Государственный долг

Государственный долгэто общий размер накопленной задолженности правительства собственникам государственных ценных бумаг, который равняется сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки. Государственный долг складывается из внутреннего и внешнего.

Внутренний государственный долгэто задолженность государства домохозяйствам и фирмам данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

Основными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов; циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики; сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшения) государственных расходов; влияние политических бизнес-циклов – чрезмерное увеличение государственных расходов перед выборами с целью завоевания популярности у выборцев и сохранения власти.

Существует взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит. На объеме бюджетного дефицита отражаются все изменения в величине государственного долга, в том числе и обусловленные влиянием инфляции. Поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась в реальных, а не в номинальных величинах.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным индикатором, поскольку долг увеличивается по мере роста ВВП и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно: отношение величины долга к ВВП; отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

Относительная величина государственного долга зависит от таких факторов, как уровень процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно, если темпы роста процентной ставки будут ниже, чем темпы роста реального ВВП.

Степень влияния государственной задолженности на совокупный спрос и совокупное предложение определяется структурой государственных доходов и расходов. Последствия влияния долга на экономику делят на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – это последствия бюджетного дефицита, известные как эффекты «вытеснения» (эффект вытеснения инвестиций и эффект вытеснения чистого экспорта). Долгосрочные экономические последствия государственного долга известны как «бремя долга».

Эффект «вытеснения» инвестиций возникает из-за повышения рыночных процентных ставок в случае финансирования бюджетного дефицита с помощью выпуска государственных ценных бумаг. Долговое финансирование бюджетного дефицита увеличивает спрос на деньги, а центральный банк ограничивает их предложение. Такие действия экономической политики стимулируют рост процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению частных инвестиций. Следовательно, долговое финансирование бюджетного дефицита ослабляет эффективность стимулирующей фискальной политики.

Однако стимулирующая фискальная политика ослабляется не только за счет эффекта «вытеснения», но и за счет негативного эффекта «вытеснения» чистого экспорта. При увеличении внутренних процентных ставок происходит рост внешнего спроса на отечественные ценные бумаги, который сопровождается повышением спроса на национальную валюту. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что приводит к снижению экспорта и увеличению импорта: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслями снижается занятость и выпуск, увеличивается уровень безработицы. С другой стороны, приток капитала увеличивает финансовые ресурсы и благоприятствует снижению процентных ставок на внутреннем рынке. Благодаря эффекту сокращения чистого экспорта, масштабы эффекта «вытеснения» инвестиций частично уменьшаются.

Долгосрочные последствия государственного долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, т. е. на долгосрочный экономический рост. Рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению (т. е. оно будет иметь меньший уровень дохода).

Увеличение налогов – один из способов получения достаточных доходов для выплаты процентов государственного долга. Однако если увеличиваются налоги, то происходит сокращение производства. К долгосрочным последствиям долга относится и отрицательное влияние налогов на экономические стимулы к труду, инновациям и инвестированию. Поэтому наличие большого государственного долга замедляет экономический рост.

Еще один долгосрочный эффект, связанный с накоплением внешнего долга, – передача части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, которая может привести к сокращению национального производства в будущем.