Летные испытания. Испытания силовых установок, систем и оборудования ЛА.
Лекция 10.
Испытания маневренности на высотах, превышающий практический потолок. Динамический потолок.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАНЕВРЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.
Как известно, маневренностью называют способность самолета изменять за определенный промежуток времени положение своего центра тяжести в пространстве. Характеристики маневренности показывают возможности маневрирования самолета внутри области располагаемых перегрузок.
Критериями маневренности являются располагаемые перегрузки nх , ny , nя .
Примечание: Маневренные характеристики определяются только для боевых самолетов.
Общие характеристики маневренности — это:
1. располагаемые перегрузки nx и ny в их взаимосвязи в зависимости от скорости и высоты полета и конфигурации самолета на известных РРД;
2. время достижения заданной перегрузки или угла (крена, скольжения) при максимальном (по ходу, усилию или другому ограничению) отклонении соответствующего органа управления в зависимости от скорости и высоты полета и конфигурации самолета.
Методы определения в ЛИ — разгоны и торможения при фиксированном значении ny для п.1, и и дачи органами управления для п.2. При выполнении разгонов и торможений необходимо приведение к стандартным условиям.
Зная общие характеристики маневренности можно рассчитать характеристики любых маневров и определить безопасные области их выполнения.
Частные характеристики маневренности — характеристики конкретных маневров. Выполняются для уточнения характеристик конкретных маневров в характерных точках допустимой области выполнения маневров и для получения летной оценки.
Испытания самолетов на динамических режимах на высотах полета выше практического потолка выполняются методом выполнения горок с высоты практического потолка. Необходимо определить оптимальный угол наклона траектории на горке, обеспечивающий набор максимальной высоты при заданной величине потери скорости (от начальной до эволютивной), определить собственно величину набора высоты, а также подтвердить нормальную работу силовой установки и приемлемые характеристики устойчивости и управляемости.
Выполняются для тех самолетов, для которых эти режимы могут использоваться.
Для всех систем и оборудования ЛА подход к испытаниям одинаков:
А) Подтвердить, что система выполняет свои функции, и ее параметры соответствуют требованиям технического задания и норм годности во всей области условий эксплуатации самолета или системы (если эта область меньше по какому-либо параметру). ОУЭ характеризуется следующими условиями: высота полета, скорость полета, вертикальная скорость, температура наружного воздуха, перегрузки по всем осям, углы пространственного положения – тангаж и крен, аэродинамические углы – атаки и скольжения, неблагоприятные внешние воздействия – вибрация, излучение и др. электромагнитные воздействия, локальный нагрев, влажность и пр. Если ОУЭ системы меньше ОУЭ самолета, на эксплуатацию системы накладываются ограничения, указываемые в РЛЭ. Если система оказывает существенное влияние на безопасность полета, то ограничения по работе системы накладываются на самолет (его ОУЭ уменьшается).
Б) Подтвердить, что система при своей работе не оказывает неблагоприятного влияния на работу других систем и оборудования самолета (а также отсутствие неблагоприятного влияния других систем на испытываемую).