СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ

Вопросы и тестовые задания для самоконтроля

1. Что такое информация? Приведите пример некоторой информации.

2. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются:

1) данными;

2) предикатами;

3) истинными высказываниями;

4) умозаключениями.

3. Верным является утверждение, что:

1) сигнал – изменяющийся во времени физический процесс, параметры которого могут использоваться для представления данных;

2) в качестве носителя информации могут выступать только световые и звуковые волны;

3) в качестве материального носителя информации могут выступать знания, сведения или сообщения;

4) информационные процессы являются материальным носителем информации.

4. Под обработкой информации понимают:

1) процесс планомерного изменения содержания или формы представления информации;

2) процесс организации сохранности информации;

3) процесс передачи информации от одного объекта к другому;

4) процесс взаимодействия носителя информации и внешней среды.

5. Характеристика физического процесса, используемая для представления данных, – это:

1) параметр;

2) сигнал;

3) данные;

4) информация.

6. Если параметр сигнала принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется:

1) дискретным;

2) непрерывным;

3) случайным;

4) детерминированным.

7. Охарактеризуйте синтаксический, семантический и прагматический уровень информационных сообщений.

8. Перечислите способы измерения информации.

9. Какими свойствами обладает информация?

10. Свойство информации, характеризующее степень соответствия текущему моменту времени:

1) актуальность;

2) полнота;

3) достоверность;

4) доступность.

11. Свойство информации, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью, отсутствие существенных ошибок и шумов:

1) достоверность;

2) актуальность;

3) адекватность;

4) доступность.

12. Сколько различных состояний можно запомнить с помощью одного байта?

13. Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт, терабайт?

14. Какое количество информации требует двоичное кодирование одного из 256 символов?

15. Наиболее полное определение информатики:

1) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими;

2) система кодирования понятий;

3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

4) продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

16. Информационный ресурс – это:

1) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

2) система кодирования понятий;

3) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;

4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.

17. Язык – это:

1) система кодирования понятий;

2) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;

3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;

4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.

18. Вторая информационная революция связывается:

1) с изобретением печатного станка;

2) освоением человеком устной речи;

3) появлением письменности;

4) открытием электричества и появлением телефона, телеграфа, радио.

19. Выберите вариант, в котором объёмы информации расположены в порядке возрастания:

1) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1010 байт, 1 Кбайт;

2) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1 Кбайт, 1010 байт;

3) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1 Кбайт, 1010 байт;

4) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1010 байт, 1 Кбайт.

20. Количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий, называется одним:

1) битом;

2) баллом;

3) бодом;

4) байтом.

21. Ответ на вопрос, требующий односложного разрешения (да или нет) даёт количество информации, равное:

1) 1 бит;

2) 1 байт;

3) 1 дит;

4) 1 нат.

22. Что такое средства мультимедиа?

23. Что входит в состав вычислительной системы?

24. Дайте определение информационному обществу.

25. Назовите критерии информационного общества.

 

вернуться к содержанию

 

 

 

При изучении основ информатики и программирования существенным является знание систем счисления. Системы счисления, которыми мы пользуемся в настоящее время, основаны на методе, открытом индусскими математиками около 400 г. н. э. Арабы стали пользоваться подобной системой, известной как арабская система счисления, приблизительно в 800 г. н. э., а примерно в 1200 г. н. э. её начали применять в Европе и в настоящее время используют повсеместно – это десятичная система счисления (по числу пальцев на руках). Можно отметить интересную особенность арабских (индийских) цифр – значение цифры определяется количеством углов в её изображении ().

Приведём известные из истории системы счисления, основанные на тех же принципах, что и десятичная: пятеричная (количество пальцев на одной руке); двенадцатеричная (дюжина – количество фаланг на пальцах руки, за исключением большого); двадцатеричная; шестидесятеричная.

Основной системой счисления, применяемой в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ), является двоичная система, поскольку вычислительные машины построены на схемах с двумя устойчивыми состояниями. Для удобства представления информации в ЭВМ были созданы восьмеричная и шестнадцатеричная системы.