Принцип историзма в изучении прошлого. Основные задачи и проблемы курса отечественной истории.

 

Изучение истории России в техническом вузе составляет важнейшую составную часть всей гуманитарной подготовки.

Историческое сознание представляет собой один из элементов общественного сознания, занимает самостоятельное и весьма ответственное место в системе мировоззрения общества и индивида. Оно не ограничивается знанием фактов истории, не отождествляется с представлением об историческом опыте, тем не менее включает их в свое содержание. Важнейшим его компонентом является также обобщенный исторический опыт и вытекающие из опыта уроки истории.

Формирование исторического сознания возможно только на основе правды истории. Искажение прошлого, субъективная трактовка любой его станицы, равно как и замалчивание исторических фактов и событий неизбежно исключает научное понимание настоящего и искажает картину вероятного будущего.

Именно история России позволяет людям получать соответствующие знания и навыки, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных политических процессов.

В курсе истории России, как и в любой другой исторической дисциплине, важнейшее значение имеет принцип историзма. Этот принцип предполагает изучение любых исторических событий и фактов в контексте соответствующего исторического времени, с учетом характерного менталитета различных социальных слоев и групп, отдельных исторических личностей. Без этого невозможно правильно понять и объяснить сущность происходивших в прошлом процессов.

Историки должны отвергнуть призывы «не очернять» наше прошлое (прекратить критику сталинизма и постсталинизма, советской модели социализма, командно-административной системы и т.д.). Ведь история не может быть «плохой» или «хорошей». Она была такой, какой она была, и только правда о ней может освободить сознание народа, раскрепостить его ум и разбудить его совесть. Только на уроках правдивой истории России может быт сформировано научное историческое сознание.

Таким образом, наша задача в целом заключается в том, чтобы формировать у молодого человека потребность учиться жить, изыскивая в далеком или недавнем прошлом вариант необходимых действий, а также воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству, стремление преумножать его потенциал. Историю можно переписать, но нельзя от нее отрешиться. И именно сопричастности каждого студента мы хотим добиться.

Цели:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования-
Знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.