Рассмотрим основные принципы информатизации общества.

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий.

Однако для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам, которые включают:

1) отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;

2) необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;

3) признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;

4) широкое использование достижений мировой науки и техники;

5) вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;

6) объявление главной целью информатизации – роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества во многом способствует развитию средств массовой информации. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество.

Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное:

1) технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи;

2) с помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими.

Условия работы в информационном обществе порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура связана с социальной природой человека, является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

· в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

· в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

· в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

· во владении основами аналитической переработки информации;

· в умении работать с различной информацией;

· в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Вопрос 3. Информационный потенциал

общества