ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 5 страница
Политизация личности – вовлечение личности в сферу политики путём расширения возможностей её участия в решении политических вопросов. Политизация также характеризуется увеличением значения и роли политической сферы в жизни общества.
Политик – активный инициатор, реальный участник политики, политической жизни. В роли политиков выступают прежде всего люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью: политические лидеры, государственные деятели, работники госаппарата, а также политики-теоретики, идеологи, политические публицисты. Их влияние на политику является целенаправленным, глубоким, непосредственным. Деятельность большинства таких политиков сопряжена с обладанием политической властью, с реализацией специальных полномочий, закрепленных в официальных актах.
Однако иногда официальный статус политика расходится с реальной властью. Это – те случаи, когда “диктатору диктуют”, т. е. за их спиной стоят те политики, которые фактически правят в обществе. Среди политиков, неофициально оказывающих воздействие на государственных лидеров или чиновников, находятся представители лоббистов, легального бизнеса, теневой экономики, закрытых родоплеменных или тайных религиозных структур, лидеры, отошедшие от практических дел, или крупные деятели культуры, религиозные авторитеты и т. д.
Во всех случаях характер, содержание и результаты деятельности политика зависят от многих факторов: его общей и политической культуры, квалификации, интуиции, способности анализировать и прогнозировать события, умения работать с людьми.
Политика (греч. politike – государственные или общественные дела) – организационная и регулятивно-контрольная среда общества, относительно автономная и основная в системе других сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной.
Термин “политика” восходит к трактату Аристотеля о государстве, правлении и правительстве – “Политика”. И до конца XIX в. политика рассматривалась как учение о государстве, о власти государственного уровня.
В настоящее время существует несколько основных толкований политики:
1) как отношение между классами (согласия, подчинения, господства, конфликта, борьбы) (В. И. Ленин); группами, людьми (внутренняя политика): государствами (внешняя политика);
2) как господство, власть и деятельность, связанная с завоеванием власти, её использованием;
3) как управление, упорядочение жизни общества (функциональный подход – со времён Платона);
4) как система принципов и норм регулирования жизни общества и отношений в нём социальных общностей.
Современные знания о политике позволяют рассматривать её как важнейший фактор развития общества через такие основные функции, как организационная и регулятивно-контрольная по отношению к жизни, деятельности, связям людей, общественных групп, классов, народов, стран.
Через эти функции политика связывается с другими сферами жизни общества, определяется ими, направляет их взаимодействие, активно влияет на каждую из них. Такая роль политики обусловлена тремя её свойствами: универсальностью, всеобъемлющим характером (способностью воздействовать на любые стороны жизни, элементы общества), проникающей способностью и способностью сочетаться с неполитическими общественными сферами и отношениями, так как они наследуются, воспроизводятся при всех изменениях конкретного содержания политики. К особенностям политики следует отнести то, что она – область не только сознательных, но и стихийных действий, не только объективных, но и субъективных факторов, не только рациональных, но и иррациональных проявлений. Отсюда следует: политика – не только наука, но и искусство, искусство возможного.
Особой формой существования политики выступает деятельность в двух видах: теоретической или мыслительной (она формирует политическое сознание, мышление, менталитет) и практической (организационная и контрольная деятельность, принятие решений руководства, работа с людьми, обмен информацией, функционирование органов власти и т. д.).
Материализация политики достигается с помощью создания определенных средств: политических институтов (выборности, представительства и т. п.), органов, учреждений власти – правительства, госаппарата; инструкций, декретов, пропаганды, средств массовой информации и т. д.
Наиболее значимыми субъектами политики являются классы, слои, группы общества, осознавшие свои коренные интересы. Непосредственно же функции субъекта во внутри- и внешнеполитической областях выполняет вначале государство, а с развитием и усложнением политической жизни – политические партии, общественные движения, организации. В качестве объекта политики выступают общества, социальные слои, группы, граждане. Важнейшим моментом, обеспечивающим единство общества как объекта политики, является гармонизация политики и экономики, их взаимопроникновение. Качество же политики, её результативность определяются и её взаимодействием с моралью общества.
Как общая линия деятельности политика включает в себя модель желаемого общества, анализ того уровня, на котором находится нынешнее общество, стратегию и тактику достижения разработанной модели. Содержание политики закрепляется в соответствующих документах.
Политика ориентируется на признанные цивилизованным миром основные группы ценностей: безопасность и национальная независимость; благосостояние и экономическое развитие; свобода и конституционный порядок. Их реализация определяет содержание внутренней и внешней политики
Политика и мораль – два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. Мораль обосновывает гуманность целей, средств и методов политической деятельности, оценивает практическую политику общественным мнением. В свою очередь, политика оказывает активное влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая к участию в управлении делами государства и общества. Однако некоторые учёные политической науки (например, Н. Макиавелли) говорят, что политика и мораль несовместимы.
Политическая жизнь – совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней.
Политическая игра – способ практических действий субъектов политики, направленных на получение преимуществ в политическом соперничестве. Политическая игра характеризуется закулисными сделками, осуществлением тайных намерений, дезориентацией и дезорганизацией конкурентов, манипулированием общественным сознанием.
Политическая идеология – 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение политических институтов к действительности, проблемам, задачам, средствам и методам ее преобразования; 2) форма политического сознания, определённая доктрина, ставящая своей целью оправдание притязаний той или иной группы лиц на власть и подчинение общественного мнения собственным идеям; 3) совокупность концепций и учений, теоретически обосновывающая идеалы, ценности, интересы и цели субъектов политики.
Политическая интеграция – сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. Межгосударственная политическая интеграция происходит путём создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.
Политическая информация – совокупность знаний, сведений о политической жизни общества, которыми обмениваются “коммуникаторы” и “реципиенты” – потребители.
Политическая коммуникация – взаимодействие (отношения) политических субъектов на основе обмена информацией и духовного общения.
Политическая организация общества – совокупность социальных субъектов, осуществляющих государственную власть или воздействующих на неё, выполняя различные роли, функции и полномочия, закрепленные в законах, политических и нравственных нормах общества.
Политическая психология – отрасль научного знания о влиянии на политическое поведение людей их интересов, потребностей, установок, убеждений, чувств, ожиданий и мотивов.
Политическая семиотика – отрасль научного знания о специфике (принципах, функциях, свойствах) политического языка как средства политики, общения между её субъектами.
Политическая система – совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, формирования у неё политической культуры, позволяющей сознательно, добровольно и эффективно участвовать в делах государства и общества.
Политическая социология – отрасль научного знания о социальных основах политики и власти, влиянии политических явлений и процессов на общественное развитие.
Политическая стабильность – состояние, отражающее устойчивость политической системы, согласие между субъектами политики по ключевым вопросам общественного развития.
Политическая теория – раздел политологии, включающий научный анализ политических идей, ценностей и концепций, механизмов и закономерностей функционирования политики.
Политическая философия – одна из наук о политике, которая изучает взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, определяет смысл политических явлений и разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического строения, а также общие критерии политики. В центре предмета политической философии лежат взаимоотношения человека и власти. Эта наука определяет значение таких важнейших политических категорий, как власть, государство, права человека, справедливость, солидарность, равность, политическое поведение и т.д. Без политической философии политические знания не имели бы особенного смысла, человеческой значимости.
Политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных политических концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение иррационального и рационального в политике, её моральные критерии и мотивационную основу, определяет принципы и границы государственной власти. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.
Политическая этика – отрасль научного знания о моральных нормах политических отношений, поведения субъектов политики.
Политические идеалы – неотъемлемая часть социальных идеалов. По своему содержанию – это то, что составляет высшую цель политической деятельности: демократизация общества; обеспечение прав и свобод человека; укрепление государственности и конституционного строя; политическая стабильность государства; общественный прогресс.
Политические институты – совокупность органов и учреждений, полномочий и функций, норм, средств и методов, обеспечивающих реализацию политических целей и интересов.
Политические нормы – узаконенные правила, регулирующие политические отношения в обществе. Их обязательность для субъектов политики основывается на действующих законах государства, воздействии положительных примеров, общественного мнения, моральных императивов.
Политические права – основа конституционно-правового статуса гражданина, регулируемые законами возможности его участия в политической жизни государства и общества.
Политический процесс – политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Политическое воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группового политического сознания и общественного сознания в целом.
Политическое господство – структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения управленческого труда и связанных с ним привилегий – с одной стороны и исполнительной деятельности – с другой. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, в другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
Политическое прогнозирование – научное предвидение политического развития: научное объяснение (обоснование) возможных состояний, изменений политической системы, её институтов, тех или иных явлений и событий. Принципы политического прогнозирования: системность, достоверность, альтернативность, непрерывность.
Политическое сознание – восприятие субъектов той части окружающей его действительность, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния.
Политическое участие – средство выражения и достижения интересов людей. Это участие масс в формировании элиты, в признании её легитимности, в формулировании проводимой ею политике, а также в контроле над её осуществлением. Это вовлечение индивидов, групп в политико-властные отношения.
Политология (греч. politike – государственные, общественные дела + греч. logos – слово, учение) – научная и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания; интегральная наука о политике, формах её проявления и взаимодействии с личностью и обществом.
Термин “политология” восходит к древнегреческому полису и изначально означал учение о политике, т. е. совокупность знаний об управлении жизнедеятельностью полиса. И хотя древнегреческий полис как форма организации общества уже давно стал достоянием истории, понятие “политика” из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину “политология”, которым принято называть науку, изучающую процессы управления обществом и государством.
Со второй половины XX века науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в “Словаре социальных и политических наук” (изданном на Западе): “Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же касается политической науки, то её задача “раскрыть смысл политики”, классифицировать её, ориентировать власть, предложить утопию “оптимального государства”, раскрыть “факторы власти” и выработать некие “общие концепции” политики”.
Политология или, что то же самое, политическая наука, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. То, что ныне называется политикой в качестве области практической деятельности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого труда многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. Современная политическая наука характеризуется собственными объектом и предметом, особым понятийно-категориальным аппаратом, располагает комплексом приёмов и методов конкретных исследований.
Всю совокупность политологической проблематики можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии как комплексной научной дисциплины. В различных источниках приводится разное количество таких элементов, они отличаются большей или меньшей детализацией предмета этой науки. Но во всех вариантах к основным структурным элементам политической науки относятся следующие:
· методологические основания политической науки – область политического знания, где выясняются объект и предмет исследования, используемые данной наукой понятия и категории, применяемые методы познания и способы истолкования изучаемых явлений, место политологического знания в системе наук об обществе, а также социальные функции политологии;
· история развития политических идей, теорий и учений, изучающая генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;
· теория политики и политических систем, которая рассматривает политику как сложноорганизованную целостность, выявляет сущность структурных компонентов государства, партий, общественных объединений, политических и правовых норм, их роль в выполнении политикой её общественного предназначения; здесь же даётся интерпретация таких политических явлений, как политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и т. п.;
· теория управления социально-политическими процессами, отражающая динамические аспекты функционирования политических систем и изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни;
· теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений.
В генезисе политологии просматривается тенденция дифференциации политологических знаний. Ныне политология фактически предстает как система политических наук, включающая в себя, по крайней мере, следующие дисциплины: философию политики, историю политических учений, политическую социологию, политическую историю, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию и теорию международных отношений. В своей совокупности они образуют целостное политологическое знание. Однако за политологией сохраняется статус комплексной научной дисциплины, синтезирующей выводы других политических наук.
Популизм – разновидность политической деятельности государства или других политических институтов, структур и политических лидеров, которая допускает в качестве основных средств оправдания или достижения выгодных целей прямую апелляцию к общественному мнению, опору на массовое настроение. Как правило, популизм ориентирован на упрощение политической ситуации, поиск обращённого к народу лозунга, реализация которого будто бы обеспечит быструю ликвидацию всех бед и проблем.
Политические требования популистского толка общедоступны для понимания широкими социальными кругами и рассчитаны на такую привлекательность целей, которая может обеспечить их массовую поддержку. Наиболее ярко популизм проявляется в правлении режима, возглавляемого харизматическим лидером.
Нередко популизм связан с манипулированием общественным мнением, камуфлированием настоящих политических намерений, борьбой политических элит. В то же время популистские меры могут служить и частью рационального политического курса, элементом обеспечения массовой поддержки легитимных целей.
Посольство – возглавляемое послом постоянное представительство какого-либо государства на территории другой страны. Оно создаётся по соглашению между ними с целью осуществления дипломатических отношений. Для обеспечения эффективного осуществления возложенных на посольство функций его сотрудники пользуются дипломатическими привилегиями.
Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, которые обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению – эту часть прав называют свободными. Обычно к ним относят свободу слова, печати, собраний, совести. Разграничение прав и свобод носит, известно, условный характер, т.к. каждое право – это в полном смысле свобода. А каждая свобода есть право свободно думать и действовать. Зафиксированные и действующие во многих странах мира права и свободы можно разделить на несколько групп: личные, социально-экономические, политические и социально-культурные права и свободы граждан.
К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли, совести, религии, убеждений и др. В этих правах и свободах воплощена идея государственной защиты личности как суверенной единицы, её законных интересов.
К социально-экономическим правам и свободам относятся: право на собственность, на труд, на отдых и свободное время, на социальное обеспечение, на обеспечение в случае болезни и др. В этом комплексе прав и свобод государство берёт на себя обязательство обеспечить человеку достойный уровень жизни, создать условия для его самореализации.
К политическим правам и свободам относятся: право на свободу убеждений и их свободное разрешение; право на получение и распространение информации; право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Декларирование и осуществление этих прав и свобод прокладывает тропу к народовластию, к созданию настоящей демократической системы.
К социально-культурным правам и свободам относятся: право на образование, на качественное медицинское обслуживание, на свободное участие в культурной жизни общества, в НТП и др.
Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти в государстве. Состоит из ряда министров и возглавляется премьер министром (ещё правительство называют Советом Министров). К компетенции правительства относится: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации; проведение единой государственной политики; разработка республиканского бюджета и отчёт о его исполнении; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, по защите интересов государства, по национальной безопасности и обороноспособности, охране общественного порядка и собственности, а также по борьбе с преступностью.
По конституции РБ, правительство РБ – центральный орган государственного управления, подотчётный президенту и ответственный перед парламентом; слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.
Представительная демократия – опосредованное участие граждан в принятии политических решений, в выборе ими своих представителей в органы власти, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
Президент – глава государства, избираемый либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его роль и функции обусловливаются типом государственного устройства.
Президент президентской республики одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Руководит внутренней и внешней политикой. Помимо широчайших полномочий в сфере исполнительной власти (верховный главнокомандующий, возглавляет работу кабинета министров), президент может вносить законопроекты, издавать указы, накладывать вето (законодательная власть), пользоваться правом на помилование и отсрочку исполнения приговора (судебная власть).
В президентской республике (наиболее типичный пример – США) президентская власть – главное звено государственного руководства, эта система власти характеризуется жестким разделением ветвей власти и гибким механизмом сдержек, противовесов и взаимозависимости.
В полупрезидентской (“смешанной”) республике (Австрия, Ирландия, Польша, Финляндия и др.), классическим образцом которой является Франция, президент, как и в президентской республике, – глава государства и верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, имеет право отлагательного вето на решения парламента, право на единоличное введение чрезвычайного положения, однако с утратой права роспуска парламента на этот период.
Правом законодательной инициативы в таких странах обладает не президент, а премьер-министр.
В парламентских республиках (Германия) полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, но по сравнению с главой президентской республики, он играет в системе государственного управления относительно более скромную роль. Президент, например, формирует правительство не по своему усмотрению, а из представителей партии или коалиции партий парламентского большинства. Реальным главой государства и первым лицом в политической иерархии парламентской республики является не президент, а премьер-министр (канцлер). Президент выполняет представительские и церемониальные функции.
Президентская республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит президенту.
Пропорциональная избирательная система – регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства. Предполагает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них (т.е. за партийные списки) голосов избирателей.
Прямое избирательное право – принцип избирательной системы, предполагающий непосредственное избрание гражданами кандидатов на государственные должности.
Путч (нем. putsch – переворот) – государственный переворот или его попытка, свершённый (-ая) небольшой группой заговорщиков.
Радикализм (лат. radix – корень) – 1) решительное бескомпромиссное осуществление намерений, стремление к коренному изменению существующего положения в том или ином деле; 2) буржуазно-политическое течение в общественно-политической жизни XIX века, программа которого сводится к проведению буржуазно-демократических реформ, которые не затрагивают основы социально-экономического строя. Радикальные партии некоторых стран защищают в основном интересы мелкой буржуазии, интеллигенции, среднего класса.
Разделение властей – один из основополагающих принципов демократического политического режима, эффективного функционирования политической системы в целом, государства в частности.
Принцип разделения властей предполагает чёткое разграничение функции политической и экономической власти в обществе, законодательной, исполнительной, судебной власти государства, центральной и местной.
Своеобразное преломление этот принцип находит в распределении компетенции и функций по властным вертикалям и горизонталям, внутри правительства.
Решающее значение в системе разделения властей имеет выделение в судебной власти внешнего контрольного органа – конституционного суда как арбитра в отношениях между властями.
На основе принципа разделения властей достигается относительная самостоятельность каждой из властей, строгое выполнение ими своих функций и невмешательство в деятельность других ветвей власти. Однако главное назначение разделения властей состоит в рассредоточении власти по нескольким субъектам и создание тем самым системы сдержек и противовесов каждой власти для того, чтобы ни одна из них не приобрела абсолютного значения.
Основоположниками концепции разделения властей являются философы-просветители Джон Локк (Англия) и Шарль. Монтескье (Франция). Оба усматривали в разделения властей главное условие недопущения в обществе бесконтрольной и абсолютной власти. Помимо этого, Монтескье данный принцип выводил из необходимости разделения труда в процессе осуществления власти и учёта постоянной борьбы за власть между различными социальными слоями. Последнее послужило для него основанием разделения властей между различными сословиями для достижения политического равновесия в обществе.
В наше время разделения властей стало принципом практики всех демократических обществ, одним из признаков правового государства.
Расизм – антинаучная реакционная система взглядов и практических действий, которая исходит из уверенности в физической или психологической неполноценности той или иной человеческой расы. Для расизма характерна ненависть к человеку, деление на деление “высших” (призванных руководить) и “низших” (неспособных к историческому творчеству). Расисты требуют оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своего государства и агрессивную захватническую, грабительскую политику по отношению к народам других государств. В XVI-XVIII веках расизм служил целям обогащения колонизаторов, в том числе за счёт уничтожения индейцев Америки, африканцев, миллионов людей Южной Азии, Австралии и Океании. Особенную античеловеческую роль в мировой истории сыграл “нордический миф” о превосходстве северной или нордической расы (немецкоязычное население) над всеми другими расами. Во времена гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. В ряде случаев расизм сливается с национализмом.
Результаты научных исследований показали полную необоснованность расизма. В Декларации о расе и расовых предрассудках, принятой на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (1978 г.), говорится о том, что разница в достижениях народов объясняется исключительно географическими, историческими, политическими, экономическими, социальными и культурными факторами. Против расизма сегодня свидетельствуют экономические и культурные успехи многих азиатских, латиноамериканских и африканских стран, которые стали на путь самостоятельного развития.
Ратификация (лат. ratus – утверждённый + лат. facere – делать) – утверждение органами верховной государственной власти международного договора или соглашения, заключённого полномочными представителями договаривающихся сторон. Ратификация придаёт договору юридическую силу.