Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Бюджет(англ. Budget – сумка)– это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти.

Государственный бюджет представляет собой роспись, смету денежных доходов и расходов государства на определенный период времени (год, квартал, месяц), утвержденную в законодательном порядке.

В зависимости от того, в каких условиях функционирует экономика (полной занятости или нет) различают структурный, фактический и циклический бюджет.

Структурный бюджетпоказывает, какими должны быть государственные расходы, поступления и дефициты, если экономика функционирует в условиях полной занятости.

Фактический бюджетпредставляет собой реальные расходы, поступления и дефициты за определенный период.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменения расходов, поступлений и дефицитов, которые возникают из-за того, что экономика не работает при полной занятости, а находится в состоянии подъема или спада. Циклический бюджет представляет собой разницу между фактическим и структурным бюджетами.

Состояние государственного бюджета определяется с помощью бюджетного сальдо (BS).

Бюджетное сальдо (Budget state)– это разность между чистыми налогами и государственными расходами:

BS=T-G.

Различают фактическое, потенциальное и циклическое бюджетное сальдо.

Фактическое бюджетное сальдо определяется по формуле:

BS = Y t - G,

где t– средний коэффициент налогов; Y·t – фактические налоговые поступления в бюджет. Это бюджетное сальдо показывает влияние на государственный бюджет и фискальной политики и циклических колебаний.

Потенциальное бюджетное сальдо вычисляется по формуле:

BSр = Y*· t -G,

где Y*·t – налоговые поступления при функционировании экономики в условиях полной занятости.

Циклическое бюджетное сальдо– определяется по формуле:

BSс = BS - BSр.

Циклическое бюджетное сальдо показывает потерю величины доходов в условиях неполной занятости ресурсов.

Бюджетное сальдо, как мы видим, показывает дефицит или избыток бюджета.

Бюджетный дефицитэто сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года (отрицательное бюджетное сальдо).

D = G - T.

Бюджетный избыток(излишек, профицит) это сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года (положительное бюджетное сальдо).

Важным элементом стратегии макроэкономического управления является уменьшение бюджетного дефицита.

Перед каждым государством стоит ключевой вопрос – должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.

Согласно концепции ежегодного балансирования бюджета, во время спада производства и автоматического уменьшения налоговых поступлений необходимо ежегодно адекватно уменьшать государственные расходы или дискреционно увеличивать чистые налоги. Но такие действия еще больше усилят спад производства. Данная теория противоречит стабилизационной функции фискальной политики.

Согласно концепции циклического балансирования, расходы и доходы бюджета должны быть сбалансированы в пределах экономического цикла. Это значит, что во время спада производства государство должно фискально стимулировать экономику, вследствие чего образуется бюджетный дефицит. Во время инфляционного роста сдерживающая фискальная политика направляет бюджет к излишку. В результате дефициты и излишки в пределах экономического цикла должны быть сбалансированы. Но на практике такие условия не выдерживаются по причине различий в глубине и продолжительности фаз цикла. Как видно из вышеизложенного и данная концепция не способна объединить стабилизационную и бюджетную функции фискальной политики.

Противоречие между стабилизационной и бюджетной функциями может быть решено только на основе принципа приоритетов. Этому принципу отвечает концепция функциональных финансов. В данной концепции проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, а на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет перед сбалансированностью бюджета. При этом утверждается, что рост государственного долга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. Такая политика одновременно предусматривает использование инфляционных и неинфляционных источников дефицитного финансирования.

Неинфляционные источники включают:

- внутренние и внешние займы на финансовых рынках: кредиты коммерческих банков, иностранных правительств и международных организаций; продажа государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и домохозяйствам;

- трансферты – финансирование в виде бесплатной помощи.

Уменьшить дефицит бюджета правительство может и путем накопления задолженности – просрочивания платежей по долгам, или за счет повышения налогов. Эти меры также имеют неинфляционный характер.

Инфляционными источникамифинансированиябюджетного дефицита являются монетизация дефицита (денежно-кредитная эмиссия) и покупка центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг (согласовывая такие действия с правительством). В случае монетизации дефицита возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен (инфляции). Как результат все экономические субъекты платят инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Долговое финансирование дефицита бюджета ведет к накоплению государственного долга, который необходимо обслуживать. Обслуживание долгасвязано с выплатой процентов по нему и постепенной уплатой основной суммы долга.