ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 9 страница

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский социолог и философ, создатель так называемый французской социологической школы. Основатель и издатель журнала “Социологический ежегодник” (1896-1913). Выступал против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, не сводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе “коллективному сознанию”. Разделение труда считал основой обществ, солидарности, а социальные конфликты трактовал как патологические явления Основные сочинения: “О разделении общественного труда” (1893), “Самоубийство” (1897), “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).

Истон Дэвид(1917) – американский политолог, автор теории политической системы.

Калиновский Константин Семенович (1838-1864) – белорусский революционер-демократ, политический мыслитель, публицист, поэт. По своим общественно-политическим взглядам Калиновский был выразителем и защитником интересов белорусского и литовского крестьянства, противником крепостного права и приверженцем идеи крестьянской революции. Суть его политической программы заключалась в подготовке крестьянского восстания, ликвидации помещичьего землевладения, уничтожении чиновничье-бюрократического аппарата царской России, в осуществлении идеала справедливого, демократического государственного устройства в Беларуси.

Кампанелла Томазо (1568-1639) – итальянский политический мыслитель и общественный деятель.

Самое известное из произведений Кампанелла – “Город Солнца”. Автор дает описание социального строя и политической организации утопического поселения. Все создаваемые материальные блага являются здесь общим достоянием, а законы – немногочисленны, кратки и понятны гражданам. У поселенцев нет собственности, занятия предоставляются каждому в соответствии с его способностями. Они избирают и контролируют должностных лиц, строго взыскивают за малодушие, неуважение к сообществу и нерадивое отношение к обязанностям.

Политический строй иллюзорного города освещается Кампанелла с позиций феодальных представлений, практики управления, утвердившейся в католических церковных организациях.

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ. “...Обязанность говорить правду – это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношениях”.

Вошел в историю как основоположник немецкой классической философии. Однако в его творчестве значительное место занимали проблемы происхождения государства, власти и права, свободы человека, социальных антагонизмов в историческом процессе, гражданского общества, мира между народами. Несмотря на противоречивость суждений Канта о политике и государстве, они оказали влияние на творческое развитие социально-политический знаний. В сочинении “Метафизика нравов” Кант определяет государство как объединение множества людей, подчиненных правовым нормам, которые не противоречат естественным законам свободы. Право – путеводная нить государства, его устройства и существования. В правовых установлениях выражена “объединенная воля народа”, его повеление органам власти (законодательной, исполнительной и судебной) поступать согласно закону. По мнению Канта, право должно исходить от воли народа – источника власти, а государственная власть обязана принимать решения и действовать в строгом соответствии с правовыми нормами. Свобода каждого гражданина предполагает не произвол, абсолютную самостоятельность и независимость в поступках, а повиновение законам, отражающим согласованную объединенную волю общества. Зависимость человека от общей воли не противоречит свободе и равенству граждан, составляющих государство. Кант сформулировал в духе своего “категорического императива” фундаментальный вывод о взаимоотношениях личности и государства: ошибочно утверждать, что человек в государстве “пожертвовал ради какой-то цели частьюсвоей прирожденной внешней свободы; он совершенно оставил дикую, не основанную на законе свободу, для того, чтобы вновь в полной мере обрести свою свободу вообще в основанной на законе зависимости, т. е. в правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из его собственной законодательствующей воли”.

Карнап Рудольф(1891-1970). “...Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов”. Карнап – австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.

Кассирер Эрнст (1874-1945) – немецкий философ, исследователь идеологического мифотворчества, мистицизма и тоталитарных ритуалов в политике.

Каутский Карл (1854-1938) – один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала. В 1880-1890-е гг. написан ряд сочинений, пропагандировавших марксистские идеи: “Экономическое учение Карла Маркса”, “Томас Мор и его утопия”, “Комментарии к Эрфуртской программе”, “Предшественники новейшего социализма”, “Аграрный вопрос”. В начале XX в. порвал с марксизмом, революционным рабочим движением, проводил линию на “примирение” с бернштейнианцами, пытался доказать совместимость научного социализма с немарксистскими философскими системами. Каутский отрицал закономерные связи между господством монополий и захватнической политикой империалистических государств. Выдвинул теорию “ультраимпериализма”, рисовавшую перспективу наступления новой фазы – гармоничного развития капитализма и устранения свойственных ему противоречий. Враждебно встретил Октябрьскую революцию в России. Анализу политических взглядов Каутского и их несовместимости с марксизмом посвящена работа Ленина “Пролетарская революция и ренегат Каутский”.

Констан Бенжамен Анри (1767-1830) – французский писатель, публицист, политический деятель.

В своих политических сочинениях Констан развивал идеи либерализма. Он предложил обществу новое понимание политической свободы, рассматривая ее как необходимое условие достижения свободы гражданской – реального обеспечения права личности свободно и без регулирующего влияния государства выбирать образ жизни.

К фундаментальным правам личности Констан относил неприкосновенность ее собственности, свободу совести, слова, печати и собраний, свободу выбора профессии и места жительства, невмешательство государства в экономику. Легитимная власть не должна стремится к жесткой регламентации жизни человека и общества, вступать в противоречие с правами личности, чтобы не подорвать свой нравственный авторитет и влияние. Главный критерий социальной эффективности государственной власти, считал Констан, – обеспечение надежных гарантий реализации прав, индивидуальной свободы человека.

Конфуций (Кун-фуцзы) (551-479 гг. до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства – этико-политического учения. Политические и нравственные взгляды изложены в четырех книгах, из которых автору принадлежит первая – “Великое учение”, остальные составлены его учениками. Основу мировоззрения Конфуция составляет принцип добродетели, которому призваны следовать управляющие обществом. Тех, кто находится у руля государства, должны отличать развитые чувства долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к подданным. Цель властвования – обеспечение общего блага. Конфуций строго различает благородных, “высших” (правителей) ипростолюдинов, “низших” (подданных). Он рассуждает о том, чтобы место аристократии занимали люди не согласно наследственным сословным привилегиям (происхождению), а по способностям и моральным достоинствам. Мыслитель сформулировал этический принцип “исправления имен”, предполагающий определение социального статуса человека с учетом его нравственных качеств и поступков.

Для стабильности и процветания общества, согласно представлениям Конфуция, необходим ряд обязательных условий: добросовестное выполнение обязанностей каждым человеком, независимо от социального положения; прочность семьи, сыновняя почтительность детей к родителям, младших к старшим; добродетельное правление, покорность подданных и чиновников верховному правителю; сохранение и бережное отношение к культурному наследию (прежде всего обрядам и ритуалам) предшествующих поколений; политическая централизация и гуманность государственной власти. Указанные добродетели – основа разумного социального порядка и соответствуют законам природы. Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную культуру и политическую жизнь Китая.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – русский политический мыслитель, ученый и общественный деятель – один из идеологом русского утопического социализма. Был признанным вождем анархистов. Участвовал в конгрессах анархистского Интернационала, в публичных акциях анархистов. В 1879 г. основал в Женеве анархистскую газету “Бунтовщик”. В 1909 г. опубликовал одно из классических произведений мировой политической литературы “Великая французская революция 1789-1793”. Положительно оценил Октябрьскую революцию 1917 г., роль Советов, написал обращение к мировому рабочему классу повлиять на свои правительства с тем, чтобы они отказались от вооруженного вмешательства в дела России.

Куайн Уиллард ван Орман(р. 1908). “Быть – значит быть значением связанной переменной”.

Куайн – старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнении с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное в качестве эпиграфа.

Кун Томас(1922-1995) – американский социолог, историк науки. Профессор истории науки отделения философии и лингвистики Масачусетского технологического института. Сыграл важную роль в развитии социологического понимания развития науки и научного творчества. Кун считал, что, наука ничем не отличается от любого другого социального института, на нее воздействуют и ее формируют культурные и структурные особенности той, социальной среды, в рамках которой она функционирует. Как социолог Кун известят своим изучением процесса научной революции, когда одна парадигма сменяет другую.

Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма – одного из наиболее влиятельных учений древнекитайской общественно-политической мысли.

Лассуэл Гарольд (1902-1979) – американский политолог. Предмет научных исследований: методология изучения политики, политическая элита, политическая коммуникация, политическая психология, политический процесс. Сочинения Лассуэла: “Политика: кто получает, что, когда, как”, “Власть и личность”, “Будущее политической науки”, “Психопатология и политика”, ”Анализ политического поведения”.

Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646-1716). “Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей”.

Лейбниц – великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: “Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого – покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница”. Лейбниц – философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона открыл дифференциальное исчисление.

Основной вклад Лейбница в философию – это его учение о монадах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энергией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом мир.

Ле Пле Фредерик Пьер Гийом (1806-1882) – французский социолог и экономист, политический деятель. Профессор Политехнической школы в Париже. В трактовке социального развития сочетал идеи технологического и географического детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли религиозного и морального авторитета – с другой. Выступая против идеи об изначальном совершенстве человеческой природы, он доказывал, что общество призвано удовлетворять 2 основные потребности человека: в знании и соблюдении моральных норм, сконцентрированных в десяти библейских заповедях и подавляющих стремление к злу: в добывании средств к существованию. Высшее предназначение социальных науки, с его точки зрения состоит в выяснении условий удовлетворения социального мира. Основной адресат социологии Ле Пле – “высшие” классы, обязанные “покровительствовать” остальным классам и слоям общества. Социологические консервативные установки Ле Пле получили выражение в его программе социального переустройства – “социальной реформе”, в которой он проповедовал укрепление патриархальных институтов в частности, традиционных форм семьи, возврат к архаическим законам о наследовании, препятствующим дроблению имущества, и т.д.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) – политический мыслитель, идеолог и руководитель коммунистического (большевистского) движения в России, основатель Советского государства. В политическом учении Ленина получила теоретическое обоснование и творческое развитие система марксистских идей: о государстве и власти как системе социально-политических отношений; о роли марксистской партии рабочего класса в преобразовании капиталистического общества; о буржуазной политике; о предпосылках, движущих силах революции в России; о средствах и методах использования политической власти в интересах социалистической модернизации; о тенденциях мирового политического процесса; о возможности мирного сосуществования двух противоположных общественно-политических систем и др. Практика социалистической трансформации обнаружила острые противоречия между большевистскими целями и социальными результатами. Крах “коммунистического эксперимента” в СССР и странах Восточной Европы поставил на повестку дня мировой политики вопрос о жизнеспособности социалистических идей и программ. Этот вопрос закономерен и окончательный ответ на него даст история человеческого общества.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский мыслитель, ученый, художник.

Либкнехт Карл (1871-1919) – деятель немецкого и международного коммунистического движения.

Липсет Сеймур Мартин (р. 1922) – американский социолог Президент Американской ассоциации политических наук, вице-президент по социальным наукам Американской академии наук и искусств (1974-1978), член Национальной академии наук и Национальной академии образования США. Основные его труды посвящены социологии политики. Большое внимание он уделил проблеме легитимности и современных обществах, утверждая, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения Липсета., носит оценочный характер, связанный со способностью системы формироватьи поддерживать у масс убеждение о наилучшем функционировании существующих политических институтов; эффективность преимущественно инструментальна, что означает удовлетворенность процессом управления социальной системой. Основной вывод, к которому пришел Липсет, исследуя политические системы различных современных обществ, заключается в том, что легитимность в них слаба. Липсет занимается также исследованием соц. мобильности в США.

Локк Джон (1632-1704) – английский философ-просветитель, политический мыслитель. “Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными, – благодаря воспитанию”.

Политическая концепция изложена в произведении “Два трактата о государственном правлении”. Происхождение государства рассматривает с позиций естественного права и общественного договора. В центре внимания мыслителя – объяснение естественного (природного) состояния людей, обязанности и полномочия государственной власти, “пределы” управления обществом. Полемизируя с Т. Гоббсом, выступает против неограниченного господства государства над обществом. По его мнению, государственная власть обладает только частью “естественных прав” и ее “границы” должны быть четко определены законами. В государстве никто, включая и членов правительства, и ничто не может находиться вне правовых установлений. Ибо только закон способен обеспечить гарантии свободы личности и общества, социальной справедливости. “Там, где нет законов, там нет и свободы”.

Одна из главных функций государственной власти и необходимая предпосылка свободы личности и общества – надежная охрана и создание условий для развития частной собственности. Собственность – “естественный атрибут” гражданского общества, материальный фундамент существования человека, его самовыражения и совершенствования. Без нее человек не в состоянии реализовать свою свободу воли, желаний, действий, противостоять деспотизму и произволу. Свободный человек – тот, кто не ущемляет свободу других людей и живет в политическом сообществе, сообразуясь с интересами большинства граждан, подчиняясь их решениям (общественному договору). Локк первым в истории политической мысли предпринял попытку разграничения понятий “личность”, “общество”, “государство”. Локк – сторонник конституционной парламентарной монархии. Мыслитель убежден, что разделение властей – необходимая мера для предотвращения злоупотреблений властными полномочиями. Она призвана стимулировать общественно полезную деятельность правительства, охранять государственность и свободу народа – безусловного суверена, имеющего право не поддерживать и ниспровергать безответственных правителей. Социально-политические идеи Локка послужили отправной точкой идеологии либерализма, концептуальной основой ее творческого развития мыслителями эпохи Нового времени.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, государственный и общественный деятель эпохи Возрождения. Первым в истории политической мысли исследовал государство со светских, а не теологических позиций. В отличие от мыслителей-предшественников рассматривал политику, опираясь на конкретные факты действительности, как относительно самостоятельную, специфическуюобласть социальной практики. Сущность политики Макиавелли видел в реализации государственных интересов, сохранении и укреплении государства. Он рассматривал ее как тонкое искусство поведения правящих субъектов. Властная личность должна противостоять случайным обстоятельствам, быть решительной и смелой, энергичной и проницательной, гибко реагировать на ситуацию и изменять политику в выгодном для государства направлении. Для достижения высоких политических целей допускал возможность использования любых средств и методов, даже противоречащих правовым и моральным нормам. Ратовал за “соединение” в действиях правителей хитрости и лукавства, ввел в политологию понятия “львы” и “лисы”. Наиболее устойчивой и целесообразной формой государственного устройства называл республику, где участвуют в осуществлении власти представители народа и аристократии.

Политические сочинения: “Государь”, “Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия”, “Князь”, “История Флоренции”.

Маккиндер Хэлфорд Джон (1861-1947) – английский географ и историк, теоретик международных отношений. Исследовал влияние географических факторов (пространственного расположения) на внешнюю политику государств и геополитические изменения в мире. Автор концепции “Хартленда”. Назвал часть суши, искусственно разделенную на Азию, Африку и Европу, “мировым островом”, “сердцевиной земли”. В интерпретации Маккиндера евразийский континент – “ось мировой политики”. Тот, кто контролирует “мировой остров” – тот контролирует мир, обладает реальным могуществом, имеет преимущества в мировом балансе сил.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834) – английский экономист и демограф. В своем труде “Опыт о законе народонаселения” (1798) сформулировал закон народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию роста” геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиться лишь в арифметической прогрессии. С “абсолютным перенаселением” рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи считают, что природа “сводит счеты” с человечеством за его чрезмерное размножение загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

Маннгейм Карл (1893-1947) – немецкий философ и социолог, исследователь политической идеологии как формы утопического сознания.

Маркс Карл (1818-1883) – основоположник коммунистической (социалистической) идеологии, философ, социолог, общественно-политический деятель. “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить”.

Созданное Марксом учение о социализме качественно отличается от творческого наследия предыдущих мыслителей Оно ознаменовало новый этап в развитии обществознания, представляло собой систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Эта система включает философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономических законов, свойственных капиталистическому обществу, теорию классов и классовой борьбы, доктрину пролетарской революции и коммунистического общества.

Ключевым пунктом марксистской социально-политической концепции является вывод об объективной необходимости и неизбежности смены капиталистической общественной формации социалистической, исторической миссии рабочего класса (пролетариата) как носителя передового способа производства, созидателя коммунизма – высшей ступени в развитии человечества. В произведениях Маркс содержится множество положений, идей, обобщений и выводов, которые отражают его позицию как ученого-теоретика, революционера-практика, внесшего личный вклад в понимание политики, ее целей и ценностей, средств и методов, функций и социальной эффективности.

Мерриам Чарльз Эдвард (1874-1953) – американский политолог, исследователь методов политологии как науки, политической власти, демократии, партийных систем и политических лидеров.

Местр Жозеф Мари де (1753-1821) – французский философ и писатель.

Мертон Роберт Кинг (р. 1910, Филадельфия, США) – американский социолог, представитель структурно-функционального анализа. Внес вклад в разработку и формирование ряда областей академической социологии теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения социальной структуры бюрократии, социальной дезорганизации и др. Основы социологического анализа науки формирует как особый социальный институт с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Этот обязательный для науки комплекс ценностей и норм включает в себя основополагающие принципы универсализм, общность, бескорыстность и организационный скептицизм. Он создал программу теорий среднего уровня (1948), концентрирующую в себе систему понятии и принципов функционального анализа которая должна служить методологической базой формирования теорий среднею уровня. Изучал фисфункциональные явления, возникающие вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. В работе “Социальная структура и аномия” (1966) анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Милль Джон Стюарт (1806-1873) – английский философ, экономист, либеральный политический мыслитель, государственный деятель.

Внешней чертой социологии считал эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие истинной сути явлений, недоступной познанию. Разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп.

Михельс Роберт (1876-1936) – немецкий политолог, исследователь политических партий как общественных институтов. В своих сочинениях “Социология политических партий в условиях современной демократии”, “Политические партии: об олигархических тенденциях демократии” анализирует достоинства и недостатки прямой демократии, процесс “олигархического перерождения” политических партий, противоречия между господствующим меньшинством и “честолюбивым меньшинством, стремящимся к завоеванию власти, желающим слиться с прежним или низвергнуть его”. Смысл рассуждений политолога сводится к тому, что в обществе непрерывно происходит “циркуляция элит”. Все силы оппозиционной партии направлены на вытеснение правящей партии, чтобы занять ее место, заменить одну группировку господствующего класса другой. Но рано или поздно конкурентная борьба заканчивается примирением, неосознанный мотив которого – сохранение господства над массами. Общество нуждается в элите – господствующем меньшинстве, но оно не располагает надежными механизмами контроля действий элиты, которые препятствуют использованию власти в корыстных целях. Бюрократизация (олигархизация) партии, любой организации оборачивается упадком демократии. Будучи приверженцем элитистской теории, Михельс все же сделал пессимистический вывод о том, что идеальная демократия невозможна; массы в силу своей апатичности и неорганизованности неспособны противостоять олигархизации партийной и общественном жизни.

Монтескье Шарль Луи (1685-1755) – французский политический мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Главное произведение Монтескье “О духе законов” было включено римским папой в “Индекс запрещенных книг”, так как оно отвергает теологическую трактовку мира и содержит материалистическое объяснение действительности. Монтескье представлял государство как результат общественного договора. Подверг критике тех мыслителей, которые всеми правами наделяли правителей, а обязанности и подчинение возлагали на граждан. Он обосновал идею “правления законов”, конституционного правления, последовательно выступал против абсолютизма. Используя в своих исследованиях историко-сравнительный метод, выявил четыре формы государственного правления: демократию, аристократию, монархию и деспотию. Разработал проект “свободного государства”, базирующийся на концепции разделения властей и разумных законах. Политическая свобода, в понимании Монтескье, “есть право делать то, что позволено законами”. Монтескье – первый, кто стал разрабатывать во Франции систему правовых взглядов, воплощающих идеалы эпохи Просвещения. В своих сочинениях предстает как последовательный борец за мирные отношения между народами, как противник агрессии и завоеваний.

Мор Томас (1478-1535) – английский политический мыслитель и общественный деятель. Автор знаменитого сочинения “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия” (известна под сокращенным названием “Утопия”). Мор остро критикует феодальный общественный строй, обличает “бесчеловечную жадность” немногих, их “прожорливость и неукротимость”, показывает бедственное, угнетенное положение своего народа. Источник социального неблагополучия, по его представлениям, – частная собственность, которая подлежит уничтожению. Талантливо изображает идеальное государство, существующую только в его воображении страну Утопию, где господствуют свободный, производительный труд, имущественное равенство, справедливость, демократия, коллективизм и нравственная безупречность. Коренной принцип иллюзорного строя – гармоничное сочетание личных и общественных интересов, а не подчинение человека обществу, государству. Мор оказал стимулирующее влияние на последующих представителей социалистической мысли.

Моргентау Ганс (1904-1982) – американский политолог, исследователь международной политики. Автор концепции национальных интересов. Выделял в их структуре интересы внешней безопасности государства, экономические и поддержания мирового порядка совместно с союзниками. Придавал особое значение качеству дипломатии, но считал военную силу решающим фактором в международных отношениях. Следуя теории “политического реализма”, высказывал убеждение, что центральным вопросом внешней политики национального государства (в частности, США) является утверждение господства в мире, борьба за власть в международной политике.

Моска Гаэтано (1858-1941) – итальянский социолог, политолог и экономист.

Является одним из основоположников концепции “политической элиты” (“господствующего политического класса”). В своих сочинениях обосновывает мысль, что все общества разделены на два класса: правящий “политический класс” (элита) и управляемый. Первый монополизирует власть, использует ее средства и методы, наслаждается ее преимуществами. Вторые вынуждены подчиняться, выполнять волю управляющих. Общество обязано заботиться об обновлении своей элиты, ибо без ее участия невозможно социальное управление. Он предлагает возможные варианты рекрутирования элиты, общественного контроля ее деятельности, анализирует влияние на демократию и государственность.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ.

“– Почему ты такой твердый? – сказал однажды уголь алмазу. – Разве мы не близкие родственники?... – О, братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы – не братья мне?”.