Лекция № 7. Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика

 

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности по­средством изменения государствен­ных расходов и налогообложения.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема про­изводства и занятости, а также на уро­вень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так и с инфляцией.

Государственный бюджет представляет собой финансовый счет, в котором представле­на сумма доходов и расходов государства за определенный пери­од (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государ­ственных расходов.

Налогово-бюджетный федерализм - разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого на­числяется налог.

На­логовая ставка представляет собой размер налога на единицу обло­жения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвен­ные. Прямые налоги взимаются снепосредственного владельца объекта налогообложения. Примерами прямых налогов могут служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Примеры: НДС, налог с продаж, акцизы.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ­ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег­рессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет бульшую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупа­теля с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложе­ния.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Функции налогов:

1. Фискальная (попол­нение доходов казны).

2. Регулирующая (влияние на структуру экономики и поведение экономических субъектов).

 

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. В кривой речь идет о подоходном налоге.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выруч­ку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государ­ственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производ­ства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, напри­мер, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ста­вок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L. НА ПРАКТИКЕ КРИВАЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ С ТРУДОМ =)))

Снижение налогового бремени не дает крат­косрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов госу­дарственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.