Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право?

Городовое положение 16 июня 1870 г.

 

1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и бла­гоустройству предоставляется городскому общественному управле­нию, а надзор за законным сего исполнением — губернатору на точном основании правил настоящего Положения.

2) К предметам ведомства городского общественного управле­ния принадлежат:

дела по внешнему благоустройству города, а именно: по­печение об устроении города согласно утвержденному плану; заведование устройством и содержанием улиц, площадей, мос­товых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, во­допроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспе­чению народного продовольствия, устройство рынков и базаров;

попечение об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обес­печении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет горо­да благотворительных заведений и больниц и заведование ими на основаниях, указанных для земских учреждений ...

15) Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) го­родская управа.

16) Городские избирательные собрания составляются един­ственно для избрания гласных городской думы через каждые че­тыре года...

17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при сле­дующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3) если он, при этихдвух условиях, владеет в городских пределах на праве собствен­ности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу го­рода, или содержит торговое или промышленное заведение по сви­детельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или про­мыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений ... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам.

 

Отмена крепостного права была центральным событием отечественной истории в XIX в. На вопрос о его причинах в исторической литературе существовало и существует много весьма разноплановых ответов. В советской историографии глубинные причины реформы связывались с состоянием крепостнического хозяйства, гово­рилось о его прогрессирующем разложении, перешедшем при­мерно с 30-х годов XIX в. в стадию кризиса. Наряду с этим анали­зировались политические факторы, ускорившие освобождение крестьян. Одни историки выдвигали на первый план рефор­маторскую деятельность либеральной части царской бюрократии (П.Зайончковский), другие акцентировали роль «рево­люционной ситуации 1859—1861 гг.», которая и вынудила правительство пойти на отмену крепостного права (М.Нечкина).

В последнее десятилетие начался отход от жестко задан­ных идеологией параметров осмысления проблемы. Подвер­гается сомнению факт кризиса системы хозяйства крепостни­ческой России. Исчезло преувеличение роли крестьянского движения в комплексе политических причин реформы. Уси­лилось внимание к процессу осознания правящей элитой кризиса внутри- и внешнеполитического курса во II полови­не 50-х годов XIX в. и поискам выхода из него. Преодолевается и самое представление о реформе как «побочном продукте ре­волюционной борьбы» (В.И.Ленин), складываются новые ее дефиниции.

В западной историографии спектр ответов на вопрос о том, почему царизм пошел на отмену крепостного права, также весьма широк. Одни (Т.Эмонс) акцентируют внимание на факторах социально-культурного характера: комплекс стыда части образованного дворянства в связи с сохранением кре­постного права, рост влияния либеральных экономических теорий в России, и т. п. Другие (Д. Филд) подчеркивают свой­ственное царизму XIX в. стремление сохранить социальную и политическую стабильность в стране. Третьи (А. Рибер) счи­тают, что неизбежность военной реформы вызвала к жизни все остальные преобразования, включая и отмену крепостного права.

Решение об отмене крепостного права было принято ца­ризмом с учетом комплекса обстоятельств. Среди них не по­следнее место занимают итоги Крымской войны. В связи с военным поражением возникло понимание сначала несосто­ятельности внешнеполитического курса империи, а затем и всей николаевской системы в целом. Показательно, что пер­вая заявка правительства на реформы была изложена в Мани­фесте 19 марта 1856 г. о Парижском мире. Стремление под­держать пошатнувшийся статус великой державы, преодолеть послевоенную изоляцию на международной арене вынудило либеральную бюрократию и самого Александра II искать но­вые пути и принимать нестандартные решения.

То, что вольный труд эффективнее принудительного, а кре­постное право – институт, тормозящий развитие страны, анахронизм, с которым следует распрощаться, было известно правительству и образованному дворянству еще в конце XVIII в. Варианты решения крестьянского вопроса прораба­тывались в тиши многочисленных секретных комитетов и во времена Александра I, и в царствование Николая I. Вехи это­го процесса: освобождение крестьян в Прибалтике в 1816 – 1819 гг., указы о вольных хлебопашцах (1803) и об обязанных крестьянах (1842) и др. Но проведение этих мер в жизнь ста­вилось в зависимость от доброй воли дворянства.

Преобладающее большинство дворян как в начале XIX в., так и в его середине, были за сохранение крепостного права, ибо крепостническое хозяйство отнюдь не находилось в кри­тическом состоянии. Основанное на даровом труде, оно не требовало от помещика производственных затрат, не знало таких показателей, как эффективность производства, его се­бестоимость и проч. Оно приносило владельцу прибыль даже при самом низком уровне рыночных цен на продукцию и поэтому пережило аграрный кризис 1820-х гг., который ока­зался роковым для немногочисленных помещиков-новаторов, основавших хозяйство на принципах свободного предприни­мательства.

Экономика страны накануне 1861 г. не разваливалась, но симптомы несостоятельности существующей системы хозяй­ствования проявились в чувствительной для правительства финансово-банковской сфере и были связаны с ростом бюд­жетного дефицита, инфляцией, резким сокращением налич­ности в банковских кассах. Это обстоятельство не просто сти­мулировало подготовку реформы, но и предопределило крайне тяжелые для крестьянства условия выкупа.

Крестьянство напряженно, но относительно спокойно ожидало обещанного освобождения. Пик его выступлений пришелся только на первые месяцы после объявления воли. Однако крестьянское движение наложило свой отпечаток на подготовку реформы. Так, в 1858 г. длительные крестьянские волнения вспыхнули в Эстонии, где 40 лет тому назад крепо­стные были освобождены без земли. Это событие ослабило позиции многочисленных сторонников «остзейского вариан­та» освобождения крестьян. В правительственной программе реформы было предусмотрено наделение крестьян пахотной землей за выкуп. Таким образом, хотя непосредственной угро­зы новой пугачевщины в этот момент не было, память о пре­жних крестьянских войнах, об участии крестьян в европейских революциях заставляла либеральную бюрократию придавать особое значение гарантиям социально-экономической ста­бильности в реформируемой России.

 

В чем заключалась суть реформ, осуществленных

во время царствования Александра II?

 

С именем императора Александра II связана эпоха так на­зываемых Великих реформ, давших мощный толчок развитию России во второй половине XIX в. и вместе с тем, в силу сво­ей незавершенности, приведших к трагической развязке рос­сийской истории в начале XX в. С момента трагической смерти императора 1 марта 1881 г. не утихают споры вокруг его личности – мужественного че­ловека и обладавшего неограниченной властью российского самодержца, нашедшего в себе политическую волю уничто­жить позорное для великой страны крепостное право и взять курс на мирное строительство в России правового государства.

Историк А.А.Корнилов в начале XX в. писал, что Алек­сандр II не был идейным реформатором, а стал им в силу осоз­нанного им в годы Крымской войны убеждения в необходи­мости коренных преобразований ради сохранения и усиления мощи Русского государства.

Революционная традиция в русской историографии, вос­ходящая к Н.Г.Чернышевскому, концентрировала внимание только на больших недостатках крестьянского освобождения. В.И.Ленин считал, что реформы 60-х годов были проведены крепостниками в интересах самих крепостников. Совре­менные российские историки (Л.Г.Захарова, В.Г.Чернуха, Л.М.Ляшенко и др.) воссоздают образ человека противоре­чивого, трезвого ума и доброй воли, самодержавного монар­ха, который стал реформатором в ответ на вызов времени и после долгих колебаний сделал выбор в пользу интересов об­щества. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что для Александра П было характерно представление о божественном происхождении царской власти, внутреннее неприятие либе­рализма, убежденность в том, что самодержавная монархия – это лучшая и наиболее органичная для русского народа фор­ма правления.

Главным делом царствования и всей жизни Александра II стала отмена им крепостничества, что дало основание совре­менникам назвать его царем-освободителем. Крестьянская реформа прошла три этапа.

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об от­мене крепостного права и «Положения», разъясняющие этот документ. Сделал это он вопреки мнению консервативного большинства Государственного совета.

Согласно Манифесту миллионы крестьян, принадлежавших помещикам, получили возможность выйти из крепостного, а в условиях России почти рабского положения. Крестьяне объяв­лялись лично свободными и становились юридическими ли­цами, они получали все права, предоставляемые законами империи, в том числе и право собственности. Реформа лик­видировала власть помещика над крестьянином, расширила сферу действия общинной демократии, юридически узакони­ла понятие «сельское общество». Вводилось крестьянское самоуправление в пределах волости, в рамках которого крестья­не самостоятельно, под руководством выборных решали воп­росы своей повседневной жизни. Однако слоя собственников, «среднего класса» реформа не создала. Общинная земля не могла отчуждаться, не подлежа­ла купле-продаже. А землю, собственником которой крестья­нин не был, он должен был выкупить у помещика. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп добровольно, 15% –принуди­тельно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обязаны были исполнять повинности в пользу помещика как собствен­ника земли. Права отказаться от надела крестьянин не имел. Это объяснялось стремлением ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации крестьянства. В этих же целях власть не паспортизировала деревню, выдача паспортов происходила лишь при условии уплаты всех нало­гов, хотя юридически крестьяне имели все гражданские права.

Второй этап крестьянской реформы начался в июне 1863 г. Вышло Положение о поземельном устройстве двух миллионов удельных крестьян. Они были лично свободными. Земля, ко­торой они пользовались, передавалась в собственность общи­не за выкуп. Величина надела удельного крестьянина была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье была преобразована в выкупные плате­жи сроком на 49 лет.

Третий этап реформы почвенного уклада касался 20 млн государственных крестьян. Они были лично свободными и жили общиной на государственной земле. После долгих дис­куссий в окружении царя по указу 1866 г. государственным крестьянам земля переходила без выкупа, но они были обя­заны вносить в казну ежегодные платежи в качестве «государ­ственной оброчной подати».

Таким образом, крестьянские реформы 1861 – 1866 гг. не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав общине собственность на землю. Общине принадлежало 4/5 всей земли, крестьянам – 1/5 часть. Выйти из общины и – стать собственником своей земли крестьянин не имел возможности. Тем не менее при всей непоследователь­ности крестьянские реформы 60-х годов явились шагом вперед по пути модернизации России по европейскому образцу.

Параллельно с крестьянской реформой шли и другие глав­нейшие реформы 60-х – 70-х годов. В 1862 г. впервые в Рос­сии к всеобщему сведению публикуется государственный бюд­жет, содержавший сведения о составе и сумме государственных доходов и расходов. Общество восприняло публикацию бюд­жета как первый шаг к признанию гражданских и политичес­ких прав подданных.

В 1863 г. осуществляется либеральная реформа университет­ского образования, в результате которой университеты получи­ли значительную автономию. Совет университета получил пра­во избирать ректора, рассматривать финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студенческие стипендии.

В течение 1864 г. двумя актами была осуществлена школь­ная реформа, которая предусматривала создание начальных школ с трехлетним сроком обучения, а также классических гимназий и реальных училищ. В основе реформы лежал все­сословный принцип. Предусматривалось применение дости­жений прогрессивной педагогики, гуманное обращение с деть­ми, запрещение телесных наказаний.

1 января 1864 г. Александр II подписал Указ о создании всесословных органов местного самоуправления, губернских и уездных земских учреждений.

Избирательная система земств строилась по либерально-буржу-азному принципу имущественного ценза и делилась на три курии – земледельческую, городскую и крестьянскую, на уездных съездах которых происходили выборы гласных в уез­дное земское собрание. На земских собраниях избирались губернские гласные. Земские органы в уездах и губерниях де­лились на распорядительные и исполнительные. Распоряди­тельные органы – собрания гласных заседали раз в год. Они выбирали исполнительные органы – земские управы, состо­явшие из председателя и нескольких членов. Выборы земств производились каждые три года. В их компетенцию входили местное хозяйство, распределение государственных податей и назначение местных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народное образование. С вве­дением земств тесно связано понятие земской интеллиген­ции, психологической доминантой которой была жертвен­ность во имя интересов народа. Благодаря земствам впервые в истории России медицина пришла и крестьянам, а в селах появились учителя, земская статистика создавала объективную картину жизни страны. Однако создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа. На такой решительный шаг либерализма монарха не хватило.

В ноябре 1864 г. были утверждены Судебные уставы, определявшие новое устройство суда и основы ведения судеб­ного процесса. Вводились принципы гласности в судопроиз­водстве, состязательности сторон в процессе, создавались ад­вокатура, институт присяжных заседателей. Судебная реформа быстро привилась на российской почве и оказалась самой последовательной. Независимость суда резко ограничивала вмешательство в судебные дела губернатора и других властей, устанавливалась сравнительно высокая оплата судей (меньше, чем в Англии, но больше, чем во всех других европейских стра­нах), следствие отделялось от полиции. Судебной независи­мости способствовало также появление ряда молодых, только что выпущенных университетских юристов. Можно говорить о целом поколении деятелей, которые «были созданы судеб­ной реформой» и сами продвигали ее вперед, о таких, как А.Ф.Кони, как целая когорта высококвалифицированных адвокатов.

В апреле 1865 г. была проведена реформа цензуры, кото­рая оказалась значительно урезанной: в новых Правилах о печати ничего не говорилось о свободе слова. В этой реформе автократ в Александре II взял верх над либералом. Импера­тор никак не мог смириться с правом подданных на свобод­ное высказывание своих взглядов, а тем более своих оценок российской действительности. И все же путы цензуры были ослаблены и созданы предпосылки для выявления и обсуж­дения назревших в обществе проблем.

В июле 1870 г. проводится реформа городского самоуправ­ления. Согласно Городскому положению в городах создава­лись всесословные органы общественного управления, изби­раемые на основе имущественного ценза. Распорядительными органами самоуправления стали городские думы, исполни­тельными — городские управы. Новый импульс для своего развития получили торговля, промышленность, здравоохра­нение, народное образование.

Постепенно осуществлялась военная реформа, связанная с именем военного министра Д. А. Милютина, которого кон­серваторы окрестили «красным министром». Произошло сокращение численности армии без снижения ее реального потенциала, реорганизованы военное министерство и гене­ральный штаб, созданы военные округа. Началось техническое перевооружение армии, перестройка работы военных заводов. В России впервые в мире стали производить стволы артилле­рийских орудий из литой стали. Резко менялась военно-кад­ровая политика. Был открыт доступ к получению офицерских чинов не только для дворян, но и для представителей других сословий, в армии были запрещены телесные наказания. Ус­тав о воинской службе 1874 г. значительно сокращал службу в армии и на флоте, для мобилизованных предусматривались значительные льготы.

Действенность военной реформы была подтверждена во время успешной для России русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Европа увидела другую русскую армию по сравнению с той, которая проиграла Крымскую войну.

Реформы 60-х – 70-х годов, проведенные АлександромII,сыграли огромную роль в дальнейшей истории России, но оказались незавершенными. В итоге это привело к революци­онному взрыву в начале XX в.

// История России в вопросах и ответах: Учеб. пос. / Сост. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1999. С.287 – 295.