ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
ДВС дизельного типа применяются в качестве силового оборудования почти на всех типах строительных машин. Основное преимущество их состоит в том, что для них не требуется внешних источников питания, что делает возможным передвижение и работу машины в любых условиях. Дизели обладают относительно невысокой удельной массой, относительно высоким КПД (до 40%), невысоким расходом горючего.
Недостатками ДВС являются:
- невозможность работы с перегрузкой. Для отечественных дизелей значение kп доходит до 1,1 5, у импортных - до 1,5;
- отсутствие реверсивности вращения колен вала;
- сложность пуска в холодное время года;
- большие затраты на ремонт и ТО при его эксплуатации из-за сложности конструкции (этот агрегат включает в себя 40 тысяч деталей).
Электрические двигатели (генераторы) по сравнению с ДВС имеют ряд достоинств:
- высокий КПД (~0,85);
- высокая перегрузочная способность,
- возможность дистанционного и автоматического управления,
- простота конструкции и надежность в эксплуатации,
- небольшие затраты на ремонт, постоянная готовность к работе независимо от температуры воздуха и реверсивность электродвигателя.
Основным недостатком электродвигателя является необходимость наличия электросетей с напряжением 220, 380 В и т.д.
Применение электродвигателей на самоходных машинах возможно только в условиях передвижения этих машин на площадке по ограниченной трассе, обусловленной длиной гибкого кабеля (например башенные краны, карьерные экскаваторы и т.д.). Для мобильных строительных машин источником электроэнергии является ДВС - генератор. Необходимо отметить и высокую металлоемкость электродвигателей, превышающую в среднем металлоемкость дизелей на 25%.
Электродвигатели переменного тока с короткозамкнутым ротором широко применяют в качестве привода стационарных строительных машин (бетоносмесителей, растворосмесителей), а также на кранах (башенных, козловых и пр.). Использовать эти двигатели без дополнительного оборудования непосредственно для привода землеройных машин, требующих регулирования частоты вращения в зависимости от нагрузки, невозможно, так как их внешняя характеристика является весьма жесткой. Использование же электропривода с фазным ротором - неэффективно, так как значительная часть мощности, забираемой из сети, будет теряться в реостате («уходить в тепло»).
Асинхронные электродвигатели обладают высокой перегрузочной способностью. Так, для короткозамкнутых электродвигателей общего назначения kп доходит до 2,0, для электродвигателей с фазным ротором - до 1,5, а для короткозамкнутых электродвигателей специального кранового исполнения kп = 2,5-3,0.
Электродвигатели постоянного тока имеют мягкую внешнюю характеристику и являются наиболее пригодными для привода грузовой лебедки кранов при монтажных операциях и землеройных машин.
Недостаток их заключается в том, что такие двигатели не могут питаться от общей сети переменного тока. Для получения источника постоянного тока требуются дополнительные установки для привода генератора постоянного тока. Поэтому масса такого привода в 1,5-2,5 раза больше, чем у любого другого. Их применяют на горных машинах (одноковшовых экскаваторах и погрузчиках) большой мощности и массы, а также на башенных, пневмоколесных и гусеничных кранах большой грузоподъемности. Для электродвигателей постоянного тока kп = 1,3-2,0.