КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Языкознание будет становиться все более точной наукой также в зависимости от того, насколько в его базисной науке, в психологии, будет совер­шенствоваться метод качественного анализа.

И. А. БОДУЭН де КУРТЕНЭ [1963, II: 17]

Хотя речь здесь пойдет не только о социологии, психологии или теории коммуникации как основном научном контексте дискурс-анализа, вопросы

методологии, приоритетности тех или иных исследовательских практик, по­зиций и общих подходов к изучаемым феноменам должны занимать важное место во всякой претендующей на основательность работе.

1.5.1 Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм

И. А. Бодуэн де Куртенэ научность языко­знания увязывал с развитием качествен­ного анализа в психологии, шире — во всех социальных дисциплинах. Каче­ственный анализ когда интуитивно, а когда и вполне осознанно дихотоми­чески противопоставляется количественному. Сами по себе бинарные оппо­зиции такого рода являются социальными конструктами, научными «языко­выми играми», не всегда точно и адекватно отражающими реальное положе­ние вещей. С оппозицией качественный количественный связан ряд част­ных методологических противопоставлений, общую оценку которым, хоро­шо или плохо, licet или поп licet, исследователи выносят, исходя из собствен­ной позиции. Частные или видовые оппозиции образуют два ряда, характе­ризующихся отношениями «ложного изоморфизма», т. e. ложного подобия соответствующих элементов двух множеств [Bavelas 1995: 50—51]:

Таблица 2. «Ложные оппозиции»

Количественный анализ Качественный анализ
Использует числа Не использует числа
Параметрический Непараметрический
С применением статистики Без применения статистики
Эмпирический Неэмпирический
Объективный Субъективный
Дедуктивный Индуктивный
Верификация гипотезы Поиск нового знания
Экспериментальный Неэкспериментальный
Лабораторный Реально существующий
Искусственный Естественный
Выводы не обобщаются Выводы обобщаются
Внутренняя обоснованность Внешняя обоснованность
Хороший / Плохой Плохой / Хороший

Несостоятельность некоторых якобы изоморфных оппозиций довольно легко продемонстрировать. Например, с количественным анализом порой ассоциируется эмпирический метод и наоборот — качественный анализ упре­кается в неэмпиричности. Исходя из феноменологического понимания опыта

и значения слова эмпирический (не путать с философским эмпиризмом!), трак­туемого как «происходящий из опыта», нетрудно заметить, что эта оппози­ция как полярная дихотомия теряет смысл.

Однако многие ученые используют эту «оппозицию», обвиняя сторонни­ков качественного анализа в методологической несостоятельности, посколь­ку качественный анализ якобы «неэмпиричен». Против таких аргументов, следовательно, в защиту качественного анализа направлено данное рассуж­дение о вреде навязывания столь категоричных противопоставлений.