СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ
Вопросы и тестовые задания для самоконтроля
1. Что такое информация? Приведите пример некоторой информации.
2. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются:
1) данными;
2) предикатами;
3) истинными высказываниями;
4) умозаключениями.
3. Верным является утверждение, что:
1) сигнал – изменяющийся во времени физический процесс, параметры которого могут использоваться для представления данных;
2) в качестве носителя информации могут выступать только световые и звуковые волны;
3) в качестве материального носителя информации могут выступать знания, сведения или сообщения;
4) информационные процессы являются материальным носителем информации.
4. Под обработкой информации понимают:
1) процесс планомерного изменения содержания или формы представления информации;
2) процесс организации сохранности информации;
3) процесс передачи информации от одного объекта к другому;
4) процесс взаимодействия носителя информации и внешней среды.
5. Характеристика физического процесса, используемая для представления данных, – это:
1) параметр;
2) сигнал;
3) данные;
4) информация.
6. Если параметр сигнала принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется:
1) дискретным;
2) непрерывным;
3) случайным;
4) детерминированным.
7. Охарактеризуйте синтаксический, семантический и прагматический уровень информационных сообщений.
8. Перечислите способы измерения информации.
9. Какими свойствами обладает информация?
10. Свойство информации, характеризующее степень соответствия текущему моменту времени:
1) актуальность;
2) полнота;
3) достоверность;
4) доступность.
11. Свойство информации, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью, отсутствие существенных ошибок и шумов:
1) достоверность;
2) актуальность;
3) адекватность;
4) доступность.
12. Сколько различных состояний можно запомнить с помощью одного байта?
13. Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт, терабайт?
14. Какое количество информации требует двоичное кодирование одного из 256 символов?
15. Наиболее полное определение информатики:
1) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими;
2) система кодирования понятий;
3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;
4) продукт взаимодействия данных и адекватных методов.
16. Информационный ресурс – это:
1) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;
2) система кодирования понятий;
3) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;
4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.
17. Язык – это:
1) система кодирования понятий;
2) продукт взаимодействия данных и адекватных методов;
3) знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях;
4) наука о методах реализации информационных процессов средствами вычислительной техники, а также о принципах функционирования этих средств и методах управления ими.
18. Вторая информационная революция связывается:
1) с изобретением печатного станка;
2) освоением человеком устной речи;
3) появлением письменности;
4) открытием электричества и появлением телефона, телеграфа, радио.
19. Выберите вариант, в котором объёмы информации расположены в порядке возрастания:
1) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1010 байт, 1 Кбайт;
2) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1 Кбайт, 1010 байт;
3) 10 бит, 2 байта, 20 бит, 1 Кбайт, 1010 байт;
4) 10 бит, 20 бит, 2 байта, 1010 байт, 1 Кбайт.
20. Количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий, называется одним:
1) битом;
2) баллом;
3) бодом;
4) байтом.
21. Ответ на вопрос, требующий односложного разрешения (да или нет) даёт количество информации, равное:
1) 1 бит;
2) 1 байт;
3) 1 дит;
4) 1 нат.
22. Что такое средства мультимедиа?
23. Что входит в состав вычислительной системы?
24. Дайте определение информационному обществу.
25. Назовите критерии информационного общества.
вернуться к содержанию
При изучении основ информатики и программирования существенным является знание систем счисления. Системы счисления, которыми мы пользуемся в настоящее время, основаны на методе, открытом индусскими математиками около 400 г. н. э. Арабы стали пользоваться подобной системой, известной как арабская система счисления, приблизительно в 800 г. н. э., а примерно в 1200 г. н. э. её начали применять в Европе и в настоящее время используют повсеместно – это десятичная система счисления (по числу пальцев на руках). Можно отметить интересную особенность арабских (индийских) цифр – значение цифры определяется количеством углов в её изображении ().
Приведём известные из истории системы счисления, основанные на тех же принципах, что и десятичная: пятеричная (количество пальцев на одной руке); двенадцатеричная (дюжина – количество фаланг на пальцах руки, за исключением большого); двадцатеричная; шестидесятеричная.
Основной системой счисления, применяемой в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ), является двоичная система, поскольку вычислительные машины построены на схемах с двумя устойчивыми состояниями. Для удобства представления информации в ЭВМ были созданы восьмеричная и шестнадцатеричная системы.