Инвестиции, их роль в экономике и факторы динамики

Инвестиции – это расходы на потребление товаров, используемых домохозяйствами и фирмами для увеличения накопленного капитала.

Инвестиционные расходы могут осуществляться в таких направлениях:

1) капиталовложения:

- инвестиции в основной капитал (производственные здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и т.п.);

- инвестиции в жилищное строительство (строительство и покупка новых жилых домов);

2) инвестиции в запасы (нереализованные запасы готовых товаров, незавершенное производство и строительство).

Инвестиции в основной капитал, (например, в оборудование) могут иметь целью восполнение изношенного основного капитала. Таким образом, инвестиционные расходы, строго говоря, включают в себя амортизацию, т. е. денежное выражение износа основного капитала. Поэтому различают:

- валовые инвестиции как стоимость всех инвестиционных товаров, созданных в течение года, включая те, которые пойдут на восстановление изношенных;

- чистые инвестиции как разница между валовыми инвестициями и амортизацией.

Инвестиции играют чрезвычайно важную роль в экономике: без них невозможен дальнейший рост производства и, следовательно, повышение благосостояния. Источники инвестиций можно разделить на внешние (за счет межстранового перелива предпринимательского капитала и кредитов) и внутренние (за счет сбережений и превращения последних в инвестиции).

Для принятия решения об осуществлении инвестиционных расходов нужны стимулы и условия. Стимулом является ожидаемая норма прибыли. Условием – уровень реальной процентной ставки,поскольку на практике большинство инвестиционных проектов реализуется с использованием заемных средств. Именно эти показатели детерминируют, при прочих равных условиях, объем инвестиций.

Например, предприниматель, решая вопрос о приобретении нового оборудования, фактически должен отказаться от потребления части полученной прибыли. Если новое оборудование стоимостью 100 денежных единиц позволит без учета эксплуатационных расходов дополнительно произвести продукции на 117 денежных единиц, ожидаемая норма чистой прибыли составит .

Если затраты на инвестиционный проект предполагают использование заемных средств, в расчет следует включать процентную ставку, т. е. плату за использование заемного денежного капитала. Очевидно, что проект будет осуществляться при условии, что процентная ставка будет ниже ожидаемой нормы чистой прибыли, т. к. источником выплаты процентов за кредит является именно прибыль.

Далее следует учесть фактор инфляции, которая снижает реальный уровень процентной ставки и нормы прибыли. Если реальная норма прибыли по инвестиционному проекту составляет 15%, а номинальная процентная ставка – 20%, то, на первый взгляд, осуществление такого проекта является экономически бессмысленным, так как объем выплат по процентам за кредит превышает размер полученной прибыли. Но если ожидается годовая инфляция 10%, это означает, что покупательная способность сумм, выплачиваемых за проценты, снизится на 10%. Реальная процентная ставка составит 20% – 10%=10%. В этих условиях реализация инвестиционного проекта окажется прибыльной.

Определение спроса на инвестиционные товары в экономике требует ответа на вопрос: каков объем инвестиционных проектов, которые окажутся неубыточными в определенном диапазоне ожидаемой нормы прибыли. Рассмотрим пример с использованием гипотетических данных, приведенных в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Зависимость инвестиций от ожидаемой прибыли на инвестиции

Проект Объем инвестиций (млн. грн.) Ожидаемая норма прибыли (%) Проект Объем инвестиций (млн. грн.) Ожидаемая норма прибыли (%)
     

Из данных таблицы видно, что в экономике нет проектов, способных дать норму прибыли в 20%. При норме прибыли между 18% и 20% в стране могут быть осуществлены инвестиции в объеме 5 млн. грн., а при норме прибыли 16%–18% будут инвестированы еще 5 млн. грн. Таким образом, при норме прибыли в 16% будут инвестированы 10 млн. грн. Но мы также понимаем, что инвестиции осуществляются, если норма прибыли выше процентной ставки. Если ставка процента составит 16%, инвестиционные затраты в экономике в объеме 10 млн. грн. окажутся экономически оправданными, т. к. инвестиционные проекты дадут более высокую прибыльность (от 16% до 20%)

Используя этот условный пример, можно построить график функции инвестиций (см. рис. 5.4).

 

Рисунок 5.4 – Спрос на инвестиции

 

Ступенчатый график можно представить упрощенно в виде кривой спроса на инвестиции, каждая точка которой соответствует равенству ожидаемой нормы прибыли и реальной процентной ставки, т. к. инвестиционные проекты могут осуществляться только до этой точки (см. рис. 5.5).

 

Рисунок 7.5 – Модель «расходы – выпуск»: увеличение налогов

 

В модели «изъятия – инъекции» (S=I) государственные закупки наряду с инвестициями представляют собой инъекции, то есть дополнение к внутренним потребительским расходам. Налоги, как и сбережения, – это утечки из потока внутренних доходов – расходов. Потребление теперь будет меньше объема выпуска, создавая потенциальный разрыв в расходах на сумму сбережений (S') и налогов (Т). Этот разрыв может быть компенсирован частными инвестициями и государственными закупками. В результате условия макроэкономического равновесия будут иметь следующий вид:

S'+Т=I+G.

Рисунок 7.6 – Модель «изъятия-инъекции»

Увеличение государственных расходов вызовет сдвиг графика (I+G) вверх и увеличение равновесного ВВП с эффектом мультипликатора. Сокращение государственных расходов приведет к противоположным результатам.

Рассмотрим влияние налогов на установление равновесия с помощью модели «изъятия-инъекции». Введение налогов оказывает двойственный эффект на макроэкономическое равновесие: во-первых, налоги вызывают сокращение дохода после уплаты налогов и сокращение сбережений от S к S'; во-вторых, налоги представляют собой дополнительные изъятия. Последствия увеличения налогов представлены на рис. 7.6. Увеличение налогов вызовет сдвиг вверх графика (S'+T). Результатом этого будет сокращение равновесного ВВП с эффектом мультипликатора. Снижение существующих налогов приведет к сдвигу вниз графика (S'+T) и увеличению равновесного ВВП с эффектом мультипликатора.

В закрытой экономике с государственным вмешательством макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид:

S'+Т=I+G.

Рассмотренная выше модель экономического кругооборота позволяет проанализировать взаимосвязи между основными секторами экономики и вывести основные макроэкономические тождества.

Так, совокупный объем производства в денежном выражении (ВВП) равняется сумме расходов всех секторов экономики на приобретение этих товаров и услуг:

Y=C+I+G,

где Y - национальный выпуск (доходы); C – потребительские расходы; I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы.

Для закрытой экономики без государственного сектора это тождество имеет следующий вид:

Y=C+I.

Стоимость произведенной продукции равняется в денежном выражении доходам экономических субъектов. Экономические субъекты используют свой доход частично на потребление, частично на сбережение. Поэтому, все доходы экономических субъектов можно представить как сумму потребительских расходов и сбережений:

Y=C+S,

где Y – доход; C – потребление; S – сбережения.

Тогда соединив два тождества, мы получим тождество инвестиций и сбережений:

Y=C+I=C+S => I=S.

Это тождество усложняется с введением в анализ государства. Совокупные национальные сбережения (S) в закрытой экономике делятся на частные (Sp), и государственные (Sg):

S = Sp + Sg.

Частные сбережения равняются сумме доходов (Y), трансфертов (Тr), процентов по государственному долгу (iDG) минус налоги (T) и потребление (С):

Sp = Y + Тr + iDG – Т - С.

Государственные сбережения определяются как:

Sg = Т- Тr - iDG - G.

Если Sg > 0, то имеет место бюджетный излишек, если же Sg < 0, то дефицит бюджета (BD):

BD = - Sg.

Если определить совокупные национальные сбережения через структуру частных и государственных сбережений, то

Sp+Sg = (Y+ Тr + iDG -Т-С) + (Т- Тr - iDG -G);

Sp+Sg = Y-С-G;

S=I.

Это подтверждает одно из основных условий макроэкономического равновесия – равенство между сбережениями и инвестициями. В закрытой экономике с государственным вмешательством это равновесие между национальными сбережениями и внутренними финансовыми ресурсами.

Если государственные затраты увеличиваются на ∆G, то государственные сбережения сокращаются на эту величину. При этих условиях спрос на инвестиции будет превышать сбережения, что, в свою очередь, вызовет возрастание процентной ставки и в будущем – сокращение инвестиций. Таким образом, в долгосрочном периоде следствием увеличения государственных расходов будет пропорциональное снижение инвестиций. Это явление получило название эффект вытеснения.

При снижении налогов на величину ∆Т доход увеличивается на ∆Т, потребление увеличивается на ∆Т·MPC, а государственные сбережения снижаются на ΔΤ. Частные сбережения увеличиваются на ΔΤ·(1 - MPC), а национальные сбережения изменятся на (1-MPC)·ΔΤ-ΔΤ = - MPC ·ΔΤ, то есть снизятся на величину MPC·ΔΤ, что приведет к определенному сокращению инвестиций, следовательно и в этом случае будет иметь место эффект вытеснения.