Свертывание нэпа и формирование командной экономики
Год 1925-й стал переломным в экономической истории нашей страны. Это прежде всего связано с решением о необходимости индустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В качестве основных источников индустриализации должны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы; доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипро-мышленное перераспределение средств в пользу отраслей, производящих средства производства (группа А) посредством вводимого налога с оборота. Среди источников обращает на себя внимание так называемая перекачка, под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы и назревания кризисных явлений и повышали вероятность попыток решения экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами.
В это время происходил пересмотр взглядов на само существо нэпа. Ленинская трактовка нэпа как способа строительства социализма уступала установке на то, что нэп — временное отступление к капитализму.
На первом этапе индустриализации (1926—1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы — добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. Началась прокладка новой железной дороги — Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.
В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других материалов и сырья. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.
Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов — одно из первых звеньев будущей административной системы.
Среди причин такого положения можно выделить следующие:
• «перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены, и они предпочитали продавать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;
• привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%; параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих; • с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налогов был введен (1927) налог на сверхприбыль; запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры; сокращалось число иностранных концессий.
Это привело к быстрому сокращению частного сектора, прежде всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот государственная торговля не могла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах.
В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструирование» нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни. И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судебного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. А в 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры переросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвычайщины».
Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле.
В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного
300
кредита и т.д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промышленность.
Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию.Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г.. а в мае 1929 г. он был утвержден.
Первый пятилетний планохватывал 1928—1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, гсмна народно-хозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Было подготовлено два варианта плана: отправной и оптимальный. Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минимальным, оппортунистическим.
Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.
В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно.
Одновременно приобрела определенность новая система управления, получившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938—1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.
Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала, как указывалось выше, осуществлять их «перекачку» из сельскохозяйственного сектора. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации,таким образом, оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.
Коллективизацияначалась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей — постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Но не устанавливались сроки, формы и способы кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.
Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн человек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.
Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах.
Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93—97%, по тяжелой промышленности — на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых.
302
Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес тяжелой промышленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Продукция машиностроения и металлообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик, среди них крупнейшие — Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).
В системе управления народным хозяйством происходило окончательное оформление командно-административной системы.Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.
Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Вянваре 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.
Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множественности налогов и налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.
Второй пятилетний планразвития народного хозяйства был рассчитан на 1933—1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.
Материальной основой решения этих задач должно было явиться завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мошной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции опеделялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана — свыше 20%).
В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.
Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2—3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.
Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первую пятилетку. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание в развитии которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.
В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:
• развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;
• рост производительности труда (на 63% за пятилетку);
• обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).
Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий, достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в два раза, продукции сельского хозяйства в 1,5 раза. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%).
Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.
В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя подушевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической независимости Советского Союза, который стал производить практически все виды промышленного оборудования.
Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 г. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами; хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.
Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человекодня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. — 185 челове-кодней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего — функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.
Коллективизация существенно отразилась на материальном положении крестьянства. Это выразилось прежде всего в снижении душевого потребления сельским населением продуктов питания. Так, потребление на душу населения хлеба и хлебопродуктов в год составляло в 1928 г. — 250,4 кг, в 1932 г. — 214,6 кг; картофеля — соответственно 141,1 и 125,0 кг; мяса — 24,8 и 11,2 кг; масла — 1,5 и 0,7 кг. Во второй пятилетке положение стабилизировалось: в 1937 г. потребление хлеба и хлебопродуктов составило 249,1 кг, картофеля — 97,1 кг, мяса — 15,8 кг. Однако следует признать, что это произошло в решающей степени за счет личного хозяйства колхозников, которым с 1933 г. начали продавать скот на откорм. Поэтому в 1936 г. валовая продукция животноводства, произведенная в подсобных хозяйствах, по сравнению с предыдущим годом возросла почти в два раза, или на 744 тыс. т, в то время как в колхозах - на 60%, или на 193,9 тыс. т. Весьма показателен факт неуклонного роста государственных заготовок в виде обязательных поставок, натуроплаты за работу МТС, государственных закупок. Темпы роста заготовок постоянно превышали темпы роста валовой продукции. Более того, например, если среднегодовой сбор зерновых в 1933—1937 гг. (72,9 млн т) уменьшился по сравнению с первой пятилеткой (73,6 млн т), то государственные заготовки и закупки зерновых (в среднем за год) выросли в 1,5 раза.
Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938—1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.
В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.
В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось.