Денежно-кредитная политика

 

Рассмотрим теперь механизм денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика– это совокупность форм и инструментов государственного влияния на предложение денег с целью регулирования экономического цикла, достижения на национальном рынке равновесия при условии полной занятости и инфляции.

Центр денежно-кредитной системы национальной экономики - Центральный банк страны, главной функцией которого является контроль и регулирование предложения денег в стране. Существуют различные модели построения центральных банков и их организационной структуры. В большинстве стран центральные банки являются государственными. В отдельных случаях центральный банк не принадлежит государству (например, Федеральная резервная система США, Национальный банк Швейцарии) или государство владеет лишь частью капитала (например, в Японии - 55%). Центральный банк страны, независимо от того, в чьей собственности он находится, руководит денежным обращением и кредитной системой страны. Центральным банком Украины является Национальный банк (НБУ). НБУ не подчиняется правительству, а находится в непосредственном ведении Верховной Рады Украины.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (монетарная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (монетарная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и др.

Центральный банк проводит монетарную политику с помощью методов прямого и косвенного регулирования. Основными методами прямого регулирования, которые большей частью используются в странах с переходной экономикой и тех, которые развиваются, являются ограничение объемов кредитов, предоставляемых определенным отраслям; прямое регулирование процентной ставки; ограничение величины кредитов для отдельных банков. Эти методы эффективны лишь в краткосрочном периоде: они дают возможность не допускать чрезмерного создания банками денег.

Однако продолжительное применение инструментов прямого регулирования неблагоприятно влияет на развитие национальной экономики: уменьшается уровень конкуренции между банками, подрывается посредническая функция банков, искажается структура предоставленных банками кредитов и т.п. Поэтому в развитой рыночной экономике применяют в основном инструменты косвенного регулирования, которые включают операции на открытом рынке, изменение учетной процентной ставки, изменение нормы резервирования.

Применение косвенных инструментов монетарной политики предусматривает наличие развитого денежного рынка. Их преимущество состоит в том, что они дают банкам возможность распределять кредитные ресурсы соответственно потребностям рынка. Используя косвенное регулирование денежного обращения, центральный банк не имеет непосредственного контроля над предложением денег. Косвенные инструменты корригируют величину предложения денег, влияя на избыточные резервы или денежный мультипликатор.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Операции на открытом рынке разделяют на два вида: динамичные и защитные. Динамичные операции направлены на смену объема резервов и денежной базы. Защитные операции имеют целью нейтрализовать влияния других факторов, которые могут изменить предложение денег в национальной экономике.

Примером защитных операций являются соглашения об обратном выкупе (их часто называют «репо»). Такие соглашения предусматривают, что центральный банк покупает ценные бумаги при условии, что продавец выкупит их через краткосрочный период времени, — как правило, менее чем за неделю. Операции «репо» лишь временно влияют на объем банковских резервов – после их завершения этот объем устанавливается на предшествующем уровне. Примером динамичных операций являются соглашения в форме «аутрайт», которые означают окончательную покупку или продажу центральным банком ценных бумаг с немедленной их оплатой. Цель этих операции окончательно изменить предложение денег в национальной экономике.

Учетная (дисконтная) ставка. Коммерческие банки могут брать деньги у центрального банка, за что он взимает процент. Процентную ставку, по которой центральный банк предоставляет ссуду коммерческим банкам, называют учетной, или дисконтной. Кредиты коммерческих банков на основе этих ссуд увеличивают предложение денег. Повышение учетной ставки сдерживает увеличение предложения денег в национальной экономике.

Однако результаты от изменения учетной ставки зависят не от центрального банка, а от коммерческих банков. Если, например, учетная ставка снижена, но банки не изъявили желание взять ссуды, то это может не повлиять на резервы банков и предложение денег. Объем ссуд у центрального банка определяется не только уровнем учетной ставки, а и стоимостью получения ссуды из альтернативных источников, в частности, уровнем процентной ставки на межбанковском рынке. Если процентная ставка на этом рынке ниже учетной, то объем ссуд коммерческих банков, взятых у центрального, уменьшается.

Последствия изменения учетной ставки довольно неопределенные для национальной экономики, так как центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые возьмут у него коммерческие банки. Вообще изменение учетной ставки большей частью сигнализирует о намерениях центрального банка относительно будущей монетарной политики.

Норма резервирования. Повышение нормы резервирования увеличивает величину обязательных резервов, которые должны хранить банки. Вместе с тем повышение нормы резервирования означает уменьшение размера денежного мультипликатора, а это еще в большей мере суживает предложение денег.

Снижение нормы резервирования уменьшает обязательные резервы, переводя их в избыточные, что увеличивает способность банков создавать деньги через предоставление кредитов. Вместе с тем возрастание размера денежного мультипликатора усиливает эту способность коммерческих банков.

Центральный банк использует инструменты монетарной политики для стабилизации национальной экономики, в частности для достижения таких целей: 1) экономического роста; 2) высокого уровня занятости; 3) стабильного уровня цен; 4) стабильности на финансовых рынках; 5) стабильности процентных ставок; 6) стабильного курса национальной валюты.

Хотя многие из целей монетарной политики совпадают (например, высокая занятость и экономический рост), некоторые из них противоречат друг другу. Стремление центрального банка к поддержанию фиксированной ставки процента требует обеспечения соответствующего денежного предложения, и наоборот, стремление сохранить определенный уровень денежной массы требует, чтобы процент свободно колебался, пока не установится на уровне, требуемом данной денежной массой. Одновременное же поддержание фиксированного уровня процента и денежной массы невозможно.

В теории постоянно происходят дискуссии, что лучше регулировать – процент или денежную массу. Обсуждаются два основных вопроса: во-первых, каким образом лучше обеспечить требуемые размеры денежной массы – фиксируя процент или фиксируя денежную базу, и, во-вторых, как лучше обеспечить стабильность экономики – стремясь контролировать уровень денежной массы или уровень процента. В связи с этим существует три основных варианта монетарной политики.

Во-первых, это монетарная политика, текущей задачей которой является поддержание определенного уровня процентных ставок. В этом случае предложение денег в национальной экономике будет колебаться. С увеличением спроса на деньги их предложение будет возрастать; и, наоборот, с уменьшением спроса – будет уменьшаться. Такую монетарную политику называют гибкой.

Во-вторых, это монетарная политика, целью которой является поддержание в национальной экономике стабильной величины предложения денег. В этом случае предложение денег в модели денежного рынка изображается в виде вертикальной кривой. С увеличением спроса на деньги процентная ставка возрастает. И, наоборот, с уменьшением спроса она будет снижаться. Такую монетарную политику называют жесткой.

В-третьих, существует промежуточный вариант монетарной политики. В этом случае с изменением спроса на деньги изменяется и их предложение. Тем не менее, величина изменения предложения денег недостаточная, чтобы удерживать процентную ставку на прежнем уровне. Поэтому с увеличением спроса на деньги возрастает и предложение денег, и процентная ставка. И, наоборот, с уменьшением спроса на деньги уменьшается предложение денег и снижается процентная ставка.

В зависимости от характера влияния на основные макроэкономические переменные – объем национального производства, уровень инфляции и безработицы – экономисты различают два вида монетарной политики – стимулирующую и сдерживающую. Политику, направленную на ограничение роста цен в национальной экономике, называют сдерживающей монетарной политикой, или политикой «дорогих денег». Политику, направленную на повышение уровня занятости, и, соответственно, на ускорение экономического роста, называют стимулирующей монетарной политикой, или политикой «дешевых денег».

Отметим, что рассмотренный механизм функционирования денежного рынка успешно работает лишь в стабильной рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг. В переходный период центральный банк часто решает совсем другие проблемы: высокая инфляция, нестабильность национальной валюты, “теневой” денежный оборот, снижение авторитета кредитной системы и т. п. Поэтому монетарная политика имеет свою специфику, особую направленность и последствия.

Основной целью украинской денежно-кредитной политики в ближайшие годы будет поддержание стабильности гривны как монетарной предпосылки постепенного перехода от экстенсивного экономического роста к развитию на инновационно-инвестиционной основе и достижение долгосрочных социальных, структурных и институциональных целей.