ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАБИВКИ СВАЙ
НАЗНАЧЕНИЕ МАШИН ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
Лекция 7.
Для устройства свайных фундаментов и закрепления строительных конструкций применяют забивные, винтовые и набивные сваи.
Два первых типа свай изготовляют на заводах, а третий - на месте путем заполнения разбуренных скважин бетоном.
Для водозащитных ограждений котлованов и траншей используют металлический шпунт (прокат).
В настоящее время на стройках нашей страны массовое применение (более 50% от общего объема применяемых свай) получили забивные железобетонные сваи квадратного сечения 0,2x0,2 — 0,6x0,6 м и длиной до 20 м.
Винтовые металлические сваи (анкера - не более 10% общего объёма) применяют для крепления трубопроводов, мачт электропередач высокого напряжения, радиорелейных башен и других сооружений.
Сваи погружают в грунт приложением внешней вертикальной нагрузки (забивные сваи), металлические винтовые сваи завинчивают в грунт парой сил, прикладываемых к хвостовику анкера.
Для забивки свай используются самоходные копровые установки. Они состоят из шасси, на котором монтируется силовое и грузоподъемное оборудование, и мачты со свайным погружателем. Рабочее оборудование копров служит для установки, поддержания и забивки (погружения) свай.
Используются следующие виды шасси копров: ходовые тележки башенного крана на рельсовом ходу, гусеничные и колесные трактора, грузовые автомобили, одноковшовые экскаваторы и гусеничные краны.
Основными параметрами копровых установок являются:
- грузоподъемность Q (наибольшая масса подвешиваемой сваи, наго
ловника и сваепогружателя),
- высота мачты Н,
- вылет мачты L,
- установочный угол наклона мачты в вертикальной плоскости α.
Копровые установки называются универсальными, если имеют поворотную платформу и механизмы изменения параметров Н, L и α.
Для установки забивной сваи применяется сваебойное оборудование - свайные молоты, которые передают свою ударную нагрузку для преодоления лобового сопротивления и силы трения боковой поверхности сваи о грунт.
Ударный метод погружения свай широко применяется в строительстве, практически в любых грунтах, кроме скальных. Кроме того, сваи можно с определенной частотой погружать в грунт с помощью периодически изменяемой возмущающей нагрузки. Вследствие этого в пограничных со сваей зонах резко снижается коэффициент внутреннего и внешнего трения грунта, который приобретает свойства жидкости, чем снижается его сопротивляемость погружению сваи.
Для погружения свай на объектах городского строительства широко применяют энергетически автономные мобильные дизель-молоты, которые представляют собой прямодействующие двигатели внутреннего сгорания, работающие по принципу двухтактного дизеля.
По типу направляющих для ударной части дизель-молоты делятся на трубчатые и штанговые. У трубчатого дизель-молота направляющей ударной части в виде массивного подвижного поршня служит неподвижная труба, у штангового — направляющими ударной части в виде массивного подвижного цилиндра служат две штанги. Распыление дизельного топлива в камере сгорания у штанговых молотов — форсуночное, а у трубчатых — ударное. Дизель-молоты подвешиваются к копровой стреле с помощью захватов и подъемно-сбрасывающего устройства («кошки»), предназначенного для подъема и пуска молота и прикрепленного к канату лебедки копровой установки.