Виды и эффективность фискальной политики

Основная макроэкономическая функция государства – это стабилизация экономики.

Фискальная политика, которая охватывает увеличение государственных расходов (G), сокращение налогов (T) или комбинирование этих мер с целью расширения совокупного спроса в период циклического спада, называется стимулирующей бюджетно-налоговой политикой (фискальная экспансия). Эта политика связана с проведением налоговой реформы, которая сопровождается соответствующей денежно-кредитной политикой Центрального банка и оптимизацией структуры государственных расходов. Стабилизация экономики в условиях избыточного совокупного спроса, который возникает вследствие циклического подъема, обеспечивается с помощью сдерживающей фискальной политики, т.е. сокращения государственных расходов и увеличения налогов (фискальная рестрикция). Применение разных инструментов фискальной политики (изменение государственных расходов или уровня налоговых ставок) имеет разное влияние на совокупный спрос.

Фискальная политика может быть дискреционной и автоматической (недискреционной).

Дискреционная фискальная политика – это система мер (действий), которая предусматривает изменения в размере государственных расходов (G), налогов (Т) и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Она используется государством для противодействия циклическим колебаниям. Для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство создает дефицит государственного бюджета, увеличивая государственные расходы (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижая налоги. А в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек (профицит).

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Когда государственные расходы увеличиваются на ΔG кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY = ΔG·µg, где µg – мультипликатор государственных расходов. Мультипликационный процесс происходит следующим образом, когда расходы возрастают на ΔG и увеличивают доход на ту же величину это дает прирост потребления на величину с·ΔG (с – предельная склонность к потреблению). Этот рост потребления снова увеличивает расходы и доход, что вновь приводит к росту потребления на величину с2·ΔG и т.д. совокупный эффект можно записать так:

ΔY = ΔG(1 + с + с2 +…).

Из этого уравнения находим мультипликатор государственных расходов:

=> µg=.

Эта модель получила название простого мультипликатора Кейнса. Величину мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска можно найти в результате решения системы уравнений:

Y=C+I+G

C=+ cY,

где Y=C+I+G – основное макроэкономическое тождество;

C=+ cY – функция потребления (– автономное потребление).

Подставив уравнение потребительской функции в основное макроэкономическое тождество можно определить равновесный объем производства:

,

где – автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y, а – мультипликатор.

Мультипликатор – это величина, которая показывает насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Из этой формулы видно, что основной фактор, который определяет величину мультипликатора – это предельная склонность к потреблению.

В условиях смешанной экономики закрытого типа возникает сложный мультипликатор расходов, который кроме сбережений (S), учитывает еще один канал изъятий – чистые налоги (Т). Изъятия в форме налогов происходят автоматически в случае изменения дохода как налоговой базы в соответствии с предельной налоговой ставкой (t). Потребительская функция с учетом налогообложения дохода примет вид:

C=+ c(1-t)Y.

Подстановка потребительской функции с учетом налогообложения в основное макроэкономическое тождество дает возможность определить модель сложного мультипликатора расходов в закрытой экономике (µe):

где с – предельная склонность к потреблению; s – предельная склонность к сбережению; t – предельная налоговая ставка.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. В открытой экономике эффект мультипликатора государственных расходов относительно ниже, чем в закрытой.

Мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход увеличивается на величину ΔT. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔT·с, что увеличивает равновесный объем производства на величину , где – мультипликатор налогов.

Если все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция примет следующий вид: Т=t·Y.

Учитывая это функцию, потребления можно записать следующим образом:

C = + c(Y - tY) = + c(1-t)Y,

А модель налогового мультипликатора принимает вид (µt):

,

где µt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Используя приведенные мультипликаторы, можно вычислить влияние на доход государственных закупок или чистых налогов, которые изменяются дискреционно, то есть за счет изменения налоговых ставок или уровня трансфертов. Государственные закупки относятся к автономным расходам и влияют на реальный ВВП непосредственно. Если ΔG = ΔАЕ, то приращение реального ВВП определяется так:

ΔY=ΔG·µg.

Особенность чистых налогов, которые изменяются дискреционно, заключается в том, что они не являются компонентом автономных расходов, а влияют на ВВП опосредованно через автономное потребление. Между чистыми налогами и автономным потреблением () существует обратная связь: . Если , то влияние чистых налогов на реальный ВВП можно определить по формуле:

ΔY = -ΔT·c··µg.=-ΔT··µt.

В условиях инфляции влияние государственных закупок или чистых налогов на реальный ВВП определяется через их влияние на номинальный ВВП. Если ΔGn = ΔAEn (ΔGn, ΔAEn – номинальное изменение государственных и автономных расходов) или ΔTn·c = -ΔAEn, то приращение ВВП (ΔY) определяется по формуле:

где Р – индекс цен; Y-1 – реальный ВВП в предыдущем периоде; ΔGn – номинальное изменение государственных расходов; mg – мультипликатор расходов, ΔTn – номинальное изменение налогов.

Увеличение государственных закупок на денежную единицу вызывает большее приращение дохода, чем уменьшение налогов на денежную единицу. С другой стороны, для достижения целевого приращения дохода государственные закупки необходимо увеличить на меньшую величину, чем та, на которую следует уменьшить чистые налоги. Для государственного бюджета это обстоятельство порождает разные последствия. В первом варианте достижение целевого приращения дохода вызовет меньший бюджетный дефицит из-за увеличения бюджетных расходов, во втором больший бюджетный дефицит из-за уменьшения бюджетных доходов.

При одновременном использовании фискальных средств изменение дохода (ΔY) определяется по формуле (при стабильных ценах):

ΔY=ΔG··µg. - ΔT··µt.

Результат (ΔY) зависит от соотношения G и T (с учетом того, что ·µg.> ·µt). Если государственные расходы и чистые налоги возрастают на одну и ту же величину (ΔG = ΔT), то и равновесный объем возрастает, поскольку ΔG >ΔT·с.

Зная мультипликативные эффекты от увеличения государственных расходов и снижения налогов, государство выбирает тот или иной инструмент фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы, а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (это более мягкая ограничительная мера). Если фискальная политика направлена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги, а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная политика связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения требует длительного обсуждения этих мер в законодательном органе страны.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика– это автоматическое изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Эта политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (падения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее действие на экономику. При автоматической (недискреционной) фискальной политике бюджетный дефицит и бюджетный избыток возникают автоматически, вследствие действия автоматических стабилизаторов экономики. Автоматический («встроенный») стабилизатор – это экономический механизм, который позволяет уменьшить циклические колебания в экономике (уровней занятости и выпуска) без проведения специальной экономической политики. Такими стабилизаторами являются прогрессивная налоговая система и трансфертные платежи.

Все налоги и трансферты следует делить на две части. Одна часть налогов непосредственно не зависит от дохода (налог на недвижимость, транспортные средства, землю). К независимым от дохода можно отнести и некоторые трансферты (пенсии, стипендии). Чистые налоги такого рода называют автономными. Чистые налоги, которые зависят от дохода, называются автоматическими. Это значит, что величина их изъятий в бюджет изменяется в автоматическом режиме в соответствии с изменением дохода (ΔY) как налоговой базы экономики в целом и предельным коэффициентом налогов (t): ΔТ=t·ΔY. Например, налог на зарплату с граждан, налог на прибыль с предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и др.

При этом необходимо сделать уточнение, что касается количественной определенности предельного коэффициента налогов. Он (t) показывает непосредственную зависимость от дохода не всех, а только автоматических чистых налогов. Но поскольку при изменении дохода автономные налоги и трансферты не изменяются, то изменение автоматических чистых налогов показывает изменение чистых налогов в общем.

Следует также учитывать, что чувствительность налогов к доходу зависит от их формы. В условиях прогрессивных налогов налоговые изъятия увеличиваются быстрее, чем растет доход. На базе пропорциональных налогов налоговые изъятия увеличиваются пропорционально росту дохода. Определенные трансферты находятся в автоматической зависимости от дохода. Так, выплаты в связи с безработицей сокращаются во время роста производства и увеличиваются во время его сокращения.

Государство не влияет непосредственно на величину автоматических налоговых изъятий. Однако государство не является посторонним наблюдателем, так как внедряет в экономику определенную систему налогов и трансфертов. Этой системой определяется уровень зависимости налоговых изъятий от дохода.

Автоматическая зависимость чистых налогов от дохода – важнейший фактор стабилизации экономики: уменьшая налоговые изъятия в период сокращения производства, они увеличиваются в период роста производства. В первом случае это тормозит сокращение производства, во втором – сдерживает его рост. Благодаря этой способности автоматические чистые налоги стабилизируют экономику без государственного вмешательства. Поэтому их и называют встроенными стабилизаторами.

Приведем пример. Пусть простой мультипликатор равен 4. Но в реальной экономике изъятия включают также и автоматические чистые налоги. Допустим, t = 0,2. Тогда сложный мультипликатор уменьшится до 2,5. Если при этих условиях сокращение автономных расходов составит, например 100 денежных единиц, то без учета автоматических налоговых изъятий реальный ВВП уменьшится на 400 денежных единиц (100·4), а с учетом этих изъятий – только на 250 денежных единиц (100·2,5). Отсюда видно, что автоматические чистые налоги затормозили падение производства на 150 денежных единиц (400-250).

Поскольку автоматические чистые налоги сдерживают падение или рост производства только частично, то при необходимости восстановления предыдущего уровня дохода автоматическая фискальная политика должна дополняться дискреционной политикой.

Так, в приведенном выше примере, чтобы восстановить предыдущий уровень дохода, его дополнительно необходимо увеличить еще на 250 денежных единиц. Для этого необходимо увеличить государственные закупки на 100 денежных единиц (ΔG =ΔY·µg.=250/2,5) или дискреционно уменьшить чистые налоги на 133 денежных единиц (ΔT=ΔY/·µt=250/2,5·0,75).

До сих пор рассматривалась кейнсианская версия фискальной политики, объектом которой является совокупный спрос. Однако фискальная политика может влиять и на совокупное предложение. Такой вариант фискальной политики опирается на теорию экономики предложения, в основе которой лежит необходимость уменьшения уровня налогообложения.

В соответствии с кейнсианской теорией снижение налогов увеличивает только совокупный спрос, что обеспечивает рост реального дохода и цен. Но, согласно теории экономики предложения, снижение уровня налогообложения вызывает еще один эффект – увеличения совокупного предложения и снижения цен. Этот эффект вызывается определенными изменениями в экономике. Во-первых, вследствие снижения налогов на доходы и прибыль предприятий увеличиваются их сбережения, которые создают предпосылки для роста инвестиций. Кроме того, снижение подоходных налогов увеличивает располагаемый доход, что увеличивает стимулы к труду. Во-вторых, снижение налога на прибыль повышает прибыльность инвестиций, что также стимулирует их увеличение. Благодаря перечисленным изменениям в экономике снижение налогов способствует увеличению совокупного предложения, что обеспечивает с одной стороны, дополнительный рост реального дохода, а с другой – определенный антиинфляционный эффект.

Несмотря на это, политика низкого налогообложения (которая отстаивается сторонниками теории экономики предложения) имеет и определенные недостатки. Во-первых, влияние налогов на совокупное предложение разворачивается на протяжении значительного времени, продолжительность которого трудно предусмотреть. Во-вторых, снижение налогов намного ощутимее влияет на рост спроса, чем на увеличение предложения, и поэтому дефляционный эффект может быть незначительным. В-третьих, снижение налогов немедленно порождает бюджетный дефицит, что может перечеркнуть все положительные последствия.

 
 

Последний недостаток является главным. Для его опровержения сторонники теории экономики предложения опираются на кривую Лаффера (см. рис. 8.3).

Рисунок 8.3 – Кривая Лаффера

 

Как видно из рисунка, кривая Лаффера показывает связь между средней налоговой ставкой (t) и налоговыми поступлениями в бюджет (АТ – англ. Aggregate Taxes – валовые налоги). В основе кривой Лаффера – идея о том, что в случае роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются до максимальной величины (АТ2), а затем снова уменьшаются до нуля. При этом точка t1 показывает чрезмерный уровень налогообложения, который сдерживает деловую активность, а точка t2 – оптимальный уровень налогов, который обеспечивает максимальную величину налоговых поступлений.

Согласно кривой Лаффера, если налогообложение является чрезмерным при налоговой ставке t1, то ее снижение до оптимального уровня, т.е. до t2, стимулирует деловую активность, увеличивает доход как налоговую базу и благодаря этому максимизирует величину налоговых поступлений. Это означает, что снижение налогов от чрезмерного до оптимального уровня обеспечивает одновременно рост производства и налоговых поступлений, что предотвращает возникновение бюджетного дефицита.

Однако кривая Лаффера является только гипотезой, определенным логическим допущением, поскольку из него не следует ответа на несколько практических вопросов: какой уровень налогов следует считать чрезмерным, оптимальным, способным обеспечить максимальную величину налоговых поступлений? Небольшой опыт практического применения кривой Лаффера в США в период «рэйганомики» не дал безоговорочных доказательств в ее пользу. Поэтому применение этой кривой в практике связано с определенным политическим риском.

Изучая механизм фискальной политики, следует учитывать, что она связана с государственным бюджетом. Любое влияние фискальной политики на доход обусловливает одновременно определенные изменения и в государственном бюджете. Это означает, что, выполняя стабилизационную функцию в экономике, фискальная политика одновременно реализует и определенную бюджетную функцию.