Петр Анатольевич Степичев,
доцент кафедры английской филологии и методики ИИЯ МГПУ, член координационного комитета MELTA, канд. пед. наук
«Учебные карточные игры» - это серия из 30 разработанных мной игр со словами и грамматическими формами включая пять уровней неправильных глаголов, наборы с фразовыми глаголами, комплекты со словами по разным темам, игру с географическими названиями, идиомами, уличными знаками, а также со степенями сравнения прилагательных. Игра происходит в группе от 2 до 10 человек и позволяет выучить более 1500 слов.
Моей методике уже 10 лет, и за это время она завоевала более 3000 сторонников среди учителей и учеников, которые регулярно используют одну или несколько игр в своей практике. В 2012 году я использовал свои игры на мастер-классе в рамках профессионального конкурса "Учитель года Москвы 2012" и одержал победу в номинации "Молодой преподаватель вуза Москвы 2012", в дальнейшем идея была представлена в рамках выступлений финалистов в Крокус-сити холле.
С целью распространения идеи регулярно провожу мастер-классы на базе школ и вузов. Такие мастер-классы уже прошли в вузах Москвы (МГПИ, УНИК, ИГУМО, Академия управления МВД), Санкт-Петербурга (ФИНЭК, СПГУТД, СГИ, СПбГУ), Казани (КГЭУ), Воронеже (ВГУ), Челябинске (ЧГПУ), Муроме (МПСИ), Смоленске (СГУ), школах Москвы, Киржача, Лобни, а также в Norwich Institute of Language Education (NILE UK) в рамках стажировки победителей конкурса "Учитель года Москвы 2012" в Великобритании и для заинтересованных учителей английского языка в рамках семинара в Сербии (Зренянин, 2013). Учителя могут поучаствовать в курсе повышения квалификации и получить диплом (72 или 108 часов): http://kurs.mioo.ru/reg/courview.asp?cid=4542
Игра в учебные карты происходит по определенным правилам, которые зависят от содержания учебной колоды. Так, правила игры с неправильными глаголами отличаются от правил игры с лексикой. В качестве иллюстрации приведем пример игры со степенями сравнения прилагательных.
Каждый участник берет из учебной колоды по шесть карт. Таким образом, у игроков оказывается по шесть разных форм прилагательных. Первая карта вытягивается из колоды и кладется на стол. Следующий участник должен положить на нее карточку с той же формой другого прилагательного (например, карточка bigger кладется на smaller – оба прилагательных в сравнительной степени), либо это же прилагательное в другой форме (например, на карту bigger кладется big или biggest). Аналогично поступает следующий игрок, по очереди. В случае, если нужной карты нет, нужно вытянуть из колоды одну карту, и, если она не подходит, пропустить ход. Цель игры – избавиться от своих карт.
Победителем большинства учебных карточных игр нашей серии считается тот, у которого раньше всех закончатся карты. При этом во время игры карты не добираются, кроме того случая, если нужной карты нет. Игра обычно продолжается от 5 до 15 минут, но учитель всегда может контролировать время, объявляя победителем игрока, у которого через определенное время (например, когда звенит звонок с урока) оказывается меньше всего карт.
Конечно, учебная карточная игра не может полностью заменить грамматические упражнения. Но она как минимум заменяет зазубривание слов. Мы глубоко убеждены, что преподавание иностранного языка – это не просто научение определенным фактам грамматики или лексики, а, прежде всего, формирование личностного отношения к изучаемому материалу. Эффективность предлагаемых игровых методик объясняется высоким уровнем мотивации игроков в учебные карты, которые в дальнейшем сами предлагают «сыграть в глаголы, прилагательные или слова», начинают играть между собой. Таким образом, на практике реализуется постулат Анатоля Франса «Чтобы хорошо переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».