Совокупный спрос

Макроэкономика, как известно, пользуется агрегированными показателями. В отличие от индивидуального спроса совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов макроэкономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

Как мы уже видели ранее, существует два встречных потока в модели народнохозяйственного кругооборота: материальный и денежный. Поэтому и в структуре совокупного спроса можно выделить натурально-вещественную и стоимостную формы совокупного спроса.

Натурально-вещественная формасовокупного спроса отражает общественную потребность всех макроэкономических субъектов в товарах и услугах. Поэтому в структуре совокупного спроса выделяют товары и услуги непроизводственного потребления, удовлетворяющие личные и иные непроизводственные потребности, а также совокупность всех инвестиционных товаров и производственных услуг.

С точки зрения стоимостной формы совокупный спрос отражает связь между объемом совокупного выпуска общественного продукта, который желают и могут приобрести все сектора экономики, и общим уровнем цен. Иными словами, – это спрос домохозяйств, фирм, государства, иностранного сектора на общий объем созданных в национальной экономике конечных товаров и услуг, который может быть предъявлен при каждом уровне цен.

Наибольшую часть совокупного спроса составляют расходы домохозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг, которые иначе называются потребительскими расходами, или просто реальным потреблением, и обозначаются как С.

Более динамичным компонентом совокупного спроса, изменения которого вызывают колебания деловой активности, являются инвестиционные расходы, т. е. спрос предпринимателей на инвестиционные блага для восстановления изношенного и увеличения реального капитала, а также спрос домохозяйств на жилищное строительство, обозначаемые как I.

Третьим элементом совокупного спроса является спрос со стороны государственного сектора – государственные закупки товаров и услуг. Необходимо помнить, что в их состав не включаются трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции предпринимательскому сектору, поскольку данные расходы связаны с процессом перераспределения денежных средств, а не с затратами на создание валового выпуска продукции. Данный компонент обозначают, как известно, – G.

Еще одной составной частью совокупного спроса является спрос со стороны иностранного сектора, точнее – чистый экспортXn – разность между спросом иностранных агентов на отечественную продукцию и спросом отечественных экономических субъектов на иностранные товары и услуги, т.е. экспорт минус импорт.

Таким образом, совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма вышеназванных элементов расходов, что является ничем иным как стоимостью валового национального продукта, рассчитанного методом расходов. Это означает, что совокупный спрос AD (от англ. aggregate demand) равен Y (GNP):

AD = Y (GNP) = С + I + G + Xn .

Из определения совокупного спроса видно, что существует определенная зависимость между объемом произведенного валового выпуска благ и общим уровнем цен. Эта зависимость отражает действие закона совокупного спроса. Суть этого закона в том, что потребители (все сектора экономики) при прочих равных условиях приобретут тем больший объем национального продукта, чем ниже общий уровень цен, и наоборот. Т.е. между реальным объемом валового внутреннего продукта и уровнем цен существует обратная зависимость, которую можно отразить графически в виде кривой совокупного спроса AD (рис. 4.2).

 
 

Данная кривая совокупного спроса ADпоказывает количество конечных товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Причем необходимо учесть, что данная модель совокупного спроса справедлива при условии неизменного количества денег и опирается на уравнение количественной теории денег – формулу Фишера:

M ∙ V = P ∙ Q

Исходя из данного уравнения: Q = AD= . Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной зависимости от уровня цен. Если предложение денег (M · V)неизменно, то объем национального производства (Q) должен сокращаться по мере роста уровня цен (P). Поэтому кривая совокупного спроса имеет вид ниспадающей кривой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется также действием трех эффектов:

1) эффект процентной ставки, т.е. цены за пользование деньгами. Дело в том, что рост уровня цен увеличивает спрос на деньги, так как для осуществления сделок их требуется все больше. Это, в свою очередь, приводит к повышению платы за использование заемных денег – процентной ставки. Поэтому домохозяйства откладывают покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате при более высокой цене совокупный спрос на товары и услуги уменьшается;

2) эффект богатстваилиэффект кассовых остатков:рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых средств с фиксированной стоимостью (облигации, депозиты в банках, срочные счета), что делает их владельцев относительно беднее и заставляет сокращать расходы;

3) эффект импортных закупок: рост цен внутри страны приводит к уменьшению величины экспорта и увеличению импорта, что влечет за собой снижение совокупного спроса.

Указанные выше факторы называются ценовыми и означают изменение величины совокупного спроса, т.е. движение вдоль неизменной кривой AD.

Однако кроме ценовых факторов на объем спроса на товары и услуги оказывают влияние и неценовые, действие которых, в конечном счете, приводит к изменению денежной массы и скорости обращения денег, что графически отражается в смещении кривой ADвправо, если совокупный спрос увеличивается, и влево, если он уменьшается (рис. 4.3). В основном это все факторы, воздействующие на составные элементы AD. К ним относятся:

1) изменения в потребительских расходах, которые в свою очередь зависят от:

- динамики благосостояния потребителей. Колебания стоимости имущества приводит к изменению решений о покупках товаров и услуг. Так, например, резкое увеличение курса ценных бумаг, которыми владеют домохозяйства, вызовет увеличение потребительских расходов, а, значит, приведет к росту совокупного спроса;

- динамики задолженности потребителей. Ведь чтобы погасить возросшие долги, необходимо уменьшить текущее потребление, а, следовательно, сократить AD;

- динамики налогов на доходы потребителей, ведь чем выше ставка подоходного налога, тем меньше чистый доход, а значит потребительские расходы и AD в целом;

- ожиданий потребителей, особенно в условиях очень высокого уровня инфляции;

2) изменения в инвестиционных расходах, на которые оказывают влияние:

- динамика процентной ставки, не связанная с изменением цен (например, из-за изменения денежной массы). Рост процентной ставки приводит к подорожанию кредитов, а это при неизменном уровне цен и невозможности увеличить прибыль за счет роста цен неизбежно приведет к сокращению AD;

- ожидаемые прибыли от инвестиций. Если получение прибыли проблематично, то инвестиционные расходы уменьшаются, сокращая и AD;

- наличие избыточных производственных мощностей, что является фактором замедления вложения инвестиций;

- развитие технологий. Появление новых технологий заставляет предпринимателей увеличивать инвестиционные расходы;

- динамика налогов на доходы предпринимателей и осуществление налоговых льгот в отношении инвестиций. Увеличение ставки налогообложения уменьшает прибыль фирм, снижая стимулы к осуществлению инвестиций, введение налоговых льгот на инвестиции наоборот увеличивает AD;

3) изменения в объемах государственных закупок также оказывают непосредственное воздействие на положение кривой совокупного спроса;

4) изменения чистого экспортаиз-за:

- колебаний цен на рынках других стран,

- динамики национального дохода в зарубежных странах,

- колебаний валютных курсов;

5) изменения предложения денег. Увеличение денежной массы в стране в краткосрочном периоде приводит к снижению процентной ставки, улучшению условий кредитования, а, следовательно, к увеличению инвестирования и росту AD.

 
 

Таким образом, существует огромное количество факторов, влияющих на тот объем реального валового внутреннего продукта, который макроэкономические субъекты желают и могут приобрести при данном уровне цен.