Личность, социальная структура, интеракция

В ответ на картезианское отделение инди­вида от социального порядка Ч. Кули раз­работал систему взглядов, интегрирующих личность, «Я» и общество: «Отдельно взя­тый индивид есть не что иное, как неизвестная природе абстракция, точно так же, как и общество немыслимо в отрыве от индивидов. Общество и инди­вид обозначают не отдельные явления, а просто общий и частный аспекты одного и того же» [Cooley 1964: 36]. По Кули, и общество, и «Я» встроены в социальную жизнь: «общество — это отношение, связывающее личные идеи» [Cooley 1964: 121]. По Миду, «Я» рассматривается социально, именно «с точ­ки зрения коммуникации как самого существенного элемента социального устройства» [Mead 1934: 1]. В своей монографии Дж. Тернер [Turner 1988] до­полняет идеи Мида взглядами Гоффмана, Гидденса и Хабермаса в постпарсоновской теории, интегрирующей «Я», социальное действие и интеракцию. Ход интеракции, ее «порядок» [interaction order — Goffman 1983] склады­вается под воздействием многих «естественных», воспринимаемых как само собой разумеющееся, динамичных, ситуативных, подлежащих взаимному обсуждению процессов [Garfinkel 1967]. Главным предметом обсуждения,

«переговоров» в интеракции являются разные аспекты личности и ее идентич­ность (negotiation of personal identity),или личностные смыслы «Эго» [Couch e. а. 1986: xxiii; Strauss 1969]. Эти аспекты личности могут быть личными (напри­мер, имена) социальными или структурными (статусные, позиционные роли), в диапазоне вышеописанных проекций «Я». Смыслы, присваиваемые разным аспектам личности (meanings of identity), локализованы в процессе интеракции, они возникают и меняются по мере того, как взаимодействую­щие индивиды определяют и обсуждают ход, цели и задачи конкретного эпи­зода общения. Интерактивные ситуации могут быть стереотипными, ритуа­лизованными или проблемными. Особенно интересны ситуации, в которых нарушается привычный ход общения и происходит резкий пересмотр участ­никами собственных и чужих «Я».

Говоря осоциальной структуре и социальных отношениях, интеракцио­низм отмечает, что интеракция всегда демонстрирует ситуативно обусловлен­ную, накладывающую ряд своих ограничений структурированность, основан­ную на символах, обычаях, ритуалах, стереотипах и общепринятых смыслах. Все эти регулятивы вплетены в ткань социальных отношений и более слож­ных комплексов действий (см.: ensembles of action — [Sartre 1976]), объединяю­щих индивидов. Такие комплексы индивидуальных или коллективных дей­ствий овеществляются как интерактивные структуры, упорядоченные рекур­рентные схемы мышления, деятельности и интерпретации. Нередко они ко­дифицируются в нормативных актах и правилах. Они предоставляют лишь контуры взаимодействия и связанного с ним переживания, лишь форму, ко­торую участники общения должны наполнить содержанием — интенциями, опытом, конкретными действиями [Simmel 1909]. Различаются комплексы индивидуальных и коллективных действий, при этом всегда необходимо учи­тывать разные формы объединения людей: от случайных ассоциаций и малых групп разного рода до организованных институциональных структур и боль­ших социальных классов.