Государственная система социальной защиты населения

Причины современной дифференциации населения по уровню доходов в Украине заключаются как в отраслевой дифференциации в оплате труда, так и в получении других доходов, в основе которых имущественное неравенство вследствие приватизации. Сам механизм рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.

Впервые система социального страхования была создана в Германии в конце Х1Х века. Здесь были приняты законы о страховании от несчастных случаев и по болезни, о введении пенсий по старости и инвалидности. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Социальные трансферты– это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанная с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Общество несет ответственность и за уровень доходов работников, занятых в бюджетных отраслях экономики, чьи доходы носят фиксированный характер. Это достигается, прежде всего, законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики.

В целом перераспределение доходов государство осуществляет прямыми и косвенными методами, включающими: трансфертные платежи, т.е. пособия малообеспеченным группам, инвалидам, безработным; регулирование цен на социально-значимую продукцию; индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном уровне инфляции; обязательный минимум зарплаты; прогрессивное налогообложение. Элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты, который препятствует развертыванию инфляционной спирали. Эта мера является основным элементом «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты. Однако, общество стремится избежать отрицательных побочных эффектов государственного перераспределения доходов: формирование иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень бедности. Бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). В основе применяемого в Украине физиологического минимума, так называемой потребительской корзины, лежит набор из основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные потребности.

Для сравнения обследований домашних хозяйств по уровню доходов и условий жизни Всемирным банком был установлен стандартный показатель черты бедности в размере 1 дол. на 1 чел. в день с учетом покупательной способности доллара в ценах 1985 г. По отдельным – 2 дол. на 1 чел. в день; в Европе и в Центральной Азии – около 4дол. на чел. в день; в Китае – 0,6 дол. на 1 чел. в день [27, с.6-7]. В странах ЕС используют преимущественно относительные показатели бедности, а в США –абсолютные. В европейских странах к бедным относятся семьи, у которых доход составляет 40-60 % от среднего. Объективные данные о делении населения на богатых и бедных дают такие потребительские стандарты, как прожиточный минимум (ПМ), минимальный потребительский бюджет (МПБ), бюджет высокого достатка (БВД). В связи с прожиточным минимумом население можно разделить на группы: с доходом ниже ПМ (бедные); от одного до двух ПМ (малообеспеченные); более двух ПМ (относительно обеспеченные).

К европейским социальным стандартам принято относить: продолжительность жизни (от 25 до 85 лет); грамотность населения (100 %); среднюю продолжительность обучения (15 лет); реальный ВВП на душу населения (в покупательной способности к доллару от 200 до 40 тыс.); суммарный коэффициент рождаемости (среднее количество детей, рожденных женщиной в возрасте от 20 до 45 лет – 2,14-2,15); коэффициент старения населения (доля населения старше 65 лет в общей численности населения – 7 %); соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых – 10:1; долю населения, проживающего за чертой бедности (10 %); соотношение минимальной и средней заработной платы (1 : 3); минимальный уровень почасовой заработной платы (3 дол.); уровень безработицы (с учетом скрытой – 8-10 %); количество правонарушений на 100 тыс. населения – до 5 тыс.; количество психических патологий (на 100 тыс. населения – до 284) [27, с.4-5].

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности.