Мода и стиль в одежде. Стилевые тенденции современной моды
Любой индивидуальный стиль создается в контексте существующих социальных стандартов. Одежда является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию.
Одним из наиболее значимых социальных стандартов, влияющих на формирование индивидуального стиля в одежде, является мода.
Модой в самом широком смысле слова называют существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: стилю жизни, обычаям поведения, автомашинам, одежде. Костюм дает возможность фиксировать серьезные перемены в обществе и отражать черты времени [24].
Мода, как зеркало, отражает мир, в котором мы живем. Для этого она использует свой язык - язык визуальных символов: цвета, формы и фактуры.
Мода начала века откровенно цитирует старое, предлагая человечеству вступить в третье тысячелетие, изучая опыт прошлых столетий. Художественные решения базируются на синтезе исторических, этнических, футуристических форм.
Ощущается стремление к комфорту и функциональности в одежде, отмечается повышенный интерес к удобной одежде и индивидуализация восприятия моды. Современный человек не признает диктатуры, но придает большое значение чистоте линий, которые усиливают эстетические качества здорового тела. Идет возврат к элегантности.
При анализе современных модных тенденций отмечают формирование двух глобальных полярных стилевых тенденций: минимализма и максимализма. Деление на максимализм и минимализм распространяется на все элементы понятия «стиль жизни»: одежду, автомобили, интерьеры, сервизы и т.п.
Развитие этих тенденций обусловлено противоборством Haute Couture и Pret-a-porter.
«Максимализм» - детище Haute couture. Это максимально детализированный стиль сверхженственных, роскошных, театральных вещей. Его девиз - декоративность; источники вдохновения - историзм (ретро) и экзотизм. Приверженцем максимализма является Джон Гальяно. В его коллекциях облик женщины приобретает вновь пышную женственность, изобилует всевозможного рода деталями: искусственными цветами, серьгами, украшениями в волосах, бусами, пышными прозрачными юбками, вышитыми корсетами, очень высокими шпильками и каблуками. Этот стиль является воспоминанием, ностальгией по XIX веку. Художники-стилисты вернули в Высокую моду кринолин, корсет, трэн (шлейф), настоящие меха. Эта мода зрительно красива, роскошна, но совершенно не применима к современной жизни.
Сегодня много говорится о кризисе Высокой моды. В коммерческом плане Haute Couture убыточна, поскольку работает на ограниченный круг эксклюзивных клиентов и использует трудоемкую ручную технологию изготовления одежды и аксессуаров. Haute couture, «Высокая мода», может существовать сегодня только при финансовой поддержке извне как искусство или как рекламная кампания ( для продажи под престижной маркой парфюма, косметики и более дешевых «вторых линий» - одежды Pret-a-porter ).
Система производства готовой одежды Pret-a-porter ориентирована на массового покупателя, на большой класс работающих мужчин и женщин. Девизом Pret-a-porter является практицизм, удобство, легкость ухода. Минимализм конца 90-х берет начало в пуризме 20-х и 50-х годов, минимализме конца 60-х. Минимализм выражает потребность человека демонстрировать свою личность, а не прятаться за модными “упаковками”.
Это сдержанный, основанный на силуэтном восприятии стиль, без излишней детализации. Для него характерны чистота линий, очень высокое качество материалов, идеальный крой и наивысшее качество исполнения. Он отрицает использование украшающих деталей. Его привлекательность - в простых, строгих, вытянутых облегающих силуэтах и необыкновенно мягких тканях, дающих ощущение уюта и комфорта. Аскетичные минималистские модели подчеркивают яркую индивидуальность женщины, их носящей. Эта одежда обращена к интеллекту и благодаря отсутствию деталей отвечает потребности в универсальности, практичности, самоутверждении, ощущении собственной дисциплинированности.
Простота - залог красоты в минимализме, с его строгими костюмами, узкими брюками, стянутыми на затылке волосами, ахроматической гаммой, асимметричными острыми линиями и агрессивным аскетизмом.
Минимализм и культ функциональности проповедуют Calvin Clein, Gucci, Donna Caran, Jill Sander, Helmut Lang, H. Leger.
В рамках современного минимализма сосуществуют как более «жесткие», даже агрессивные, с явным мужским акцентом стилевые решения, так и гламурные, более женственные, напоминающие модели 30-х годов.
Мало кто из специалистов сомневается в том, что минимализм более жизнеспособен со своей простотой форм, мягкостью материалов и комфортом.
Генеральное направление современной минималистской, особенно мужской моды, — стиль “casual”. Его девиз - комфорт и небрежная элегантность. У его истоков - скандинавские мотивы, мода шотландских помещиков. В современном стиле casual спортивная тенденция смешалась с американским классическим стилем. «Сasual day “ — пятница, когда в преддверии выходных обитатели американских офисов расстаются со своими белыми воротничками и являются на работу в более демократичной одежде — джинсах, пуловерах, цветных рубашках. Теперь в этой одежде предлагают ходить всю неделю.
Дизайнеры перенесли старую одежду для пикников в повседневный деловой гардероб. «Классический » по покрою костюм может дополнять вязаная «рыбацкая» шапочка и вязаный шерстяной шарф. Обычным является прием дополнения традиционного костюма - двойки шерстяным или хлопчатобумажным вязаным джемпером, заменяющим рубашку.
Стиль сasual – это мягкие формы с акцентом на многослойность. Он отдает предпочтение кашемиру, тонкому трикотажу, твиду в елочку в серых, коричневых и черных тонах, вельвету и велюру. Характерны сложные многоцветные клетки и эффекты букле.
В основе построения ансамблей - контраст, парадокс, сочетание несочетаемого (например, кружевные чулки и грубая шерсть; толстые колготки и еле заметные босоножки).
В рамках этого стиля прекрасно уживаются элементы как мужской, так и женской одежды. Грубоватый твидовый вязаный жакет комбинируется с воздушной кружевной юбкой, утепленная спортивная куртка из синтетики соединяется в ансамбле с набивными брюками из креп-жоржета.
«Сasual» в переводе с английского — случайный, непроизвольный, небрежный, но в одежде этого стиля нет ничего случайного. Наоборот, каждая мелочь продумана, каждая «небрежная» деталь выверена, чтобы полнее создать желаемый образ современного человека: мобильного, сдержанного, серьезного, но позволяющего себе некоторые вольности. В связи с этим цитируют Оскара Уайльда: «Мои потребности просты до предела: я всегда довольствуюсь самым лучшим».
Одним из важных направлений «минимализма» является стиль «унисекс». Это важнейшая тенденция мировой моды - одежда, духи одинаковые для мужчин и женщин.
«Унисекс» - это результат социальной революции 1968 г., студенческой борьбы во Франции и движения хиппи. В 90-х годах им всерьез занялась индустрия моды. Идеи унисекса быстрее всего победили в области ароматов. Свежие невесомые озоновые ароматы, одинаково подходящие и мужчинам и женщинам, быстро вытеснили с прилавков и страниц модных журналов фаворитов прошлых лет - тяжелые восточные запахи.
Ни один модный стиль не вызывает таких споров, как «унисекс», поскольку исторические и социальные причины этого явления связаны с проблемой равенства полов.
Противники унисекса утверждают, что это движение в сторону уравниловки и что в будущем возможно наступление эры бесполого «среднего человека», у которого средний пол – это не только одежда, это сознание.
Сторонники «унисекса» оправдывают его тем, что это удобно и практично. Они считают, что на уровне человеческой личности проблема «унисекса» сводится не столько к уравниванию, столько к обретению большей самодостаточности. Человек получает возможность отличаться от соседа не столько по первичным половым признакам, сколько по некоторым иным, возможно более существенным. И нет никакой социальной или эротической опасности. Женщина в брюках продолжает нравиться мужчине так же, как мужчина с длинными волосами продолжает нравиться женщине.
При этом все сходятся на том, что пока женщины получили от «унисекса» гораздо больше, чем мужчины. Женская одежда испытала сильное влияние мужской. В женском гардеробе появились рубашки, галстуки, брюки, пиджаки, шляпы, ботинки на низком каблуке. Стилю «унисекс» в женской одежде пророчат огромное будущее, так как женщины много работают и хотят носить удобную одежду. Например, певица Лайма Вайкуле считает, что все лучшее дизайнеры делают для мужчин: «Обожаю мужские костюмы. Я не хочу никого соблазнять телом. Я хочу, чтобы люди смотрели мне в глаза, а не на глубокое декольте. Поэтому я и не люблю женственные наряды – они, на мой взгляд, немного вульгарны» [30].
Современная женщина в реальной жизни может позволить себе огромный диапазон ролей и образов, выбирая из обширного ассортимента одежды, материалов и цветовых решений. В этом смысле мужчины действительно обделены.
На наших глазах начинается новый этап борьбы за равенство полов. Параллельно тенденции проникновения элементов мужского костюма в женский возникла противоположная, пока очень авангардная тенденция - мужская одежда моделируется по женским канонам.
«Гламурный минимализм», появившийся в конце 90-х годов, произошел от стиля «нео диско». Он, по мнению А.Васильева, станет главной тенденцией первых лет XXI века. Для него характерны удлиненный приталенный силуэт, напоминающий моду 1932-1933 годов, однотонные ткани сдержанных тонов. На первый взгляд силуэты очень просты, приемы конструирования достаточно ординарны, но зато более существенными стали детали в моделях одежды. Возможно применение идей супрематизма и асимметрии.
В «гламурном минимализме» аскетичная минималистская жесткость осмыслена по-новому путем использования струящихся, мягких тканей или богатого декора. Простота покроя, дающая свободу в подборе украшений и возможность самовыразиться в одежде, сочетается с изощренностью декора, включая аксессуары, бижутерию, фурнитуру.
Главный акцент делается на качество материалов, которые пуристским силуэтам придают впечатление роскоши, «гламура». «Гламур» - слово староанглийское, в переводе означающее сверхъестественную элегантность. Стиль «гламур» - это голливудская сказка. В реальной жизни женщин, обладающих гламуром, очень мало Яркими примерами гламура были Марлен Дитрих и принцесса Диана.
В вечерней и летней моде некоторые детали из исторического максимализма проникают в гламурный минимализм: блестки тон в тон, аппликация бисером, вышивка, кружевные вставки. Блестки вошли в моду вместе с ностальгией по семидесятым годам. В 70-е это был способ расцветить спортивный стиль жизни. Сегодня это попытка смягчить строгость минимализма. Блестки могут быть не только на одежде, но и на волосах, глазах или губах.
Современная молодежная мода - это прежде всего клубная мода, связанная с танцевальной культурой.
Клубная культура в настоящем понимании этого слова считается британским изобретением. Англия – законодатель мод и вкусов во всем, что касается соображений престижа и социальной выделенности. Одежда во все времена являлась наиболее понятным знаком клубной принадлежности.
Культовое значение в клубной одежде имеет черный цвет, это цвет клубной культуры последних двух веков. Черный - традиционно вечерний цвет и один из самых сексуальных. Он в большой степени связан с человеческим тщеславием и социальным имиджем, как цвет сelebrities. Если в XIX веке черный пользовался любовью солидных людей, посещавших деловые клубы, то в конце XX он стал атрибутом молодежной культуры. Повальное увлечение этим цветом началось в 70-е годы, когда в Англии появились панки, создавшие свое понимание черного цвета.
Для клубной моды актуальна одежда в спортивном стиле: свободные футболки и джинсы "на вырост", бейсболки, профессиональные кроссовки фирм «Nike», «Reebok» и «Adidas» (рис.). Вернулась популярность одежды, крашеной вручную, разводами. Даже рекламные ролики модных в рэйверской среде спортивных фирм сделаны в стиле, привлекательном прежде всего для завсегдатаев танцевальных клубов.
Наряду со спортивной тематикой в молодежной танцевальной моде чрезвычайно популярны космические и компьютерные мотивы стиля Hi-Tech (сокращение от англ. high technologies - высокие технологии).
Использование пластика, винила и резины в одежде, обтягивающие костюмы и высокие сапоги, интерьеры в виде космических станций - все это связано с увлечением космической тематикой. Это одна из форм бегства от обыденности
Начало технологическому стилю в моде положил полет в космос Юрия Гагарина в 1961 году. С космической эстетикой связаны имена таких известных кутюрье, как Андре Курреж (Andre Correges), Пьер Карден (Pierre Carden) и Пако Раббан (Paco Rabbane). Курреж создал «костюмы будущего» из блестящих, часто серебряных материалов, Пьер Карден - первую одежду из пластика, а Пако Раббан - утопические костюмы из пластических и металлических частей.
С космической тематикой связано и имя английского дизайнера Мэри Куант (Mary Quant). В конце 50-х - начале 60-х годов ее стиль приобрел суперпопулярность в Америке и Европе как символ бунтующего рок-н-рольного Лондона. Ее дизайнерские разработки опередили то, что делали Курреж и Пьер Карден в Париже. Вариант "девушки от Mary Quant "-это знаменитая Твигги в водолазке с высоким горлом и мини-юбке, в сочетании с черными колготками и ботинками без каблуков. Именно в те годы родился культ болезненной хрупкости, который передался современной клубной тусовке. Тогда же началась "возрастная дискриминация", когда быть молодым значит быть стильным, когда молодость получает статус избранности.
Как и в 60-е, сейчас существует культ вечной молодости. По мере усиления кислотно-компьютерных тенденций в моде в модельном бизнесе резко снизился средний возраст манекенщиц.
Компьютерная мода стала еще одной гранью стиля Hi-Tech. Влияние на мир моды компьютерных технологий и, в частности, Internet, невозможно преувеличить. Компьютер ускоряет распространение и развитие модной тенденции, которая через Интернет идет быстрее, чем через печатные издания. На сегодняшний день в Интернете существуют сайты всех известных модельеров мира. Компьютерная графика позволяет создавать образы виртуальных манекенщиц и проводить виртуальные дефиле.
Интеграция компьютера и моды – заслуга англичан. Лондон - родина движения панков (они первыми пришли к мысли изменить структуру человеческого тела), компьютерной психоделии и асid houses - полулегальных танцевальных клубов с компьютерной музыкой. Из гремучей смеси панков и кислотных клубов появились авангардные молодежные марки "Bodymap", "Red or Dead" и "Xuly Bet". Благодаря им компьютерная трактовка человеческого тела попала на подиум и в индустрию моды. Начались эксперименты с макияжем, подражающим обработке лица в “Photoshop” и фактически разрушающим естественный человеческий облик. Выражение лиц манекенщиц, загримированных в стиле киберпанков, максимально приближено к безразличию компьютерной модели.
Влияние компьютерных технологий сильно сказалось на процессе производства одежды. Даже микросхемы электронной техники служат инспирациями для набивных рисунков на тканях. Существуют дизайнеры, которые полностью сосредоточены на разработке физических и химических характеристик тканей. Эти аспекты являются определяющими в их творчестве. Дом Оливье Лапидуса разработал куртку на солнечных батареях. Другие идеи дизайнера - использование голографических тканей или создание платьев из фиброволокна на основе фруктов и моркови. К числу более авангардных компьютерных технологов относятся Тод Олдэм, Морит и Франсуа Жирбо и Оуэн Гастэр.
Ожидается, что стиль Hi-Tech, аккумулирующий в себе космический и компьютерный стили, связанный с привлечением в моду новых материалов и высоких технологий, ожидает в ближайшем будущем всплеск и качественный толчок. Будут завершены и представлены миру интереснейшие высокотехнологические разработки, (например, в области фиброволокна), которые в свою очередь повлекут создание принципиально новых моделей и, как следствие, - в обществе начнется формирование качественно нового подхода к одежде, который широко о себе заявит в первых десятилетиях XXI века. Вообще авангардная мода считается наиболее перспективным и престижным направлением.
«Принципиально скучной» минималистской моде противопоставляется экстравагантность и броскость эклектики. Яркие наряды, составленные из как будто поношенных вещей в самых невероятных комбинациях- рецепт этой моды.
Источником вдохновения для художников эклектического стиля (Blumarine, D&G, Todd Oldham, Lacroux, Anna Sui) стал эксцентрический шарм лондонской литературной богемы 20-х годов и типичная для хиппи 70-х годов манера создавать в одежде пестрые смеси всего со всем. Иногда это происходило от недостатка средств, а иногда делалось для того, чтобы эпатировать добропорядочных сограждан. Именно тогда у модников возникла традиция покупать себе забавные вещицы в магазинах second hand, а лондонский блошиный рынок Портобелло считался центром авангардизма.
В «максимализме» заметно выделяется «экзотизм». Чувственность, театральность, рафинированная экзотика базируются на смешении различных этнических стилей. Источником стали азиатские, африканские, индийские мотивы.
Живя в городах, испытывая эмоциональный прессинг повседневной жизни, люди постоянно мечтают о дальних, экзотических странах. Необычные детали одежды в этническом стиле и аксессуары к ней помогают отрешиться от повседневности.
Заметно возрождение африканского стиля. Европу завораживают “ритмы джунглей”. Черная роскошь - со всеми своими обрядами и ритуалами, манерой накладывать макияж, с прическами, напоминающими настоящую плетеную скульптуру, украшенную бусинами, - все это невероятно будоражит воображение после долгих лет “невидимого” макияжа, бежевых тонов и прямых волос.
Ткани: атлас, набивные “под змеиную кожу”, тонкое трикотажное полотно и шелковое трико шоколадного цвета, которые придают каждой женщине дикую грацию туземки.
В современных предложениях дизайнеров нет обычной для этнической моды пряности и навязчивости. Это всегда чуть рассеянный взгляд со стороны, взгляд усталого европейца. В основном заимствуются рисунки тканей Китая, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго- Восточной Азии. Вошел в моду Тибет. Но сами модели отражают прежде всего образ жизни современного горожанина. «Экзотика» в какой- то степени отражается в бижутерии, платках и шарфах.
Этническая тенденция считается направлением будущего, как идея синтеза культурных традиций Востока и Запада. Смешение культур рождает новые образы.
Контрольные вопросы
1. Перечислите особенности композиционных решений одежды для разных времен года.
2. Каковы основные стилевые направления современной моды?
3. Какие стилевые тенденции актуальны в предстоящем сезоне?