Автоматизированная система управления стратегического авиационного командования

Информационных технологий управления персоналом

В вооруженных силах США основная ответственность за ведение наступательных операций с применением ракетно-ядерного оружия возложена на стратегическое авиационное командование (САК), которому подчинены ракетные войска и стратегическая авиация, сведенные в три воздушные армии.

Система управления силами САК имеет иерархический принцип построения. Ее высшие органы — командные пункты САК и подчиненных ему воздушных армий, которые входят в состав ГСОУ, образуя высший уровень иерархии. Следующий уровень — командные пункты ракетных и авиационных крыльев, связанные, как минимум, с двумя вышестоящими командными пунктами. Еще ниже располагаются командные пункты ракетных дивизионов и эскадрилий, уже непосредственно связанные с ракетными комплексами и стратегическими бомбардировщиками.

Основой системы управления является командный пункт САК, расположенный на авиабазе Офутт. Он оснащен разнообразными средствами вычислительной техники, состоящими из нескольких комплексов ЭВМ, более чем 20 проекторов для воспроизведения динамической и статической информации на четырех больших экранах, 10 высокоскоростных печатающих устройств, нескольких десятков индивидуальных пультов для оперативных работников, различной коммутационной, каналообразующей и засекречивающей аппаратуры.

Такой состав оборудования обусловлен разнообразным характером решаемых задач и большим объемом обрабатываемой информации. Для обработки оперативной информации на командном пункте САК были разработаны две специализированные ЭВМ с быстродействием около 400 млн. операций в секунду, которые явились базой для организации подсистемы обработки оперативной информации.

К ним регулярно поступают сообщения о состоянии, положении и характере действий сил САК, а также сведения от системы раннего предупреждения о ракетном нападении «БИМЬЮЗ» и других систем командования «НОРАД». С помощью этих ЭВМ подготавливаются данные о боеготовности сил и средств САК (количестве ракет и бомбардировщиков, состоянии их готовности, количестве бомбардировщиков в воздухе, местоположении самолетов-заправщиков, численности личного состава, состоянии материально-технического обеспечения и пр.); о противнике (о промышленных, административных и других жизненно важных центрах, местонахождении аэродромов и пусковых установок стратегических ракет, количестве и основных характеристиках самолетов и ракет, характеристиках системы ПВО и пр.); о текущей обстановке (обнаружении ракет и мест ядерных взрывов, размерах поражения и радиоактивного заражения местности и пр.)

Повышению надежности централизованного управления служат также воздушные командные пункты САК и воздушных армий. ВКП САК несут круглосуточное дежурство в воздухе. Продолжительность дежурства одного самолета составляет около 8 ч. На его борту находится оперативная группа из 11 человек, которая поддерживает непрерывную связь с командными пунктами САК и воздушных армий, а через них с ракетными и авиационными крыльями. ВКП воздушных армий круглосуточного дежурства в воздухе не несут, однако один из самолетов постоянно находится в 15-минутной готовности к вылету. По тревоге он поднимается в воздух и начинает полет по заранее установленному маршруту, проходящему над районами дислокации своих армий.

Первоначально на всех ВКП была установлена только аппаратура связи, которая обеспечивала непосредственную связь ВКП с системой оповещения САК по тревоге, с командным центром вооруженных сил, командными пунктами САК и «НОРАД». С 1965 г. проводились работы по оснащению ВКП оборудованием, обеспечивающим дистанционный запуск ракет с земли, и к настоящему времени все самолеты оснащены этим оборудованием. Разрабатывался и комплекс средств вычислительной техники, предназначенных для установки на борту самолета. В его состав входили ЭВМ с быстродействием около 300 тыс. операций в секунду, запоминающие устройства на магнитных барабанах и лентах, индивидуальные устройства отображения и средства документирования данных. Указанными средствами оснащен пока только один самолет, но ожидается, что с вводом в строй перспективных ВКП на самолетах «Боинг-747» средства вычислительной техники будут использоваться в более широких масштабах.