ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10 страница

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) – русский философ и правовед, исследователь правовых и нравственных основ государственности.

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – русский поэт, публицист, философ, политический мыслитель, общественный деятель. Огарев вместе с Герценом издавал “Колокол” (1857-1867). Выступал на его страницах за уничтожение крепостного права в России, предоставление крестьянам земли при сохранении общинного землевладения, а также с требованием других демократических преобразований. В статьях-прокламациях развивал идею крестьянской революции как организованного, управляемого действия. Участвовал в создании тайного общества “Земля и воля”. Активно поддерживал Польское восстание 1863-1864 гг.

Парето Вильфредо (1848-1923) – итальянский социолог и экономист, представитель математической школы в политэкономии. Являясь одним из лидеров психологического направления в социологии, утверждал, что сои развитие определяется поступками людей, которые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т.е. неосознанные, инстинктивные. Считал что движущей силой обществ, развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс называл “остатком”, имея в виду то, что остается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все не существенное и поверхностное. По Парето, каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации “остатков”, которые объясняют, но и то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал “производными”. По Парето, охватывая массы, “производные” могут превращаться в идеологические и религиозные доктрины Классификацию“остатков” и “производных” положил в основу объяснения всех обществ явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальной процессили феномен. Общество, по Парето, – это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальные неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением “остатков” среди них. Представим общество как пирамиду, на вершине которой находятся немногие высокоодаренные люди – вожди История, по Парето, – это арена постоянной борьбы элиты за власть, “циркуляция элиты” является непреложным законом обществ жизни и определяется комбинациями “остатков” у правящею слоя. Считал, что каждый тип элиты обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом. Поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элиты, осуществляемой с помощью насилия, “производные” – в форме социальных теорий и философско-исторических учений – являются лишь средством в борьбе элиты и способствуют, по Парето принуждению масс к повиновению.

Парк Роберт Эзра (1864-1944) – американский социолог, один из основателей чикагской школы, автор “классической” социально-экологической теории. Учился в университетах Миннесоты, Мичигана, Гарварда, Берлина, Страсбурга, Гейдельберга. В 1913-1914 преподавал в Чикагском университете, в 1936-1944 – в университете Фиск. Президент Американской социологического общества (1925) Социология, по Парку, изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и “глубоко биологического феномена”. Движущей силой социального развития считал конкуренцию, которая по мере продвижения общества от биотического уровня к социальному принимает различные сублимированные формы от борьбы за выживание до ассимиляции. Соц. эволюция, по мнению Парка, проходит 4 стадии, и любой социальный организм имеет 4 соответствующих порядка: экологический (пространственное, физического взаимодействие), экономический, политический и культурный. Считал, что по мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия и общество достигает оптимальной “соревновательной кооперации” и “согласия”, здесь вступает в силу формула “общество как взаимодействие”. Согласно Парку, общество есть “контроль” и “согласие”, а социальные изменения связаны с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания, “человеческой природы” в целом. Его социально-экологическая теория сыграла значительную роль в исследованиях чикагской школы и повлияла на дальнейшее развитие социально-экологического направления в социологии.

Парсонс Толкотт (1902-1979) – американский социолог, один из представителей структурно-функциональногонаправления. Окончил Лондонскую школу экономики, Гейдельбергский университет. Преподавал в Гарвардском университете. Избирался президентом Американской социологической ассоциации (1949), членом и президентом Америк академии искусств и наук. Основные сочинения: “Структура социального действия” (1937), Очеркичистой и прикладной социологической теории” (1949). “Социальная система” (1952) и др. Стремился разработатьобщую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии, основанную на обобщении существенного эмпирического и теоретического материала при создании собственной социологической теории использовал концепции своих предшественников идею “органической солидарности” и метод анализа стабильной социальной системы Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Спенсера и З. Фрейда. Целью теоретической деятельности Парсонса было создание общей теории систем действия, опирающейся на принцип изменения, интеграции и стабильности. В основе этой теории лежит изучение социальной реальности, организованной рационально и обладающей системным характером. Социология, по мнению Парсонса, – это та часть теории социальных систем, которая изучает явления институционализации ценностных ориентацией, а также интегрирование и мотивированные процессы, существующие в социальных системах. Считал, что основным объектом анализа социологическая теории систем действия является единичный акт, который зависит от целей деятельности, социальных ситуации, средств и условий, норм и ценностей, детерминирующих социальное действие. По Парсонсу, единичный акт включает в себя 2 важнейших компонента: действующее лицо (актор) – социальный субъект, наделенный стремлением действовать, имеющий определенные цели, способный выбирать пути их достижения, ситуация – неизменные и изменяемые факторы окружения, на которые направлено действие и от которых оно зависит. Считал, что ситуационное окружение состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов, делающих возможным единичный акт. 1-м фактором ситуационного окружения является биологический организм, первичная структурная характеристика которого – видовой тип организации, рассматриваемый с точки зрения удовлетворения физических потребностей: 2-й фактор окружения – система культуры, в основе которой находятся культурные объекты, представляющие собой символические элементы культурной традиции – идеи, верования, ценности, нормы и правила. Одним ив важнейших факторов окружения считал личность как аналитически независимую структуру. Кроме организма, культуры и личности, выделял еще одну систему – социальную. Все они, по мнению Парсонса, включены в эволюционные процессы социальной интеграции .

Платон(427-347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и политический мыслитель. Самые значительные произведения Платон, в которых излагаются его политические взгляды, – “Государство”, “Политик”, “Законы”. В этих сочинениях Платон рисует картину “идеального” общественного строя. Государство должно служить интересам всего общества, а не какой-либо социальной группы. Различает правильные законы (установленные ради общего блага) и неправильные (в интересах властвующей группы). Общее благо, однако, не предполагает социальное равенство. Платон – приверженец сословности и жесткой общественной иерархии. Власть большинства (демократия) квалифицируется им как наихудшая форма государственного правления. Справедливость Платон видит в том, что каждое сословие занимается своим делом (ремесленники, земледельцы, воины, правители, философы). Рабов и иностранцев Платон не считает гражданами, допускает возможность пренебрежения их правами. Люди, способные рассуждать, должны господствовать, управлять государством. Правители и воины призваны служить общему благу и не вправе обладать частной собственностью – источником противоречий и разногласий в обществе, личного обогащения и соблазнов.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) – русский политический мыслитель и общественный деятель, философ и публицист.

Его деятельность развертывалась в условиях нарастания революционного рабочего движения и распространения марксизма в стране. В 1883 г. Плеханов организовал первую организацию российских марксистов – “Группу освобождения труда”, провозгласившую своей главной целью: а) распространение идей научного социализма посредством перевода на русский язык произведений Маркса и Энгельса; б) критику утопической народнической идеологии и научную разработку ключевых проблем российской общественной жизни. Группа теоретически подготовила формирование в стране социал-демократической партии. В своих сочинениях П. защищал коренные положения марксизма, содействовал их популяризации в среде революционеров. Наиболее значительные его произведения 1880-1890-х г. – “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”. Вместе с тем проявлял колебания, непоследовательность в политической деятельности.

После 1903 г. разошелся с большевиками, активно сотрудничал с меньшевиками, поддерживал их стратегические и тактические установки.

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) – политический мыслитель, правовед и государственный деятель пореформенной России.

Полоцкая Ефросиния (1110-1173) – белорусская просветительница периода Киевской Руси.

Поппер Карл Раймунд(1902-1994). “...Свобода важнее равенства”.

Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зеландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселился в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в социальной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длительное время считал себя социалистом, но, критически оценивая социализм в России, подвергал теорию Маркса критике, Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания.

Рассел Бертран(1872-1970). “Ты не должен следовать толпе в ее злых делах”. Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь. Рассел – выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма. Рассел – основатель аналитической философии.

Руссо Жан Жак (1712-1778) – французский философ и политический мыслитель. В сочинении “Общественный договор” изложены демократические идеи, которые оказали значительное влияние на политическую жизнь общества накануне и во время французской революции XVIII в. Происхождение государства Руссо непосредственно связывает с возникновением частной собственности, совершенствованием орудий труда. Его основную функцию философ видит в закреплении господства имущих классов, охране собственности. По мнению Руссо, образование государства способствовало углублению имущественного неравенства, утверждению деспотического правления, нравственной деградации общества. Мыслитель размышляет над вопросом: не следует ли разрушить государство и вернуться к “золотому веку”, естественному состоянию равенства и свободы? Предлагает выход из “тупика”: уничтожить деспотизм и создать демократический государственный строй, отвечающий условиям “общественного договора”. По его мнению, правомерна только демократическая власть; политическая свобода личности обеспечивается только в государстве, где весь народ участвует в законодательстве.

Ростоу Уолт Уитмен (р. 1916, Нью-Йорк, США) – американский экономист, социолог, политический деятель. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. Преподавал экономическую, историю в вузах США и Великобритании, был главой Совета планирования политики при госдепартаменте США, специальным советником президента Л. Джонсона С 1969 профессор экономики и истории в университете штата Техас. В конце 1950-х – начале 60-х г. наряду с Ароном являлся одним из создателей современного варианта теории индустриальногообщества. В историю социологии вошел как автор концепции “стадий экономического роста”. Он предложил выделить в истории общества 5 этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: “традиционное общество” – аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, “доньютоновским” уровнем науки и техники; “переходное общество” – период создания предпосылок “сдвига” (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление “новых типов предприимчивых людей”, выступающих как движущая сила общества, рост национализма, стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); стадия “сдвига” – период промышленной революции, ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению, методов производства (на этой стадии Англия находилась в конце 18 в., Франция и США – в середине 19 в., Германия – во 2-й половине 19 в., Россия – в 1890-1914 гг., Индия и Китай – с начала 1950-х гг.), стадия “зрелости” – индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений (до 20 % национального дохода), широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения (до 60-90 %), увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости “эра высокого массового потребления”, где основные проблемы общества – проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности являются сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономического роста рассматривалась Ростоу как альтернатива марксизму и должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из современной социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.

Савицкий Петр Николаевич (1895-1968) – советский географ и экономист, идеолог евразийства.

Сартр Жан-Поль(1905-1980). “Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем”.

Сартр для Франции – это то же самое, что Рассел для Англии, а именно, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писатель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять), политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи.

В философии Сартр – сторонник максимальной жизненной непосредственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, писательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Указав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: “Если ты феноменолог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая философия”. Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь философию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские шедевры.

В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кстати, свидетельствует и эпиграф к данной статье.

Сен-Симо Клод Анри де Рувруа (1760-1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист.

Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) – американский психолог, ведущий представитель необихевиоризмав социологии. С 1974 г. – профессор психологии Гарвардского университета. Социальный бихевиоризм Скиннерга, сформировавшийся под влиянием философии ортодоксального варианта неопозитивизма, отрицающего роль теоретического знания, исходит в основном из тождествления механизмов коллективного поведения животных и людей как поведения “оперантного”, т.е. предполагающего в качестве регулирующего фактора взаимное подкрепление в процессе общения. Идеями оперативного бихевиоризма Скиннер руководствовался как при анализе общества и его институтов, так и при построении своих утопических моделей обществ, устройства. Автор работ: “Поведение организмов” (1938), “Наука и человеческое поведение” (1953), “За гранью свободы и достоинства” (1991), “О бихевиоризме” (1974), романа-утопии “Уолдэн-2” (1949) и др.

Скорина Франциск (1490-1551) – белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель-гуманист, просветитель и писатель эпохи Возрождения.

Политический идеал Скорины – просвещенная, гуманная и сильная монархическая власть. По его мнению, правитель должен быть мудрым, строгим, обрадованным, добродетельным, внимательным и справедливым к своим подданным. Призывал “богатых” и “бедных” к согласию, взаимопониманию, “братолюбию”. Признавая идеальным для совершенствования социально-политической действительности раннехристианский принцип “равная свобода всем”, верил в интеллектуальные и моральные возможности своего народа, его высокие гражданские чувства.

Смит Адам (1723-1790) – шотландский экономист и философ, представитель классической буржуазной политической экономии.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – русско-американский социолог. С 1920 г. – профессор Петроградского университета. В 1923 эмигрировал в США. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и соц. систем. В основе концепции Сорокина – идея о приоритете сверхограниченной системы ценностей, значений, “чистых культурных систем”, носителями которых являются индивиды и институты. Исторические процессы, по Сорокину, – циклическая флуктуация типов культур, каждый из которых – специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). Выделял 3 основные типа культуры: чувственный – в нем преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический – здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система “истин” воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходит в результате кризисов, войн, революций. Кризис современной “чувственной” культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной “идеалистической” культуры. Один из родоначальников теорий мобильности социальной и стратификации социальной.

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист.

Спенсер Герберт (1820-1903) – английский политолог, социолог и философ.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) – русский политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) – голландский философ и политический мыслитель, один из основоположников светской теории государства.“Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!”.

В произведениях “Этика, доказанная геометрическим способом”, “Богословско-политический трактат”, “Политический трактат” С. утверждает, что мир – не есть творение Бога, он существует вечно и может быть объяснен из него самого. Природа не создана Богом, природа сама и есть Бог. Этот вывод означал полный разрыв с религиозными представлениями. Освещает актуальные для своего времени политико-социологические проблемы: о соотношении светской и церковной власти, о демократии, формах правления, о суверенитете, государстве и праве. С. способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви. Он один из создателей светской теории государства, происхождение которого объяснял естественной необходимостью – законами и правилами природы. Естественное состояние, предшествующее государству, представляется ему нестабильным и конфликтным. Это и побудило людей к объединению, заключению общественного договора, переходу из естественного состояния в гражданское. Изображает государство как организацию, служащую интересам всех членов общества, обеспечивающую их безопасность, благополучную жизнь. Он ставит знак равенства между государством и гражданским обществом. Однако размышляет о пределах государственной власти, о неотчуждаемых естественных правах, на которые не может посягать государство. Лицемерие, вероломство, обман со стороны верховной власти квалифицирует как подавление государством мысли и совести подданных. Спиноза против принудительного насаждения догматов веры, преследования ересей, но он высказывает суждение, что религия должна быть в определенной мере обязательной для всех граждан. Лучшей формой государства Спиноза считал ту, которая обеспечивает мир и безопасность, социальную стабильность и свободу граждан. Он не скрывает своих симпатий к демократии, не приемлет абсолютистского государства; его политический идеал – не монархия, даже конституционная, а республика.

Тойнби Арнольд (1889-1975) – английский философ, историк, обществ деятель Основные его произведение “Исследование истории”. Под влиянием Шпенглера рассматривал всемирную историю на основе представлений о самозамкнутых дискретных единицах (“цивилизации”),на которых распадается историческое существование человечества. В отличие от Шпенглера наряду с естественной необходимостью признавал и человекую способность к свободному самоопределению; циклическую модель исторического процесса Шпенглера модифицировал признанием объединяющей роли “мировых проповеднических религий” (буддизм, христианство, ислам), которых являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. По Тойнби, динамика цивилизации (возникновение, рост, “типом”, упадок, разложение) определяется “законом вызова и ответа”. Согласно этому закону каждый шаг вперед связан с адекватным “ответом на вызов” исторической ситуации. При этом адекватный “ответ” является заслугой “творческого меньшинства”, которое сначала властвует благодаря силе своего авторитета, а затем, утрачивая творческие способности и превращаясь в “господствующее меньшинство”, – опираясь на материальные инструменты власти, силу оружия. Неспособность “господствующего меньшинства” справиться с новыми обстоятельствами и проблемами приводит к “надлому” и, возможно, окончательной гибели цивилизации.

Токвиль Алексис Шарль Анри (1805-1859) – французский политический мыслитель, социолог и историк. До настоящего времени Токвиль остается одним из наиболее читаемых авторов концепций европейского либерализма XIX в. Исходный тезис его воззрений, обоснованный в знаменитой книге “Демократия в Америке”, состоит в том, что в мире углубляется, приобретает новое качество демократический процесс. Его цель – установление формально-правового равенства. Истоки демократизации усматривал в христианстве (все люди равны перед Богом), рассматривал ее как объективную закономерность, противиться которой бессмысленно и вредно.

Токвиль доказал, что “демократическая революция”, потрясающая западный мир, неизбежно завершится установлением равенства между людьми либо в тесном союзе со свободой, либо же без нее. Понятие свободы у Токвиль – неотчуждаемое право человека. “Те, кто ценит свободу только из-за ее материальной выгоды, не будут обладать ею долго... Человек, который ждет от свободы чего-либо большего, чем она сама по себе, рожден быть рабом”. Мыслитель сформулировал необходимые условия свободы: определенный уровень культуры общества, конституционные гарантии, религия как страж морали. Он указал и основные опасности, которые возможны на пути к свободе, новой европейской цивилизации: эгалитаризм, приводящий к управлению государством широкие массы неподготовленных к этому сложному делу граждан, “тирания большинства”, централизация власти.

Тоффлер Алвин(р. 1928, Нью-Йорк, США) – американский социолог, футуролог, публицист, общественный деятель. Широкую известность Тоффлер приобрел как автор книг “Столкновение с будущим” (1970). “Третья волна” (1980), в которых показал обострение социальных противоречий НТР. Однако его рассуждения не выходят за рамки схемы обществ, развития как последовательного совершенствования смены “стадий роста” индустрии и детерминизма технологическогоутверждает невозможность устранения нежелательных в социальном плане последствий НТР в пределах “индустриальной цивилизации” и провозглашает близость “супериндустриального общества”. Путь перехода к нему Тоффлер видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной техники, которое позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуальному.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа – специфического психо­терапевтического метода, принципы которого со временем были распространены на социальную философию,историю, религиоведение, культурологию и т.д. Для концепции Фрейда характерны биопсихологизм, акцент на бессознательном; гиперсексуализм. В частности, идея сублимации сексуальной энергии, которая, по Фрейду, лежит в основе социокультурной,художественной и других видов деятельности; дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба которых между собой и с цивилизацией (как и динамика бессознательного и сознательного), определяет, по Фрейду, природу общества, его функционирование и конфликты. Глобальная проблема, которую пытался решить Фрейд, – противоречие между человеком и обществом. Отношение к обществу, системе контроля и социальных, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственны. С одной стороны, он относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению; с другой – как к чему-то такому, что неизбежно ведет к все большему извращению человеческой личности, к росту неврозов. Фрейд колебался между критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решением проблемы. Он склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и общества; то к осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно которой с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными, отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся в средство управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился скептически, тяготея к футурологическомупессимизму.

Хаберманс Юрген (р. 1929), немецкий философ и социолог. “Модерн – незавершенный проект”; Профессор Франкфуртского университета. С 1971 г. Директор Института М. Планка по исследованию жизненных условий научно-технического мира, последователь Франкфуртской школы. Его научные труды охватывают дисциплины от социальных наук применительно к лингвистике до философии. Ядро философствования Xаберманса составляет философия свободы и коммуникативною действия, которые, согласно его точкой зрения., играют решающую роль в социализации человека и эволюции общества. Главным условием эмансипации человечества Xаберманс считает достижение рационального соотношения научно-технических возможностей и ценностных ориентаций личности, науки и политики, пропагандирует идеи восстановления единства знания и интереса, интеллекта и действия. Значительное место в его трудах занимают проблемы социального познания, анализ которых сводится в основном к герменевтике.

Основные сочинения: “Теория и практика” (1963). “Познание и интерес” и “Техника и наука как идеология” (1968), “Проблемы легитимизации в позднем капитализме” (1973), “К реконструкции исторического материализма” (1976), “Теория коммуникативного действия” (1981), “Философский курс модернизма” (1985). “Постметафизическое мышление” (1988).

Хайдеггер Мартин(1889-1976). “Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил”.

Хайдеггер – один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Так и случилось. В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Оденбургского университета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской партии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-либо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал, открыто использовать их труды, а когда министерство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мотивам одного социал -демократически настроенного профессора, отказался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не простили Хайдеггеру его нацистское прошлое. Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер – основатель герменевтики. Основной труд – “Бытие и время”.