Выбор и расчет основного каната
Канат должен выбираться по разрывному усилию:
P ³ [K]Smax,
где Р - разрывное усилие каната в целом, принимается по сертификату или по данным ГОСТов на канаты;
[К] - наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности согласно Правилам Госгортехнадзора;
Smax - наибольшее натяжение ветви каната:
Наибольшее натяжение наматываемой на барабан ветви каната при параллельном расположении ветвей в полиспасте без учета динамических нагрузок:
- при гибком подвесе груза:
- при жестком подвесе груза:
где Q - вес груза;
Gг.о - вес грузозахватного органа (рама захвата и др., которые не учитывают грузоподъемность крана);
Gж - вес подвижных элементов жесткого захвата (клещи, траверсы и т.п.);
Wж - сопротивление движению в направляющих:
Wж = SNp · w,
где Np - расчетная нагрузка на опорные элементы;
где l1, l2 - расстояния от центра тяжести соответственно груза Q и подвижных элементов жесткого подвеса Gж до оси направляющих;
b - расстояние между опорными элементами направляющих.
w - коэффициент сопротивления при движении опорных элементов по направляющим.
- при подшипниках скольжения:
w = f
- при опорных роликах:
где К = 1,15 - коэффициент, учитывающий дополнительные сопротивления движению;
m - коэффициент трения качения стальных роликов по направляющим; m = 0,03 см при роликах диаметром до 320 мм; m = 0,04 см при роликах диаметром свыше 320 мм;
f » 0,1 - коэффициент трения скольжения на пластинах и во втулках; f = 0,015 - коэффициент трения подшипников качения;
D - диаметр ролика;
d - диаметр цапфы ролика.
т - количество одинарных полиспастов;
in - кратность полиспаста:
где а0 - общее количество ветвей каната, на которых висит груз;
аб - количество ветвей каната, наматываемых на барабан.
hn - КПД полиспаста:
hбл - КПД блока:
hбл = 0,98 - для блоков на подшипниках качения;
hбл = 0,96 - для блоков на подшипниках скольжения.
а - количество отклоняющих блоков между полиспастом и барабаном