Позиции позитивизма и интерпретативного анализа

Возвращаясь к роли позитивизма в формиро­вании исследовательской позиции социальных наук, можно с небольшими изменениями при­вести адаптированную схему У. Б. Пирса [ср.: Реаrсе 1995: 93], характеризующую конкурирующие «языковые игры»:

Таблица 3. Грамматика «языковых игр»

Позитивистские подходы Интерпретативные подходы
Монадность социального мира Познание — постижение истины Знание зрителя Плюрализм социального мира Познание — игра любопытства Знание участника

Как видно, качественные, интерпретативные подходы к анализу явлений социального мира отличаются от позитивистских по трем направлениям: науч­ная метафора или грамматика языковых игр позитивизма помещает исследо­вателя в позицию зрителя, постороннего наблюдателя, который хочет постичь «объективную» истину или же получить «правильное» теоретическое знание; при этом он исходит из представления социального мира как единообразной упорядоченной системы стабильных форм, т. e. как монады.

Современные непозитивистские подходы формируют другую установку: ученый, осуществляющий интерпретативный анализ, сам по себе является неотъемлемой частью мира и оперирует знанием участника всех социальных процессов — интуицией, практическим знанием того, как поступать в той или иной ситуации. Процесс научного познания движим не только и не столько прагматическим стремлением к «высшей истине» или универсальной теории, сколько внутренним человеческим интересом к конкретным явлениям, кото­рыми исследователь «живет» сам, а не отчужденно наблюдает со стороны. При этом социальный мир предстает как разнообразная и многозначная со­вокупность часто неупорядоченных процессов, продуктов, явлений и свойств. В традиции интерпретативного анализа номотетические исследования всех качеств множества субъектов в определенный момент времени или же одного качества множества субъектов в течение какого-либо периода време­ни иногда уступают место идиографический исследованиям (ср.: case-study) всех качеств одного субъекта на протяжении его жизни [Du Mas 1955]. Это лежит в основе биографического метода [см.: Shotter 1993]. Так своеобразно порой решается проблема репрезентативности анализа.

Роль интерпретативных методов возросла в контексте постструктурализ­ма и постмодернизма. Следует обратить внимание на прием деконструкции

Жака Деррида, хотя некоторые элементы этого метода легко найти в работах Ф. Ницше, 3. Фрейда, Ф. де Соссюра, В. Н. Волошинова и М. Хайдеггера. Деконструкцию можно определить как стратегию анализа, нацеленную на выявление присущего каждому тексту бессознательного. В сочетании с кате­гориями власти, знания и дискурса, по Мишелю Фуко [1996b], деконструк­ция стала катализатором интерпретативных качественных методик.

Не следует абсолютизировать схемы — найдется немало ученых, иначе сочетающих принципы анализа в рамках собственной исследовательской по­зиции. И все же из сказанного выше нетрудно уяснить основные принципы качественных интерпретативных подходов, характерных для общей непози­тивистской тенденции научного анализа в сфере современных социальных наук и принятых в данной работе в качестве философско-методологического осно­вания дискурс-анализа.

* * *

Подводя итог первой главе, необходимо вспомнить с чего она начиналась — с характеристики новой дискурсивной онтологии, где роль главных сущностей отводится речевым актам и дискурсу, локализованным в социально-психоло­гическом, «человеческом» мире, а не в физическом пространстве и времени.

Экспансия естественнонаучной модели знания в социальные науки приве­ла к забвению особенностей человека как объекта познания, обладающего сознанием. Новая дискурсивная онтология призвана вывести социальные науки из кризиса, а феноменологическое обоснование расширенного пони­мания научности обусловливает принципиальную возможность строгого анализа коммуникации — сложной конфигурации социально-психологиче­ских, языковых, имманентных и трансцендентных феноменов. В основе этого лежит понимание социального как конструируемого переживания интерсубъ­ективности. Этому соответствует выделение языковой системы и языкового материала как «ментальных проекций», форм «присутствия» единственно дан­ного в опыте феномена речевой деятельности [Щерба 1974]. Коммуникация при таком подходе понимается интеракционно, как конститутивный фактор социального процесса, и не может быть сведена к формам кодовой или логико-инференционной модели.

В условиях дискурсивного переворота обращение социальных дисциплин к языковому анализу повышает метанаучную роль лингвистики, особенно коммуникативной, причем последней самой необходимо отказаться от науч­ных метафор, гипостазирующих (по Канту) язык и прочно встать на рельсы новой онтологии, так как ее предмет более не ограничен «языком в себе и для себя».

Глава 2. СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА

В научной картине мира, особенно в отношении анализа языкового обще­ния, социологические и психологические теории приобретают повышенное значение, поскольку язык в широком смысле, как уникальный культурный институт, вобрал в себя и социальное, и психологическое, о чем, помимо Ф. де Соссюра, неоднократно писали И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и др. А это предполагает обращение к таким вопросам, как дискурсивная проекция «Я» и межличностное взаимодействие, представле­ние знаний в дискурсе, соотношение когнитивного, языкового, социального и т. д. При этом в многообразии социально-психологических теорий взаимо­действия есть смысл сосредоточиться на тех, которые во главу угла ставят коммуникацию. В силу этого вне поля зрения остается ряд теорий, например психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, подчеркивающая влияние дет­ского опыта индивидов. Отметим, что в рассматриваемых ниже подходах упо­требление многих терминов, таких как значение и смысл, нередко отличается от лингвистического [ср.: Cronen e. а. 1990].