Последствия

Государственная политика занятости и ее инфляционные

 

Современный рынок труда испытывает на себе регулирующее государственное воздействие. Государство предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики; регулирует его в частном секторе через законодательное определение размера минимальной заработной платы; разрабатывает социальные программы стабилизации социально-экономического положения трудящихся. Наиболее повышенный рыночный риск складывается в таких сегментах рынка труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства.

Социальная защита на рынке труда в Украине проявляется в следующих государственных гарантиях: реализация прав граждан на труд и на помощь по безработице; оплата труда на уровне установленной минимальной заработной платы; предоставление государственной помощи малообеспеченным и многодетным семьям; пенсионное обеспечение; поддержание жизненного уровня населения путем пересмотра минимальных размеров основных социальных гарантий соответственно изменению индексов цен на товары потребления и услуги. Большое содействие по адаптации рабочей силы к изменениям в конъюнктуре рынка оказывает государственная система обучения и переквалификации рабочей силы.

Важное место в регулировании социальных процессов на рынке труда принадлежит такому институту инфраструктуры, как биржа труда. Функция биржи труда – это осуществление посредничества между работниками (представляющими предложение на рынке труда) и фирмами (предъявляющими спрос на рынке труда) при совершении сделки купли-продажи рабочей силы, а также регистрация безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине Х1Х в. В настоящее время в Украине эти функции выполняют государственные бюро занятости. Они изучают состояние спроса и предложения на конкретных рынках труда (профессиональная ориентация), предоставляют эту информацию рыночным субъектам.

Государственная политика занятости, как правило, всегда носит инфляционную окраску. С повышением заработной платы увеличивается предложение на рынке труда, возрастает уровень занятости. Вторая сторона этого процесса выражается в росте издержек (заработная плата – это затраты фирмы на производственные ресурсы), а следовательно, и в росте цен. Рост общего уровня цен, т. е. инфляция, является альтернативной стоимостью сокращения безработицы.

При выработке экономической политики необходимо определить оптимальное сочетание уровней безработицы и инфляции. Наличие обратной связи между движением цен (в том числе заработной платы) и уровнем безработицы впервые установил английский экономист Филлипс. Кривая Филлипса, представленная на рис. 11.5, характеризует краткосрочные изменения безработицы и инфляции. На горизонтальной оси данного графика откладывается норма безработицы; по вертикальной оси слева – среднегодовой темп инфляции, а справа – среднегодовой темп роста заработной платы. Шкала заработной платы (справа) выше шкалы инфляции (слева) на 2 % среднего темпа роста производительности труда. Предположим, что производительность труда растет стабильными темпами на 2 % ежегодно, а фирма устанавливает цены на свою продукцию на основе средних затрат труда. Если заработная плата увеличится на 6 %, а производительность труда возрастет на 2 %, то средние затраты труда на единицу продукции увеличатся на 4%.Тогда цены увеличатся тоже на 4 %.

 

 
 

Таким образом, кривая Филлипса иллюстрирует компромиссный выбор между инфляцией и безработицей через наклон кривой. В условиях длительного периода кривая изменяет свой наклон, становясь «крутой». Долгосрочная кривая Филипса поднимается вертикально вверх от величины естественного уровня безработицы. При этом возникает состояние стагфляции. В соответствии с теорией естественного уровня, при безработице ниже естественного уровня будет наблюдаться инфляционный рост. Уровень безработицы выше естественного может «остановить» рост цен. Таким образом, задача государственного регулирования – это установление в течение длительного периода именно естественного уровня безработицы, при котором инфляция пребывает в инертном состоянии.

На основе кривой Филлипса обоснована следующая расчетная закономерность: если норма безработицы возрастет на один процентный пункт относительно естественного уровня, а затем вернется в первоначальное состояние, то темп инфляции приблизительно снизится на половину процентного пункта. Таким образом, снижение на один процент темпов инфляции требует, чтобы безработица была выше естественного уровня на два процента. Это и есть цена дезинфляции – политики снижения темпов инфляции. Рассмотренная проблема регулирования инфляции и безработицы требует глубоко анализа и расчета самого естественного уровня безработицы.

Многие экономисты считают, что на так называемый естественный уровень безработицы оказывают воздействие множество внешних факторов: демографические изменения, государственная политика на рынке труда, психология поведения безработных. Поэтому они вводят такой нейтральный термин, как «инфляционно безопасный уровень безработицы». Можно выделить направления государственного регулирования, которые направлены на снижение естественного уровня безработицы. Это, прежде всего, совершенствование инфраструктуры рынка труда. Через систему информационных служб можно расширить информацию о спросе на отдельные виды труда, что снизит уровень фрикционной безработицы. Государственные программы переквалификации направлены на снижение уровня структурной безработицы.