Рост народного хозяйства

Просвещение и печать.

…В цар­ствование Александра II сначала правительственной практи­кой, а потом «временными правилами» о печати, изданными в 1865 году, была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати; последняя получила теперь такую широкую возможность обсуждения политических и соци­альных вопросов, которой она не имела прежде и ко­торую она использовала в полной мере.

В 1863 г. правительством был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление; совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администра­ции и профессоров на вакантные кафедры; попечителю учеб­ного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университетах студенты рас­сматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слу­шанию университетских лекций, в широких размерах практико­вавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами или с общеполитическим положе­нием в царствование Александра II часто происходили «сту­денческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демон­страциями, столкновениями с полицией, арестами и исключе­ниями студентов и даже временным закрытием высших школ.

Правительство задумало произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей. Реформа была проведена министром народного просвещения гр. Д.А.Толстым. Он решил изгнать из средних школ естествознание (которое, по его мнению, вело к материа­лизму) и заменить его латинским и греческим языками, кото­рые стали главными предметами гимназического курса. Новый устав гимназий был утвержден в 1871 г. (несмотря на то, что в Государственном Совете большинство высказалось против него).

70-е годы XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образо­ванию, и в 70-х годах возникают высшие женские курсы с про­граммами университетского преподавания: курсы проф. Герье в Москве, проф. Бестужева-Рюмина в Петербурге, высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский медицинский институт).

 

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. С. 319 – 320.