Преодоление кризиса психологии

ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тогда

Из глубины молчания родится

Слово,

В себе несущее

Всю полноту сознанья, воли, чувства,

Все трепеты и все сиянья жизни.

М. ВОЛОШИН «Подмастерье»

Одним из оснований традиционной психологии является идея о том, что эта дисциплина принадлежит к естествознанию, по крайней мере, именно так

складывалась ее история с момента зарождения, ка­ковым принято считать открытие психологической лаборатории В. Вундтом в 1879 г. в Лейпциге. Достаточно ярко это было выражено в психологии ста­рой парадигмы — эпохи господства бихевиоризма и экспериментальных методов [Harré, Gillett 1994: 2—3]. Правда, практически с момента возникно­вения высказывались и другие точки зрения на статус, цели и методы психо­логии, так что подобная критика так же стара, как и сама наука [см.: Bühler 1927; Dilthey 1884; Giorgi 1970; 1995; Politzer 1928; Sullivan 1984].

Суть критики сводима к требованию преодоления общего кризиса со­циальных наук, который со всей полнотой выражен в традиционной психо­логии, где забвение специфики обладающего сознанием человека как объекта исследования сказалось особенно пагубно (см. 1.2). Тем не менее, сегодня тра­диционная психология широко утвердилась как социальный институт во мно­гих сферах жизни. Налицо несоответствие между внешним успехом психоло­гии и ее внутренним содержанием: «общество склонно верить в незаслуженно высокий статус и престиж психологии, не подкрепленные ее лишенным един­ства и внутренней логики содержанием» [Giorgi 1995: 24].

И все же многими исследователями осознается извечная несовместимость естественнонаучной методологии, принятой психологией в качестве единст­венно истинной философии науки, и свойствами психологических явлений, реально происходящих в повседневной жизни людей. Этим объясняются по­пытки найти новые формы психологической теории, реализовавшиеся, напри­мер, в психологике[psychologic — Smedslund 1988; 1991; 1995] или работах по диалогической психологии [analogical psychology — Shotter 1995; ср.: Bax­ter, Montgomery 1996], впитавшей идеи позднего Л. Витгенштейна [1985], М. М. Бахтина [1979; 1995], В. Н. Волошинова [1929] и Л. С. Выготского [1934;

1982]. Наиболее заметным и интересным для лингвистов явлением безо всяко­го сомнения стала дискурсивная психология, взявшая на вооружение методо­логию дискурс-анализа. Говоря словами И. А. Бодуэна де Куртенэ [1963, II: 102], поворот в развитии науки можно описать следующим образом: «до сих пор на разные проявления общественной жизни часто смотрели материали­стически: теперь очередь за психологией и вместе с нею за наукою par excellence психологическою, какою является языкознание». Дискурсивная психология [discursive psychology — Edwards, Potter 1992; Harré, Gillett 1994; Harré, Stearns 1995; Smith e. a. 1995a; 1995b] как принципиально новый подход активно раз­рабатывается в Европе и Северной Америке большой группой авторов.