Описание переменных в разных языках

Некоторые базовые типы переменных

Бейсик (символ) Паскаль Си++ * Тип Размер (байт) * Диапазон значений *
мин макс
Integer (%) Integer short Целое -215
Long (&) LongInt int Длинное целое -231
Single (!) Single float Вещественное обычн. точности ±1,4Е-45 ±3.4E+38
Double (#) Double double Вещественное двойной точности ±4,9Е-324 ±1.7E+308
  Char char Символ
String ($) String   Строка (n симв.) n "" 2 млрд. симв.
Boolean Boolean bool Логический false true

 

В таблице 18 приводится синтаксис оператора описания переменных и пример его использования (объявление двух переменных целого типа) в разных языках.

Таблица 18

Вид описания Бейсик Паскаль Си++
Синтаксис оператора Dim Имя [As Тип] Var Имя: Тип; Тип Имя;
Пример – I и J – целого типа Dim I As Integer, J% Var I, J: Integer Int I, J;

 

По области действия переменные различаются на локальные и глобальные. Чаще всего переменные являются локальными, их область действия распространяется на текущий участок программы, в котором они описываются. Например, переменные, описанные на уровне процедуры, доступны только в данной процедуре. А описанные на уровне модуля - для всех процедур в данном модуле. Глобальные переменные доступны из любого места программы.

Для повышения производительности и качества работы программистов необходимо описывать данные в виде, максимально приближенном к их реальным аналогам. Тип данных, позволяющий хранить вместе под одним именем несколько переменных, называется сложным, или структурированным. Каждый язык программирования имеет свои структурированные типы. Рассмотрим структуру, объединяющую элементы одного типа данных, — массив.

Массивы — последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. В качестве аналога можно представить шкаф, содержащий множество пронумерованных ящиков («Ящик № 1», «Ящик № 2», «Ящик № 3» и т.д.; «Ящик» — общее имя всех его элементов). Доступ к содержимому конкретного ящика (элементу массива) осуществляется после выбора ящика по его номеру (индексу). Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами (одним, в случае одномерного массива, или несколькими, если массив многомерный). Например, Ящик(3) = Ящик(1)+ Ящик(2). Иногда массивы называют векторами.

Другим сложным типом являются структуры (записи), состоящие из полей разного типа. Например, структура Студент может состоять из полей Фамилия, Курс, ГодРождения, Пол и др. Доступ к содержимому структуры осуществляется указанием имени структуры и, через точку, имени поля. Например, Студент.Курс=1

Синтаксис операторов описания массивов и структур представлен в таблице 19. Можно создавать массивы, состоящие из структур, и структуры, состоящие из массивов. В результате удаётся организовать структуры данных произвольной сложности: списки, деревья и др.

 

Таблица 19