Общая характеристика системы планово-предупредительного ремонта ПТМ.
План
1. Общая характеристика системы планово-предупредительного ремонта ПТМ.
2. Составные части системы ППР и виды работ.
3. Ремонтные циклы, их продолжительность и структура
Для подъемно-транспортных машин (ПТМ: краны, конвейеры, погрузчики и т.п.) принята плановая система ТО и ремонта. Применение планового ремонта обосновано тем, что в эксплуатации этот метод оказывается более экономичным.
При ремонте по потребности, вызванном поломкой или предельным износом элемента машины ресурс долговечности каждого элемента будет исчерпан полностью, но вызываемый этим вынужденный простой связан с определенным материальным ущербом Су. Внезапная поломка одного элемента иногда влечет за собой поломки или повреждения других элементов машины, что вызывает дополнительный ущерб Сду. С учетом этого общие затраты по замене одного элемента, отнесенные к единице времени, составят:
, (1)
где Сд – начальная стоимость замененного элемента;
Снд – стоимость нового элемента, установленного после внезапного отказа;
Св – стоимость работ по восстановлению работоспособности после внезапного
отказа;
Су – ущерб, связанный с простоем;
Сду – дополнительный ущерб, связанный с поломками или повреждениями других
элементов машины вследствие первичного отказа;
Сэ – дополнительные эксплуатационные расходы, связанные с ухудшением
эксплуатационных характеристик машины по мере износа ее элементов;
tм – математическое ожидание срока службы элемента.
В случае плановой предупредительной замены элементов до срока, соответствующего исчерпанию ими полного ресурса долговечности, общие затраты, отнесенные к единице времени, составят
(2)
Из сравнения выражений (1) и (2) видно, что в них одинаково только первое слагаемое в числителе — Сд. Числитель последнего выражения не содержит слагаемых Су и Сду, поскольку плановый предупредительный ремонт обычно приурочивают к перерывам в работе (ночное время, выходные и праздничные дни, межнавигационные периоды и т. д.) и Су = 0, а замена элементов машин в нормальных условиях, как правило, не связана с поломками и повреждениями других элементов машин (Сду = 0). Не всегда равноценны также значения второго и третьего слагаемых в этих выражениях. При ремонте по потребности стоимость нового элемента зачастую выше, чем при плановом, так как при отсутствии на складе его приходится срочно изготовлять или с дополнительными расходами приобретать на стороне. Как правило, выше и стоимость работ по самой замене, так как при плановом ремонте их выполняют в более удобных условиях и при лучшей технической оснащенности. Все это определяет существенное различие в сумме расходов, характерных для этих двух систем ремонта. Покажем это на примере. Тяговая цепь скребкового конвейера, длина которого 23 м, собрана из 12 неразборных отрезков по 4 м каждый. Отрезки соединены соединительными звеньями, имеющими по 2 шплинта. Всего их в контуре — 24. Разрушение шплинта вызывает рассоединение цепи, что равнозначно ее разрыву. Цепь при этом наматывается на звездочку, ее детали и скребки на длине 1—2 отрезков (4—8м) деформируются. В среднем 2 м цепи не восстанавливаются и выбрасываются в металлолом. Затраты на восстановление работоспособности тяговой цепи после внезапного отказа больше затрат при плановом ремонте в 37 раз.
Влияние величин, входящих в выражение (1), на общие затраты при ремонте по потребности при отказе может быть различным. В одних случаях наиболее весом ущерб от простоя Су, в других — дополнительный ущерб Сду (например, при аварии, явившейся следствием поломки элемента машины), в третьих — возрастание стоимости заменяемого элемента Сд (например, когда его приходится доставлять в срочном порядке из другого города). Для машин с двигателями внутреннего сгорания существенны дополнительные эксплуатационные расходы Сэ (увеличение расхода горючего и смазочных материалов, падение мощности). При плановом предупредительном ремонте все эти дополнительные убытки и расходы исключены, благодаря чему плановый ремонт экономически оправдан. При ремонте по потребности более часты отказы в работе машин, дезорганизующие производство, мешающие его нормальному ритму. Все это в совокупности и определило почти повсеместный переход на систему планово-предупредительного ремонта (ППР) машин взамен их ремонта по потребности при отказе. Содержание и сущность системы ППР. Система ППР — комплекс взаимосвязанных положений, норм и мероприятий преду, предительного характера, проводимых в плановом порядке, по техническому обслуживанию и ремонту машин для заданных условий эксплуатации, с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных-в нормативной документации [14].
Сущность системы ППР состоит в том, что после отработки каждой машиной определенного количества часов (или выполнения определенного объема работ) проводят профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов (капитальный, средний, малый), чередование и периодичность которых определяют назначением машины, ее конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации. Система ППР предупреждает прогрессирующий износ машин, уменьшает вероятность случайных отказов, позволяет осуществлять предварительную подготовку ремонтных работ и выполнять их в кратчайшие сроки, способствует повышению качества ремонтных работ.
2. Составные части системы ППР и виды работ. Техническое обслуживание (ТО) ПТМ включает следующие виды работ: межремонтное обслуживание, смену и пополнение масел, профилактические испытания электрооборудования и периодическое освидетельствование машин (например, подъемные краны).
В межремонтное обслуживание (МО) входит наблюдение за выполнением правил эксплуатации оборудования, устранение мелких неисправностей и регулировка механизмов. Его выполняют ежесменно во время перерывов в работе без нарушения процесса производства. Замену и пополнение масел проводят по специальному графику.
Осмотр (О) проводят с целью проверки состояния оборудования, устранения мелких неисправностей и выявления объема работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте. Осмотры проводят в сроки, определенные месячным графиком (для кранов тяжелых режимов работы — не реже одного раза в 10 дней).
Профилактические испытания электрооборудования и электросетей проводят по планам отдела главного энергетика (ОГЭ).
Периодические освидетельствования оборудования, подконтрольного технадзору, выполняют по графикам, составленным с учетом Правил Госгортехнадзора [45—48].
Согласно Единой системе ППР, вторая ее часть — ремонт включает следующие виды ремонтов: малый, средний, капитальный и внеплановый.
Малый ремонт — вид планового ремонта, при котором заменой или восстановлением изношенных деталей и регулированием механизмов обеспечивают нормальную эксплуатацию машины до очередного планового ремонта.
Средний ремонт — вид планового ремонта, при котором проводится частичная разборка машины, капитальный ремонт отдельных сборочных единиц, замена и восстановление основных изношенных деталей, сборка, регулирование и испытание под нагрузкой.
Капитальный ремонт по Единой системе ППР включает полную разборку машины, замену всех изношенных деталей сборочных единиц, ремонт базовых и других деталей и сборочных единиц, сборку, регулирование и испытание под нагрузкой.
Внеплановый ремонт — ремонт, вызванный аварией машины или не предусмотренный годовым планом ремонта.