Дипломатические представительства
Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.
Существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.
Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.
Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., основными функциями дипломатического представительства являются: 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5} поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).
Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.
Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии: а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.
На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных). В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запросов агремана.
Прекращение функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие- персона нон грата- нежелательное лицо ; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.
Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.
Дипломатический корпус:
в узком смысле- это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве;
в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.
Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т.е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитета и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитета и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.
Персонал дипломатического представительства делится на три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги- специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, шоферы, швейцары, лифтеры, дворники).
Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории – «частных домашних работниках», под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.
Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;
2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;
3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.
4) Архивы и документы представительства неприкосновенный любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
5) Сотрудники представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).
Свобода отношений представительства: т.е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.
Право пользоваться флагом и эмблемой. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.
Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.
1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.
2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.
4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
- вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
- исков, касающихся наследованная, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказо-получателя наследства;
- исков, относящихся те любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.
Фискальный иммунитет: дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.
Таможенные привилегии: государство пребывания в соответствии. С принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобные услуги.
Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.
Средства передвижения дипломата неприкосновенны. Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции , ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).
Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий, к которым относятся: право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.
Согласно Венской конвенции 1961 г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями.
Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого ими заработка.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе.
Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.