Сущность бюджетно–налоговой политики

Тема 8. Фискальная политика

Бюджетно–налоговая (фискальная) политикаэто меры правительства, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВВП путем изменения государственных расходов и системы налогообложения. Фискальной политика выполняет следующие основные функции: влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры; перераспределение национального дохода; накопление необходимых ресурсов для финансирования социальных программ.

Государственные расходы представляют собой затраты, связанные с деятельностью государства. С помощью государства осуществляется потребление общественных благ и трансфертные платежи частному сектору (социальная помощь, страхование по безработице и др.).

Совокупные государственные расходы (G) делятся на четыре категории:

G = CG + Tr + iDG + IG,

где CG – потребление в государственном секторе (зарплата работникам государственного сектора, платежи за товары, которые покупают для текущего потребления); Tr – трансферты частному сектору; iDG – проценты государственного долга; IG – государственные инвестиции.

Три первые категории расходов создают текущие расходы государства, последняя категория – государственные капитальные расходы.

Совокупные государственные расходы являются составной частью совокупного спроса. Изменение разных компонентов структуры государственных расходов вызывает различные последствия для экономики. Сокращение государственных расходов на субсидирование производства способствует более эффективному распределению ресурсов в экономике, а сокращение расходов на социальные трансферты может привести к росту безработицы.

Увеличение государственных расходов изменяет структуру совокупного спроса, уровень которого зависит от величины, на которую государственные расходы замещают частные расходы. Если происходит «прямое вытеснение», когда государственные расходы равноценно замещают частные (расходы на образование), то совокупные расходы увеличиваются так же, как и государственные. Когда государственные расходы финансируются за счет повышения налогов, то увеличение государственных расходов повышает процентные ставки и происходит «финансовое вытеснение» частного сектора государственным.

Поскольку государственные расходы влияют на уровень цен, размещение ресурсов, распределение доходов, занятость и производство, они являются важным инструментом макроэкономической политики.

Государство финансирует свои расходы за счет налоговых поступлений. Налоги– это часть дохода, которая выплачивается физическими и юридическими лицами в пользу государства в размере, установленном законом. Налоги выполняют такие функции: распределительную (перераспределение созданного ВВП между государством и физическими и юридическими лицами); фискальную(централизация части ВВП в бюджете на общественные потребности); регулирующую (влияние налогов на разные стороны деятельности плательщиков).

Налоговая система построена на следующих принципах: общности(все экономические субъекты, которые получают доходы, платят налоги); стабильности (гарантия того, что предусмотренные Законом о бюджете доходы будут получены в полном объеме); обязательности (принудительность налога, обязательность его уплаты); социальнойсправедливости(установление налоговых ставок и налоговых льгот, которые ставят всех субъектов в приблизительно равные условия и смягчают налоговое бремя на предприятия и группы населения с низким доходом).

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов. К ним относятся реальные: земельный, домовой, на ценные бумаги; индивидуальные: подоходный с населения, на прибыль с корпораций, на прирост капитала, наследства, дарения, налог с имущества.

Косвенныеналоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщика. Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины.

Акцизами облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты и т. д.). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их платят потребители данных подакцизных товаров и услуг. Фискальные монопольные налоги пополняют бюджет за счет косвенного обложения товаров массового спроса. Сюда относятся налог с оборота и налог на добавленную стоимость. Таможенные пошлины –косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары (пересекающие границы страны). Их уплачивают все, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционные, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные таможенные пошлины преследуют главную цель – рост бюджетных доходов. Если государство хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции (поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране), то такая политика называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных таможенных пошлин. Демпинг – это «бросовый» экспорт, то есть продажа товаров на иностранном рынке по искусственно заниженным («бросовым») ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран. Преференциальные(льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии).

Большую роль в системе налогообложения играют налоговые ставки и налоговые льготы (рис. 8.1), а также классификация налогов по признаку соотношения между ставкой налога и доходом (рис. 8.2).

 
 

 
 

Рисунок 8.1 – Виды налоговых ставок

 

Рисунок 8.2 – Классификация налогов