Описание переменных в разных языках
Некоторые базовые типы переменных
Бейсик (символ) | Паскаль | Си++ * | Тип | Размер (байт) * | Диапазон значений * | |
мин | макс | |||||
Integer (%) | Integer | short | Целое | -215 | ||
Long (&) | LongInt | int | Длинное целое | -231 | ||
Single (!) | Single | float | Вещественное обычн. точности | ±1,4Е-45 | ±3.4E+38 | |
Double (#) | Double | double | Вещественное двойной точности | ±4,9Е-324 | ±1.7E+308 | |
Char | char | Символ | ||||
String ($) | String | Строка (n симв.) | n | "" | 2 млрд. симв. | |
Boolean | Boolean | bool | Логический | false | true |
В таблице 18 приводится синтаксис оператора описания переменных и пример его использования (объявление двух переменных целого типа) в разных языках.
Таблица 18
Вид описания | Бейсик | Паскаль | Си++ |
Синтаксис оператора | Dim Имя [As Тип] | Var Имя: Тип; | Тип Имя; |
Пример – I и J – целого типа | Dim I As Integer, J% | Var I, J: Integer | Int I, J; |
По области действия переменные различаются на локальные и глобальные. Чаще всего переменные являются локальными, их область действия распространяется на текущий участок программы, в котором они описываются. Например, переменные, описанные на уровне процедуры, доступны только в данной процедуре. А описанные на уровне модуля - для всех процедур в данном модуле. Глобальные переменные доступны из любого места программы.
Для повышения производительности и качества работы программистов необходимо описывать данные в виде, максимально приближенном к их реальным аналогам. Тип данных, позволяющий хранить вместе под одним именем несколько переменных, называется сложным, или структурированным. Каждый язык программирования имеет свои структурированные типы. Рассмотрим структуру, объединяющую элементы одного типа данных, — массив.
Массивы — последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. В качестве аналога можно представить шкаф, содержащий множество пронумерованных ящиков («Ящик № 1», «Ящик № 2», «Ящик № 3» и т.д.; «Ящик» — общее имя всех его элементов). Доступ к содержимому конкретного ящика (элементу массива) осуществляется после выбора ящика по его номеру (индексу). Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами (одним, в случае одномерного массива, или несколькими, если массив многомерный). Например, Ящик(3) = Ящик(1)+ Ящик(2). Иногда массивы называют векторами.
Другим сложным типом являются структуры (записи), состоящие из полей разного типа. Например, структура Студент может состоять из полей Фамилия, Курс, ГодРождения, Пол и др. Доступ к содержимому структуры осуществляется указанием имени структуры и, через точку, имени поля. Например, Студент.Курс=1
Синтаксис операторов описания массивов и структур представлен в таблице 19. Можно создавать массивы, состоящие из структур, и структуры, состоящие из массивов. В результате удаётся организовать структуры данных произвольной сложности: списки, деревья и др.
Таблица 19