Предмет и основные цели макроэкономики

 

Объект макроэкономики как науки – это национальная экономика, т. е. совокупность домохозяйств, фирм, государства и его учреждений, соответствующей инфраструктуры в границах определённой природной среды и государственной территории. Национальная экономика имеет две стороны, каждая из которых характеризуется соответствующими показателями. Это материально-вещественная, или физическая, экономика (охватывает национальные ресурсы и изготовленные блага) и монетарная, или денежная, экономика (деньги и цены).

В национальной экономике действуют три основных экономических субъекта: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство– экономическая единица, состоящая из одного или более человек, которые владеют ресурсами, обеспечивают ими экономику и получают за них доходы, которые используют для покупки потребительских благ. Для простоты анализа считается, что число домохозяйств в национальной экономике совпадает с количеством семей в стране. Фирма– деловая единица, которая использует купленные у домохозяйств ресурсы для производства благ и владеет или управляет одним или несколькими предприятиями. Государство – совокупность государственных институтов и учреждений, выполняющих важные экономические функции, которые обеспечивают реализацию экономической активности государства в целях стабилизации национальной экономики.

Необходимость производства огромного количества товаров и услуг, согласования интересов всех экономических субъектов предполагает создание соответствующих механизмов функционирования национальной экономики. Способ организации национальной экономики называется экономической системой. Основными её элементами являются: способы разрешения основных проблем организации экономики; механизмы реализации собственности на производственные ресурсы и произведённые блага; механизмы распределения и перераспределения созданного национального продукта; механизмы взаимосвязи физической и монетарной экономики и т. п.

Принято выделять такие типы экономических систем: нерыночные (основанные на натуральном хозяйстве); рыночные (основанные на товарном хозяйстве, частной собственности на ресурсы и ценовом механизме разрешения основных проблем организации экономики) и административно-командные (государственная собственность на ресурсы, централизованное планирование и управление производством в условиях товарного хозяйства). В свою очередь, для каждой страны характерна своя, национальная модель экономической системы, потому что страны отличаются способами политического управления, уровнем экономического развития, социальными условиями, особенностями менталитета нации и т. п. В странах, которые движутся от командной к рыночной экономической системе, существует переходная экономика, в которой особым образом соединяются признаки и рыночной, и командной экономики. Украинская модель переходной экономики формируется с начала 90-х годов ХХ ст. и характеризуется сильной регулирующей ролью государства.

Макроэкономика изучает современное рыночное хозяйство, т. е. социально ориентированное рыночное хозяйство (смешанная экономическая система). Модель «макроэкономики» считается наиболее динамичной и оптимальной, если она сочетает в себе: положительные результаты индустриального развития эпохи научно-технической революции; конкуренцию частных собственников ресурсов; разумные традиции; массовое потребление экономических благ; государственное регулирование экономических процессов корректирующего характера.

Предмет макроэкономики – закономерности эффективного функционирования экономической системы в целом. Макроэкономическая теория может быть позитивная и нормативная. Первая направлена на обоснование выводов, которые объясняют современное состояние экономического развития страны; вторая – на выработку рекомендаций относительно того, как улучшить существующее положение в экономике и добиться её развития.

Макроэкономика уделяет особое внимание четырём сферам, которые можно выделить в национальной экономике: производству, занятости, ценам и внешнеэкономическим связям. В сфере производства создаются товары и услуги для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Все страны заинтересованы в увеличении объёма национального производства, что даёт возможность повышать уровень жизни населения и решать многие сложные проблемы общества. Особое значение в жизни каждого человека занимает сфера занятости, которая неразрывно связана со сферой производства. Макроэкономика исследует уровень занятости, причины безработицы, её влияние на различные макроэкономические параметры. Динамика цен оказывает влияние на поведение всех экономических субъектов. Поэтому макроэкономика пытается выявить причины и последствия увеличения цен, проследить взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Исходя из этого, макроэкономика исследует условия достижения внешнеэкономического равновесия страны.

Все страны с рыночной экономикой имеют своей стратегической целью достижение макроэкономической стабильности. С этой точки зрения все явления макроэкономики изучаются с позиции их соответствия определённым критериям – целям совокупной хозяйственной деятельности. Макроэкономическая цель– это оценочное суждение, принятое в настоящее время наукой за норму (идеал) желаемого состояния какого-либо экономического процесса. Сегодня в западной и отечественной учебной литературе обычно называют восемь основных макроэкономических целей, из которых выделяют четыре наиболее важных, соответствующих выделенным выше четырём сферам национальной экономики. Рассмотрим их.

1. Экономический рост означает положительную динамику совокупности экономических ресурсов, благ и доходов. Макроэкономика в состоянии роста способна решать такие задачи, как накопление капитала, имущества, сооружений, запасов и т. п.; повышение уровня жизни граждан; социальное развитие и многие другие.

Считается, что при прочих равных условиях имеются два проблемных состояния роста. Первое состояние называют нулевым ростом. Это достаточно сложное явление, которое может отражать стагнацию хозяйственного развития. Вместе с тем и при нулевом росте возможны прогрессивные изменения (например, положительная динамика в ряде прогрессивных отраслей; электронике, телекоммуникациях, производстве бытовой техники, строительстве и других), которые, перекрывая потери, становятся средством для последующего положительного роста. Второе состояние роста характеризуется как отрицательная динамика макроэкономики (спад или кризис). Если общество обладает хорошей институциональной сопротивляемостью к различного рода «хозяйственным болезням», то спад может активизировать такие «иммунные» механизмы, как конкуренцию, инвестиционную активность, обновление производственного аппарата, повышение качества товаров.

Экономический рост противоречив. Так, технологический рост может приводить к загрязнению окружающей среды, росту профессиональных заболеваний, техногенным катастрофам, но одновременно с этим и к увеличению массы и качества потребительских товаров, повышению жизненного уровня людей. Поэтому основная проблема сейчас – это поиск состояния оптимального экономического роста, т. е. гармоническое развитие технологической, природной и социальной сфер жизни общества.

2. Оптимальная (полная) занятость – это такой уровень занятости, когда все кто желает и способен работать, находят работу. Таким образом, каждый человек имеет возможность реализовать свои профессиональные способности.

3. Экономическая эффективность означает, что экономика страны должна функционировать с максимальной отдачей в виде совокупности созданных благ при достижении минимума народнохозяйственных издержек (при рациональном использовании ограниченных производственных ресурсов). Макроэкономическая эффективность, как правило, рассматривается на трех основных уровнях: технологическом, экономическом и социальном. Достижение эффективности на каждом из уровней означает выполнение глобального макроэкономического оптимума (оптимума В. Парето).

Первый уровень макроэкономической эффективности определяется критерием полноты (максимума) использования технологических возможностей народного хозяйства. Это означает, что все ресурсы задействованы в народном хозяйстве и никто не может выиграть от изменения перемещения ресурсов без ухудшения положения другого. Второй уровень эффективности выражает то, что необходимо добиться такой структуры производства национального продукта, которая обеспечивает оптимум состояния потоков доходов и расходов, определенное соотношение производства средств производства и предметов потребления. Третий уровень – предполагает, что граждане страны хотели бы полнее реализовать свои социальные интересы за пределами непосредственного производства. А это означает, что должно быть максимизировано соотношение производства предметов потребления и средств производства в пользу первых.

4. Стабильный уровень цен. Данная макроэкономическая цель означает одинаковую эффективность цен для всех экономических субъектов. Иначе, никто не выигрывает и не проигрывает в результате инфляции или дефляции, т. е. никто не теряет заработанные деньги и не приобретает незаслуженные. Таким образом, цены не искажают истинное положение вещей в экономике.

5. Экономическая свобода как макроцель предполагает, что основные субъекты макроэкономики в рамках законов гражданского общества сами, без ограничений принимают решения о путях наиболее целесообразной реализации своих интересов. Принцип экономической свободы не допускает насильственного подавления конкуренции форм собственности, технологических и социальных укладов жизни, замкнутость национальных хозяйственных систем и подобных нерациональных ограничений.

6. Экономическое равенство(справедливое распределение доходов) как макроцель означает, что нормальное развитие экономики должно приводить к преобладанию в обществе так называемого среднего гражданина, так называемый «средний класс». Иначе говоря, в национальной экономике недопустима как крайняя нищета основной массы населения, так и чрезмерная роскошь узкой группы правящей элиты. Экономическая дифференциация богатства и доходов должна быть, но она должна приводить к новым, более разумным стадиям экономического равновесия, а не к драмам в национальной экономике и политике.

7. Экономическая безопасность как макроэкономическая цель – это обеспеченность в идеале всех граждан экономическими благами не ниже так называемого прожиточного минимума и защита их от экономических рисков. Предполагается, что это позволит реализовать любому гражданину его основные права и обязанности на уровне принятых социальных норм (Конституция страны). Для этого государство создает различные фонды: социального, медицинского, трудового, пенсионного страхования, стимулируется система сбережений населения, создание негосударственных страховых фондов.

8. Внешнеторговый баланс как макроцель означает, что в идеале каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не нанося хозяйственного ущерба странам-участницам мировой экономики. Национальная экономика должна иметь стабильный курс национальной валюты, разумный баланс международной торговли и международных финансовых отношений.

Одновременное достижение всех макроэкономических целей практически недостижимо. Поэтому обычно выделяются приоритетные цели, для достижения которых и формируется соответствующая экономическая политика. Макроэкономика анализирует четыре основных вида макроэкономической политики: 1) фискальную; 2) монетарную; 3) политику доходов (социальную); 4) внешнеэкономическую.