ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 4 страница

Общественное мнение действует практически во всех областях жизни. Одновременно с этим оно имеет свои границы, которые определяются общественной значимостью обсуждаемых событий, явлений. Прогрессивная роль общественного мнения является наибольшей при сочетании обычного общественного сознания с теоретическими знаниями.

Нужно различать общественное мнение большинства и меньшинства. На общественное мнение большое влияние оказывает существующий социально-политический строй, экономическое положение, СМИ, образование, культура населения и ряд других факторов.

Многопартийная система – модель партийной системы, в которой более двух партий имеют достаточно сильное влияние, чтобы в результате выборов получить парламентское представительство и участвовать в формировании правительства.

Модернизация политическая– преобразование, совершенствование политической системы данного государства, всесторонняя демократизация общественных отношений в нём.

Монархия – форма правления или организация высшей государственной власти, которая характеризуется тем, что во главе государства находится монарх. Получение им власти не зависит от какой-нибудь другой власти, органа или избирателей. Известны два вида монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия подразумевает всевластие монарха, неограниченность его полномочий. Конституционная монархия характеризуется тем, что глава государства ограничен в своих полномочиях каким-нибудь другим органом власти (парламентом, советом и др.). Полномочия в таком случае могут распределяться между ними по-разному. В одних случаях монарх ограничен в сфере законодательства, но владеет сильной исполнительной властью. В других случаях власть монарха распространяется на законодательную сферу, но этом он практически лишён исполнительных полномочий. При этом его законодательная власть является, как правило, чисто номинальной, потому что любой законодательный акт, который от него исходит, требует подписи председателя власти. Такие монархи существуют сегодня в Великобритании, Швеции, Норвегии, Бельгии, Дании, Японии и др.

Моноцентризм – принцип управления, при котором политическая система управляет обществом и управляется сама из одного центра. Политические институты построены строго вертикально. Общество представляет собой пирамиду, на вершине которой находится главный политический институт (государство, партия и т.д.). Далее идут исполнительный аппарат и народ. Такая система не допускает существование свободных идей, отвергает политическую конкуренцию. В ней не существует обратной связи. В критических условиях (война, стихийные бедствия и др.) моноцентрические политические системы могут действовать высокоэффективно. Но в условиях политической и экономической стабильности моноцентризм играет отрицательную реакционную роль.

Народ – 1) в широком смысле это всё население определённой страны; 2) это термин, который употребляется для обозначения разных форм этнических общностей (племени, народности, нации); 3) это единое социальное целое, которое имеет общую историческую судьбу. В состав народа входят классы и социальные группы, но при их разнообразии в каждом конкретном обществе их объединяет общий магистральный интерес, который подчиняет себе всё что угодно (выживание в экстремальных условиях, преодоление кризиса, патриотизм и т.д.). Он консолидирует людей и делает народ полноправным субъектом политики.

Насилие политическое – средство, используемое теми или другими политическими силами для достижения, завоевания, удержания власти или воздействия на неё, а также для достижения неполитических целей, например, для личного обогащения правителя. Сущность политического насилия состоит в нанесении вреда человеку, социальной группе, в лишении свободы, здоровья, собственности, жизни. Субъектами политического насилия могут выступать различные политические институты: государства, партии, общественно-политические движения, организации, политические деятели, отдельные граждане.

Политическое насилие, осуществляемое государством, отличается открытостью, особой силой, масштабом, проводится специальными государственными органами. Государство может вести репрессивную экономическую политику, использовать безмерные налоги для ограбления народа, сверхинтенсивно использовать рабочие силы и др. Политическое насилие со стороны государства может проявляться в виде войн, репрессий против инакомыслящих, физического уничтожения подлинной или мнимой оппозиции, отдельных этнических групп.

Политическое насилие может осуществляться и силами оппозиционными по отношению к существующей власти или политической системе. Для этого ими часто используются такие формы насилия, как террористические акты, путчи, перевороты, бунты, восстания и др.

В современной политологии политическое насилие всё более попадает под критику, ставится под сомнение его эффективность в разрешении тех или иных социально-политических проблем. Основное внимание уделяется более широкому употреблению ненасильственных методов.

Национальная безопасность – состояние, характеризующее степень защищенности государства от внешних и внутренних факторов, угрожающих его суверенитету, национальным интересам, стабиль­ности общества, здоровью и благополучию граждан.

Национальная гордость – морально-политическое чувство личности, отражающее уровень её национального самосознания, побуждающее её к созидательным действиям на благо своего народа и государства. Подлинная национальная гордость – антипод национализма, национального самодовольства, чванства и высокомерия.

Национальная идея – доминирующие в национальном сознании представления, в которых данный народ выражает своё понимание себя как общности и смысл своего исторического существования. Исследователи обращают внимание на двуединый смысл национальной идеи. С одной стороны, она есть самоосознание (самоидентификация) общности себя в качестве нации, с другой – её послание миру о своем бытии, о своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея, как правило, есть краткое утверждение, своим исходным положением она в предельно сжатой форме подытоживает опыт исторического развития общности, содержит главный вывод из этого опыта относительно самого себя и одновременно установку – в явной или неявной форме – на направление её дальнейшего развития. Примером такого выражения национальной идеи является выдвинутая при Иване III, Великом князе Московском, формула “Москва – третий Рим”. Это – одновременно выражение и итог исторического развития русского народа, и его вывода о своём историческом предназначении, и понимания перспективы своего развития. Национальная идея, даже если она заявлена одной фразой, – это система исторически устоявшихся взглядов народа относительно самого себя. В различного рода произведениях, посвященных рассмотрению национальной идеи, её содержание обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов из области смысла жизни. Среди них вопросы о “начале” исторической судьбы народа, о его генетических истоках, его месте в мире, целях его существования, его исторической и культурной миссии, отношениях с соседними народами, основаниях его уникальности, особенностях национального характера и др. Национальная идея обычно содержит в той или иной форме указания на пространственное нахождение данного народа, на его принадлежность к той или иной более широкой общности, а также утверждение относительно устройства своей внутренней жизни (государственности) и перспектив своего развития. Национальная идея не изобретается, она естественным образом вырастает в процессе исторического развития общности из совокупности ментальных черт и ценностей данного народа, которые определяют его самобытность и “узнаваемость” другими. Неправильно было бы понимать национальную идею как некую магическую фор мулу, которая указывает народу короткий путь к счастью. Попытки изобрести и предложить народу подобные формулы время от времени предпринимаются. Разумеется, при этом могут быть сформулированы и какие-то привлекательные девизы и лозунги чрезвычайной важности с точки зрения насущных интересов народа. Эти идеи, естественно, могут способствовать дальнейшей консолидации нации, мобилизации её усилий на решение стоящих перед ней задач. Однако они не могут заменить собой исходную жизненную установку народа, которая формируется веками. Нациями, как известно, не рождаются, ими становятся в процессе развития социально и общности. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия. Анализ национальной идеи традиционно является предметом повышенного внимания исследователей.

Национальная политика – деятельность субъектов политики по гармонизации взаимоотношений наций и народностей, удовлетворению их интересов, предупреждению и разрешению межнациональ­ных конфликтов.

Национальное государство – особый тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации.

Национальные отношения – взаимоотношения людей, принадлежащих к разным этносам (сегодня в мире насчитывается около 5 тысяч народов). Национальные отношения являются специфической формой общественных отношений и тесно связаны с социально-экономической, политической и духовной сферами жизни общества. Политические аспекты в системе национальных отношений являются главными, т.к. политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами. В развитии национальных отношений существуют две главные тенденции: 1) это процессы национального сближения, объединения, интеграции стран и народов; 2) это процессы национального развития и разграничения. Проблема национальных отношений занимает очень важное место в политической жизни всех стран мира, более 90 % которых являются многонациональными.

Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, которые проявляются в процессе внутригосударственных и межгосударственных отношений. Национальный вопрос включает в себя проблемы: национальной неравности; деления наций на привилегированных и бесправных великодержавных и притеснённых; неравности экономического и культурного развития разных наций; существования национальных конфликтов, враждебности и подозрительности. Каждая из этих проблем национального вопроса может иметь разную степень напряжённости и масштабность правления. Национальный вопрос всегда имеет конкретно историческое содержание, которое включает в себя совокупность национальных проблем на данном этапе развития той или иной страны. Пока существуют нации – будет существовать и национальный вопрос в тех или иных аспектах. Основными принципами демократического урегулирования национального вопроса являются: принцип национального самоопределения; принцип полного равноправия наций и граждан независимо от языка, религии, расы и национальности.

Ненасилие в политике – концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования силы, насилия при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, и ставящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.

Новый мировой порядок – идеальная модель подлинно демократических и гуманных международных отношений будущего.

Номенклатура (лат. nomenciatura – роспись имён) – 1) перечень должностей, замещаемых данным органом государственной власти (парламентом, правительством, президентом, министром и др.); 2) совокупность должностных лиц, назначенных соответствующим органом власти; 3) правящая партийная и государственная элита в СССР.

Нонконформизм – неприятие господствующих в обществе традиций, взглядов. Нонконформист – это человек, не принимающий существующего порядка вещей. Нонконформизм в политике есть неприятие существующей политической системы, проводимого политического курса и лиц, его осуществляющих.

Общественная организация – объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную вертикальную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Создаётся такая организация обычно для решения социальных проблем и реализации общественных интересов.

Общественное движение – совместная деятельность граждан, преследующих определённые общественные цели, но не имеющих завершённой организационной структуры и фиксированного член­ства.

Общественный идеал – образ совершенного, разумно устроенного, гуманного общества. В соответствии с идеальными представлениями об обществе определяются цели социально-политической деятельности, пути и средства их достижения.

Общество гражданское – совокупность негосударственных общественных организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управленческом процессе и контроль с их стороны за деятельностью государства.

Центральной проблемой гражданского общества все его исследователи определили противоречие между государством и обществом.

В “Философии права” Гегель видел в гражданском обществе сообщество людей, для которых характерны экономические связи, связи через потребности людей, правовые учреждения, через внешний порядок по охране их общих и особых интересов. В этом обществе “каждый для себя цель, все другие суть для него ничто”. Поэтому государство по Гегелю, – система всеобщего интереса, а гражданское общество – система частного интереса. При столкновении интересов государства и гражданского общества интересы последнего должны уступать, так как государство выступает высшей властью, навязывает свою волю гражданскому обществу.

Маркс в “Критике гегелевской философии права” концентрированно выразил суть гражданского общества 40-х годов XIX века как последовательное проведение принципа индивидуализма. Принципом будущего гражданского общества он считал коллективизм и труд не только как средство для жизни, но и как способ самоутверждения личности.

В противоположность Гегелю Маркс не противопоставлял государство гражданскому обществу, а искал способ разрешения противоречий между ними на путях сближения. Один из таких путей он видел в широком участии граждан в политической жизни, в реализации власти государства.

Анализ современного мирового опыта позволяет оценивать гражданское общество как такое состояние общества, где не человек существует ради государства, а государство ради человека, а все социальные слои имеют гарантированное государством право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы.

Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, приоритетов и норм, отражающих духовно-нравственный опыт человечества, объединяющих людей в их стремлении к миру, достойной жизни, равноправному и взаимовыгодному международному сотрудничеству.

Олигархия (греч. oligarchia – власть немногих) – власть немногих в государстве или в мире финансов. Первоначально олигархия определялась как власть небольшой группы богачей. Традиционно во все времена она была предметом критики. По Платону, олигархия плоха тем, что выше всего ставятся деньги; невысоко ценится добродетель, мудрость, храбрость; общество распадается на враждебные силы: богатых и бедных, вследствие чего растёт число нищих и, соответственно, множится их сила. Ненависть к олигархии переходит в победу бедняков.

В настоящее время под олигархией подразумевается власть немногих; сама правящая группа или элита, которая властвует.

Омбудсмен (швед. ombudsman – представитель чьих-то интересов) – должностное лицо в парламенте, наблюдающее за законностью действий государственных органов и за соблюдением прав и свобод граждан.

Оппозиция (лат. oppositio – противопоставление) – организованная группа людей или партий, которая в своих оценках противостоит программе, политике, мнению большинства или подавляющему большинству в целом.

По сферам проявления оппозиция бывает парламентской и внутрипартийной. Парламентская оппозиция создаётся из депутатов парламента или парламентской фракции какой-нибудь партии, которые не поддерживают существующее правительство, критикуют его деятельность, пользуются случаем поставить вопрос о доверии правительству. Ещё парламентской оппозицией называют организованную критику правительства в СМИ, организацию акций протеста (митингов, демонстраций, пикетов). Внутрипартийная оппозиция всегда свидетельствует о кризисе в партии и действует недолго. Дело заканчивается расколом, исключением оппозиционеров из партии или нахождением компромисса.

По характеру отношения к правящей власти и партии различают следующие разновидности оппозиции: умеренную; лояльную, готовую к соглашению и поддержке властей; конструктивную (разрушительную), абсолютно отвергающую проводимый курс.

По условиям, в которых действует оппозиция, она может быть легальной и нелегальной.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная орга­низация, учреждённая 27 апреля 1945 года на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества.

Организация политическая – устойчивое структурированное объединение граждан-единомышленников, претендующее на пред­ставительство или представленное в органах государственной власти, выражающее политические интересы определённых социальных групп.

Отношения политические – взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разделение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами, передача волевых побуждений от одного субъекта к другому.

Политические отношения складываются между отдельными субъектами политики, т.е. теми, кто непосредственно участвует в политической жизни общества и в той или иной степени влияет на неё.

Политические отношения регулируются специальными нормами – правовыми и политическими; действует специальный механизм структуры, ролей, функций групп.

Охлократия (греч. ochlos – толпа, чернь + греч. kratos – власть) – власть толпы, улицы; примитивная антигосударственная форма властвования. Охлократии присуще непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо политическим институтам. Однако в отличие от совместимых с государственностью форм самоуправления, охлократия противопоставляется государственным институтам и праву, а также подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности в смысле самовольства.

Пакт (лат. pactum – договор) – 1) международный договор, по которому договаривающиеся стороны обязываются совещаться по интересующим их вопросам (консультативный пакт) либо действовать определённым образом в данном регионе (региональный пакт); 2) формальное (открытое, письменно закреплённое) либо неформальное (тайное, письменно неоформленное) соглашение об основополагающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влиятельными политическими силами (напр., оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты). Своеобразный “джентльменский” характер пакта хоть и не устраняет разногласий, противоречий и конфликтов между сторонами, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и в какой-то мере снижает опасность односторонних акций.

Панисламизм – религиозно-политическая доктрина. В её основе – идея единства мусульман всего мира и необходимости их политического объединения, призывы к исламской солидарности, созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять влиянию немусульманского мира.

Парадигма (греч. paradigma – пример, образец) – признанная всеми совокупность научных достижений, которая в течение длительного времени даёт учёным образец, модель постановки проблем и их решений.

Понятие парадигмы введено в научный оборот в 20-е годы XX века американским ученым Т. Куном для определения специфики теоретических достижений в общественной науке в целом. Согласно ему, парадигма характеризует своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы.

Для политической науки фундаментальными являются те парадигмы, которые имеют отношение к самой сущности и природе политики, определяют основные источники её развития, а также границы и масштабы социального существования.

Парадигма в политической науке объединяет группу разнородных теорий, направленных на объяснение природы и происхождения политики через воздействие других сфер общественной жизни или свойств политического субъекта. Так, марксистская парадигма объясняла происхождение и природу политики основополагающим влиянием экономических отношений. Известность получила парадигма детерминации политики правом, в связи с чем в конституции усматривается источник основных политических процессов. Культурно-антропологическая парадигма в качестве источника и смысла политической жизни выдвигает человека и т. д. Идеи многообразия и внутренней противоречивости политической жизни и одновременно единство идеалов, основных социально-культурных ориентиров населения характеризуют подход, в соответствии с которым революции и острое противодействие в обществе считаются аномалиями политической жизни, а назначение политики сводится к поддержанию состояния “социальной солидарности” (парадигма. конфликта и парадигма консенсуса).

Выделение основных парадигм ведёт к упрощению и схематизации научного знания. Вместе с тем оно позволяет объяснить связь политических и социальных теорий с другими научными исследованиями, увидеть, как меняются представления о политике.

Парламент – высший орган законодательной власти, представительное коллегиальное общенациональное учреждение, выполняющее следующие функции: разработка и принятие законов; контроль над деятельностью правительства и расходованием бюджетных средств; назначение выборов, референдумов.

Первый парламент был создан в Англии в 1265 году и состоял из Палаты Лордов (аристократия) и Палаты Общин (класс имущих).

На современном этапе в РБ парламент состоит из Палаты Представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата). Срок полномочий парламента в РБ – четыре года.

Парламентская республика – форма государственного правления, где основные полномочия сконцентрированы в руках парламента. Он выбирается гражданами страны и является единым избирательным органом в государстве. Парламент формирует правительство, которое сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента. В парламентской республике управление страной осуществляется правительством, а его руководитель фактически является главой государства. При определённых обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы. Такая система существует в Австрии, Италии, Швейцарии и других странах.

Парламентские партии – партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, т.е. самого парламента, а также местных, коммунальных, региональных и других правительственных органов.

Партия политическая – добровольный союз, который: связан идеологическим единством, общими политико-экономическими, социально-классовыми, культурно-национальными и другими интересами и идеалами; стремится активно участвовать в политической жизни общества; имеет целью завоевание политической власти или участие в осуществлении власти в государстве.

Зачатки партии появились ещё в древности в виде сословных групп, которые отражали заинтересованность разных слоёв господствующего класса и боролись между собой за власть.

В XIX веке с созданием партий и движений появились разные точки зрения, объясняющие происхождение и сущность этого сложного политического феномена: 1) партия как идеологическая совокупность людей; 2) партия как организация, которая базируется на дисциплине и субординации; 3) партия как представитель определённого класса. В современной политологической литературе существует более 20 определений партии.

Массовые партии характеризуются многочисленностью (до сотен или даже тысяч человек), идеологической ориентированностью и преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, наличием тесной связи аппарата и партийных масс, а также сравнительно жёсткой организацией.

Патриотизм (греч. patriots – соотечественник) – любовь к родине, отчизне, преданность ей, стремление служить её интересам. Патриотизм есть эмоциональное отношение к родине, которое выражается в готовности служить ей и защищать её от врагов.

Неправомерны, ненаучны и абсурдны современные попытки отдельных политиков делить людей на патриотов и не патриотов на основе различий во взглядах на пути социально-экономических и политических преобразований.

Персона грата (лат. persona grata – желательная особа) – дипломатический представитель, на назначение которого в качестве главы дипломатического представительства дано согласие правительства страны, в которую он назначен; любой другой дипломатический работник, получивший разрешение (въездную визу) на въезд в страну своего местонахождения.

Персона нон грата (лат. persona non grata – нежелательная особа) – особа, на назначение которой в качестве главы дипломатического представительства не дано согласие руководства страны, в которую её намеревались назначить; любой дипломатический работник, которому руководство страны, в которой он находится, по определённым причинам предъявляет требования о выезде.

Плебисцит (лат. plebiscitum – решение народа) – один из видов народного голосования. В международных отношениях плебисцит применяется при опросе населения территории о его принадлежности к той или иной стране.

Плюрализм политический – один из принципов организации общества, согласно которому общественно-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых и совместно с этим автономных социальных и политических групп, партий и организаций, идеи и программы которых находятся в постоянном противопоставлении, конкурентной борьбе. Плюралистическая организация предупреждает монополизацию общества и, прежде всего, власти с помощью разного рода противопоставлений.

Политический плюрализм расширяет потенциал социального обновления, возможность зарождения и реализации альтернативных вариантов прогресса, содействует всестороннему развитию личности. Он подтверждает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедовать их, уважение к инакомыслящим, принципы дискуссий и компромисса в политическом процессе.

Концепция политического плюрализма выросла с либерализма. Большой вклад в его развитие внесли Г. Ласки (впервые ввёл в научное обращение термин “плюрализм”, с латинского pluralis – множественный), Д. Мэдисон, Э. Бернштейн и др. Согласно доктрине политического плюрализма, индивид и группа первичны по отношению к политическим структурам, к государству. Эта система в той или иной мере стремится к централизации, к плюрализации центров власти, которая в идеале должна быть разделена между общественными группами. Никакая отдельная организация не может и не должна представлять всё общество и навязывать ему свою волю. Общественные интересы формируются на основе баланса частных интересов. Соответственно принципам политического плюрализма, никто не имеет права владеет монополией на окончательную, высшую истину, на единый рецепт достижения всеобщего благополучия и счастья. Свободная борьба идей и интересов, соперничество организованных общественных групп считается натуральным положением здорового социального организма.

Поведение политическое – образ действия в сфере политики, вид участия (неучастия) в политической жизни общества, конкретная повседневная политическая деятельность индивида, социальной группы, выражающаяся в оценках, позиции, определённых действиях. Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы, и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием.

Само политическое участие – это вовлеченность в той или иной форме людей, групп, классов, этносов в процесс политико-властных отношений данного общества или международного сообщества.

Политическое поведение индивида служит прежде всего средством его самореализации, самовыражения. Но объективно в конечном счёте оно может способствовать и изменению политической реальности.

Политическое поведение бывает организованным (посещение предвыборных собраний, голосование, участие в митингах, собраниях) и стихийным (спонтанным), не санкционированным со стороны. Чем выше уровень стихийности, тем большая роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам.

Исследование политического поведения социальных групп, отдельных личностей породило к середине 30-х годов XX века на Западе целое направление в науке, так называемый “поведенческий подход к политике”, соединяющий психологические и политические знания. Так, американский учёный Ч. Мерриам, рассматривая проблемы политической науки, предложил выявить специфику политического поведения индивида, социальных групп, движений эмпирическим путем, количественными методами, совмещая в анализе приемы эмпирической социологии и социальной психологии.