Рост народного хозяйства
Просвещение и печать.
…В царствование Александра II сначала правительственной практикой, а потом «временными правилами» о печати, изданными в 1865 году, была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати; последняя получила теперь такую широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов, которой она не имела прежде и которую она использовала в полной мере.
В 1863 г. правительством был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление; совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные кафедры; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, в широких размерах практиковавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами или с общеполитическим положением в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями, столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ.
Правительство задумало произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей. Реформа была проведена министром народного просвещения гр. Д.А.Толстым. Он решил изгнать из средних школ естествознание (которое, по его мнению, вело к материализму) и заменить его латинским и греческим языками, которые стали главными предметами гимназического курса. Новый устав гимназий был утвержден в 1871 г. (несмотря на то, что в Государственном Совете большинство высказалось против него).
70-е годы XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образованию, и в 70-х годах возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве, проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге, высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский медицинский институт).
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. С. 319 – 320.