни, закона Божьего. □ 1-6.Усиливающий. Недопущение в привилегированные учебные заведения с относительно высоким уровнем обучения. 1-е.Основной. Хорошее воспитание и обучение, творческое, направленное на развитие личности. С помощью родителей, случайного учителя, книги, длительного пропадания в библиотеке. В 1-г. Упреждающий. Раннее начало самостоятельного чтения. Ознакомление с большим числом сказок (сказки как упражнение по развитию творческого воображения).

Примечание к 1-а

Основная концепция плохой школы: готовить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. И лишь отдельные Учителя (нет еще такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников ксотворению нового материала. Творческой Личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ еще нет.

Пример к 1-а

"В 1888 году, выдержав конкурсный экзамен, Иоффе поступает в реальное училище. "Все преподавание в наше время было


Игра

формальным: нужно было знать, а не понимать..."— вспоминалИоффе о своих школьных годах".

О Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов.М.: Просвещение, 1986. С.197.

Пример к 1-а

ВТаганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоянным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии,предложили выполнить три задания: 1) дать объяснение "трудным" словам (стабильность, агентура и др.); 2) дать определение экономическим терминам; 3) изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов опрошенных. Третье задание — всего 14 (!) процентов...

"Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокузнецке. В эксперименте участвовало 112 человек — студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправильными — 605 (54 процента), неточными — 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 — слова "координация", 65 — слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения понятию "левые силы". Приведем некоторые примеры определений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура — общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж — поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы — малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций — следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

либерал — пессимист; человек, относящийся к высшим слоям".

О Бородина В.А., Бородин СМ. Учим... читать. Уроки динамичного чтения. Л.: Лениздат, 1985. С. 105—106.


Как стать гением

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТЯЖЕЛЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ, "ЧУЧЕЛО" ИНФОРМАЦИЯ О ДЦ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2-а. Основной. Тяжелые жизненные условия в детстве: голод, слабое здоровье, болезнь, необходимость ранней работы. Навязывание "наследственной", обычно нетворческой, профессии. □ 2-6. Усиливающий. Операция "Чучело": отчуждение детским коллективом (юношеским) "не своего", объявление бойкота "Чучелу", травля, обыгрывание физического недостатка, издевательства, все против одного. 2-е. Основной. Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию. ■ 2-г. Упреждающий. Получение информации не только о престижных профессиях, но и о существовании достойных целей, достижение которых важнее всего.

Примечание к ходам 1 и 2

На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремится к "предцели": улучшить материальное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д.

Пример к 2-е

Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собираться в Одессу к морю.

"Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тыс. населения, двумя монастырями, 22 церквами, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три — духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан


Игра___________________________________________________157

с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой — санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрасно переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".

И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обывателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

О Прохоров Е. Александр Грин. М.: Просвещение, 1970. СЮ—11.


Как стать гением

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВО НАВЯЗЫВАЮТ СВОИ ЦЕЛИ ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
3-а. Основной. ВО навязывают свои цели, прививая выгодные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что достойно и что недостойно, к чему надо стремиться и к чему стремиться преступно. 3-е. Основной. Возможно более раннее начало активного поиска своего направления (реже — конкретной цели). Примеры: Эдисон, Микулин, Амундсен. И 3-г. Упреждающий. Особо яркое впечатление, какой-то чрезвычайный случай или необычное явление оказывают влияние на всю жизнь (Шлиман, Бомбар), дают если не достойную цель, то показывают направление к ней.

Примечание к 3-г

Ход,казалось бы, случайный. Но его можно сознательно моделировать, управлять им, сделать неслучайным и эффективным.

Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже.

Ребенка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо — или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защищаясь от них "здравым смыслом", скепсисом, прагматизмом и другими неврожденными механизмами. "Пронять" взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии.


Игра

Пример к 3-а

"В некоторых странах идея об этическом кодексе, действительном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства — это и есть моральный кодекс".

О Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.41.

Пример к 3-а

Из письма Антуана де Сент-Экзюпери:

"Я совершенно не знаю, как вы определяете для себя свободу. Ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жестких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая "ограничивающая" в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие, это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один-единственный путь... Подлинная свобода состоит только в созидательном действии... Но если я колеблюсь, какой из четырех типов автомобиля "Дженерал моторе" мне выбрать или какой из трех фильмов Занука посмотреть, это не что иное, как карикатура на свободу!.. Свободу сводят здесь, в этом мире всеобщей похожести,'5 всего лишь к выбору какого-нибудь одного товара из массы стандартных товаров. Я предоставляю осужденному выбор, посадить ли его на кол или повесить, и при этом я еще радуюсь: как же, он свободен!..

Равенство?.. В конце концов вы откроете сами, поглубже вдумавшись... в смысл этих слов, что ваше равенство находится в глубочайшем противоречии с вашей свободой. Одно из двух: или моя свобода состоит в том, чтобы быть похожим на всех, и тогда подлежит ампутации все, что меня отличает, — отрежем человеку ноги, а потом иди, куда хочешь. Либо же моя свобода в праве на отличия от других... Я знаю, что такое равенство двух треугольников. Но не могу себе представить, что значит равенство треугольника и яблока. Равенство есть критерий лишь для сравнимых вещей.

И, наконец, братство — вот понятие, которое ставит наиболее запутанные проблемы. Вы зовете братством ваше добродушное безразличие, когда никто по-настоящему не интересуется никем..."

О Сабов А, Антуан де Сент-Экзюпери: Записки о войне //Лит. газ. 1983. 24 авг. СИ.


Как стать гением

Пример к 3-г

О физике П.Н.Лебедеве:

"Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготована иная стезя — коммерция... Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи — инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12-летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: "До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток..."

D Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С98.

Пример к 3-г

О Роберте Вуде:

"Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантю-анскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками (а он умирал от скуки в школе миссис Уокер, предназначенной для мальчиков и девочек "из хороших семей", и был постоянно одним из последних учеников), ему попала в руки одна из самых мощных и опасных "игрушек", когда-либо в истории бывших в руках ребенка. Она помогла его последующим научным открытиям. Это был огромный завод воздуходувных машин В.Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.

Доктор Вуд рассказывает: "Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механические мастерские, столярные цеха — словом, все. Он представил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, — только чтобы я не покалечился..."

...Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его, как приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал".

О Сибрук В. Роберт Вуд. М.: Наука, 1980. С.15,16.


Игра

Пример к 3-г

О Н.К.Рерихе:

"Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л.Ивановский, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее обаяние. "Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственная раскопка",— писал впоследствии художник, вспоминая извар-ские курганы...

...Пришел Николай Константинович в академию (художеств) со своей внутренне осознанной темой, связанной с занятиями археологией, историей Древней Руси".

О Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 10,20.

Пример к 3-г

"Досыта в семье Илизаровых никогда не наедались, еда появлялась в достатке лишь летом, когда созревали овощи и фрукты. А обычно — каша-затируха, которую готовила мать из отрубей. Как только появлялись плоды, трудно было удержаться от соблазна полакомиться ими. Вот и он, Гавриил, наелся зеленых груш. И тяжело заболел. Жар. Все плывет перед глазами...

Спас Гавриила фельдшер, заставив его выпить несколько чайников кипяченой воды и дав какие-то чудодейственные таблетки. Наутро болезнь отступила. Мальчик отчетливо почувствовал, как в него входила жизнь. Это его совершенно поразило. Как же такое могло случиться? Ведь он умирал, значит, бог в самом деле хотел взять его к себе — и вдруг оказался бессильным!

Только потому, что фельдшер дал какие-то таблетки! И тогда же, лежа на циновке, всматриваясь в высокие своды над головой (семья -ж«ла в полуразрушенной мечети), Гавриил решил: вырасту и стану врачом, буду учиться, чтобы раздавать людям таблетки и спасать их от смерти и страданий".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.24,25.

4 Р, Альтшуллер, И. Верткин


Как стать гением

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НЕДОПУЩЕНИЕ ДО ИНФОРМАЦИИ ПОИСК НЕЗАВИСИМОЙ ЦЕЛИ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
4-а. Основной. Недопущение до информации, необходимой для поиска (выбора) ДЦ. 4-в. Основной. Поиск независимой цели по общедоступной информации. ■ 4-г. Упреждающий. Поиск цели, для дальнейшей разработки которой не нужна никакая труднодоступная информация или труднодоступное оборудование.

Примечание к 4-а

ДЦ— цель революционная по своей новизне, то есть цель, лежащая за передним краем науки, искусства, социального обустройства. Передний край очерчен лишь в спецлитературе, описан на спецязыке. Популярная литература отражает уже известные, вчерашние знания. Спецлитература (даже если удастся найти к ней доступ и прорваться сквозь терминологические дебри) знакомит с сегодняшним, самым современным уровнем знаний. А нужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня. Такого класса литературы нет. В какой-то мере эту функцию выполняет фантастика.

Примечание к 4-г

Часто возражают: "Многие современные цели, например в медицине, принципиально недостижимы без использования спецоборудования: сложных и дорогих рентгеновских микроскопов, мощных ЭВМ, лазерных установок. Означает ли это, что такие цели не относятся к достойным?"


Игра

ВНИМАНИЕ!

На любом этапе Дебюта у Творческой Личности есть очень сильные упреждающие ходы: 1) ознакомление с фондом биографий творческих личностей, "Жизненной стратегией", фондом достойных целей; 2) корректировка своей жизненной программы в соответствии с этими материалами.


Как стать гением

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВЫСМЕИВАНИЕ ПОИСК ЦЕЛИ, ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ОДИНОЧКИ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
5-а. Основной. Высмеивание, издевательское отношение к поискам ДЦ со стороны людей, не имеющих и ие ищущих дц. □ 5-6. Усиливающий. Неприятие цели специалистами, которые считают поставленную цель неверной, несбыточной, опасной, еретической. 5-в. Основной. Высмеивание, непонимание окружающими — одни из косвенных признаков правильности выбранного направления. Поэтому ответом на высмеивание должна быть еще большая активизация подготовки к достижению цели. ■ 5-г. Упреждающий. Поиск такой цели, разработка которой возможна даже в одиночку. Выработка системы поведения в особо стесненных условиях (например, в длительных командировках, при военной службе), подбор упражнений, тем — время не должно пропадать впустую.

Примечание к 5-а Ход, зачастую не ослабляющий, а усиливающий позиции ТЛ: высмеивание вырабатывает характер, "сопротивляемость".

Пример к 5-а и к 5-6

О первой экспедиции Нансена через Гренландию: "Сразу же, как только был опубликован план экспедиции, раздался дружный хор насмешливых комментаторов как со стороны газет, так и со стороны специалистов-полярников Норвегии, Англии и других стран. Один датский исследователь писал, например, о предстоящей экспедиции так: "Каждый, кто хоть немного знаком