Изменение механизмов макроэкономического регулирования

 

Глобализация, связанная с либерализацией и все большей открытостью экономик значительного количества стран, изменила представления о механизмах макроэкономического регулирования, разработанного под влиянием кейнсианской теории. Такое макроэкономическое регулирование было эффективным при условиях минимальной открытости экономики, фиксированных валютных курсов и жестких ограничений международного движения капитала. Кейнсианская модель макроэкономической политики делала акцент на использовании бюджетного механизма регулирования, которое дополняется монетарной политикой, приспосабливающейся к нему. Г. Кругман отмечал «Фиксируя валютный курс, центральный банк отказывается от способности влиять на экономику с помощью денежно-кредитной политики. Однако налогово-бюджетная политика при этом становится более могущественным средством влияния на выпуск и занятость» [20, с.492].

Отмена фиксированных валютных курсов, бюджетные ограничения, сокращение темпов возрастания государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового давления на экономику, сокращение государственной задолженности - все это снизило возможности использования бюджетной политики как важнейшего инструмента макроэкономического регулирования. Главная роль в макроэкономическом регулировании перешла к денежно-кредитной политике. Но использование монетарных инструментов имеет ограничение, которое связано с глобализацией и неуправляемым движением спекулятивного капитала: реакцией на снижение процентных ставок или превышением государственных расходов над доходами может стать отток спекулятивного капитала с последующим падением обменного курса и повышением импортных цен.

Отказ от бюджетной политики как главного инструмента макроэкономического регулирования привел к возникновению новых концепций бюджетного процесса. Теоретические исследования приводят к выводу о необходимости внедрения определенных бюджетных правил, которые могли бы стать критериями эффективной бюджетной политики. Необходимость принятия этих правил обусловлена тем, что государственные финансы значительного количества стран на протяжении многих лет характеризуются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, возрастание государственного долга, увеличение затрат на его обслуживание.

Выделяют три основных типа правил бюджетного процесса:

1. Правила, которые требуют сбалансированного бюджета или предельной величины бюджетного дефицита. Эти правила могут требовать полное балансирование всех доходов и расходов, ограничение бюджетного дефицита определенной частью ВВП; балансирование доходов и расходов с учетом циклического фактора; балансирование только текущих доходов и расходов с использованием займов для финансирования капиталовложений.

2. Правила, касающиеся займов, в частности запрет осуществлять государственные займы у центрального банка.

3. Правила, касающиеся размеров государственного долга или долга резервов, могут ограничивать величину валовой (чистой) задолженности относительно ВВП; определять величину резервов внебюджетных фондов (например, фондов социального страхования) в виде части их ежегодных выплат.

Одним из главных условий эффективности бюджетной политики является прозрачность всего бюджетного процесса, основанная на открытости и правдивости используемой информации. Только в этом случае правила будут оказывать содействие финансовой дисциплине и порядку.

Бюджетная политика как составная часть макроэкономического регулирования, хотя и отошла на второй план, но не утратила своего значения. Она и теперь выступает серьезным подспорьем денежно-кредитной политике.