ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 3 страница

Кадровые партии – партии, объединяющие в своих рядах небольшое число профессиональных политиков и известных общественных деятелей и опирающиеся на финансовую поддержку состоятельных слоёв общества.

Классы – большие группы людей, которые отличаются по отношениям к средствам производства, по месту в исторически определённой системе общественного производства, по роли в общественной организации труда, а также по размерам и способам получения прибыли. Это определение, данное В. Ленином, указывает на то, что место, роль и цели классов в обществе различны. Добиваясь достижения этих целей, классы вступают в сферу политической борьбы и становятся субъектами политики.

Клика (франц. clique – шайка, банда) – в политической жизни это группа властителей, которая имеет исключительно узкие, корыстные, часто преступные цели. Клика действует только в своих интересах, имеет целью только личную выгоду и игнорирует выгоду всего общества. В обществе с сильными бюрократическими структурами и демократическими институтами возможность для появления клики ограничена. Термин “клика” больше используется как сильное словцо в острой политической борьбе.

Консенсус (лат. consensus – соглашение, единодушие, согласованность) – наличие между двумя и более индивидами схожих познавательных и практических ориентаций, которые позволяют им установить взаимопонимание и взаимодействие в разных ситуациях. В более узком (специфическом социальном) смысле, консенсус – это соглашение значительного большинства любого сплочения относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, что выражается в согласованных действиях людей и обуславливает существование и функционирование данного сплочения.

Консенсус – это своеобразный антипод конфликта. Консенсус обозначает наличие между двумя и более субъектами похожих ориентаций по каким-либо проблемам общественной жизни. Исходным пунктом для достижения консенсуса является признание чужих интересов, права на их существование.

Консерватизм (лат. conservare – сберегать) – разновидность идейно-политического течения, которое выделяет в качестве основных требований сохранение морального порядка и натурально-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Несмотря на множество оттенков, форм и направлений, отражающих интересы разных общественных групп на разных этапах исторического развития, консерватизм имеет определённую систему ценностей. Главная роль жизнедеятельности общества отдаётся частной собственности, которая трактуется в качестве гаранта личной свободы и социального порядка. Одним из самых важных принципов консерватизма является традиционализм, означающий: приверженность к традициям, ко всему неизменному и постоянному; признание существующего всеобщего морально-религиозного порядка; уверенность в природной неравности людей; уверенность в ограниченных возможностях человеческого разума. Свобода, в соответствии с концепцией консерватизма, никогда не может быть отчуждённой от моральных предписаний.

Консерватизм оправдывает мощную власть, задачей которой является поддержание законов в государстве. В то же время исполнительная власть должна быть ограничена моральными и конституционными нормами. Для консерваторов характерны отрицательные отношения к идее социальной равности.

Конституционализм – 1) наличие законов или конституций, регулирующих государственное правление (в Великобритании, например, данное понятие вовсе сводится к набору юридических и неюридических законов, на основании которых создаётся система управления. До настоящего времени в Великобритании не установлено подчинение правительственной деятельности какому-нибудь одному конституционному документу. Почти в каждой второй стране термин “конституционализм” означает набор чисто юридических законов, собранных в одном или нескольких тесно связанных между собой документах); 2) установление и функционирование политических систем, которым характерна философия ограниченной власти.

Конституция (лат. constitutio – устройство) – основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающей высшей юридической силой, закрепляющий политическую и экономическую системы данного государства, а также устанавливающий принцип и порядок образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Консул – высшее избираемое лицо в Древнем Риме (в период республики); в современном международном праве это должностное лицо, уполномоченное представлять государство, защищать его правовые, экономические и другие интересы его юридических лиц и граждан в каком-либо городе (районе), другом государстве, которые носят название консульской округи.

Контрреволюция – реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно, как правило, не отдают власть, то контрреволюционное сопротивление в той или другой форме сопровождает всякую революцию.

Конфедерация – политический союз суверенных государств, которые сохраняют независимое существование и объединяются только для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных. Конфедерация имеет центральные органы, которые обладают полномочиями, установленными по соглашению её членов. Решения центральных органов, которые принимаются по принципу единогласия, вводятся в соответствующих странах только с согласия их органов власти и управления. Единой политической, правовой, экономической, налоговой системы конфедерация не имеет. Государства, образовавшие конфедерацию, имеют самостоятельное гражданство, валюту, армию и т.д. Правовой формой образования конфедерации является договор. Конфедерация как форма объединения государств встречается относительно редко и, как правило, носит временный характер. Конфедерацией были: Швейцария с 1281 г. по 1818 г.; Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии) с 1982 г. по 1989 г. Современные формы конфедерации: сообщество, пакт, договор, военно-политический союз.

Конфликт политический – столкновение двух или более противоположных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. В качестве субъектов конфликта могут выступать: индивиды; малые и большие группы, формально организованные в специальные объединения или возникшие на неформальной основе (в виде, например, политизированных социальных движений, экономических и политических групп, осознающих и преследующих определённые цели).

Политический конфликт есть состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценность и определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение вреда или уничтожение соперника. Сущность конфликта проявляется в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению втянутых в конфликт групп и индивидов, которые субъективно воспринимают своё место в обществе и свои отношения к другим людям, группам и институтам.

Политические конфликты возникают из противоречий, которые объективно существуют между социальными группами или сообществами и объединениями. Если противоречия долгое время не решаются мирными средствами, то они неизбежно перерастают в конфликт.

Конформизм (лат. con – с, вместе + forma – вид, форма) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующей мысли и т.д.; согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мыслям; отсутствие личных позиций (беспринципность и некритическое следование любому примеру (авторитету, традиции и т.п.), который владеет наибольшей силой давления); отсутствие сопротивления преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними, которые не высказываются.

Конформизм политический – пассивное отношение человека к политической действительности, некритическое восприятие идей и действий субъектов политики, отсутствие собственных политических принципов и убеждений.

Корпоративное государство – термин, используемый для обозначения одной из форм авторитарного режима – политического корпоративизма. Идеи корпоративизма наиболее полно были воплощены в фашистской Италии и национал-социалистической Германии в 20-30-е гг. XX века.

Космополитизм (греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – идеология так называемого “мирового гражданства”, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет и провозглашающая право каждого человека, независимо от его принадлежности к конкретной стране, стать гражданином мира. Космополитами в политическом лексиконе называют людей, лишённых чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свою родину, культуру, традиции и свершения своего народа.

Кризис власти – понятие, которое характеризует потерю политической властью одной из основных свойственных ей черт – суверенитета, авторитета, наличия воли и аппарата принуждения. Говорить о наличии политической власти в обществе можно только в том случае, если ей присущи все названые черты без исключения. Кризис политической власти, который в обществе чаще называют безвластием, по сущности, обозначает переход власти от одной политической силы к другой.

Культ личности – крайне завышенная оценка роли и функций политического лидера в истории; поклонение этому лидеру. Культ личности выступает закономерным результатом и одной из предпосылок тоталитарного режима, хотя встречается и в авторитарном и демократическом режимах. По своей сущности культ личности – воссоздание язычницкого идолопоклонства, что находит, в частности, своё отражение в памятниках, мавзолеях, мемориальных комплексах, религиозно-политических ритуалах и др. Идейные истоки культа личности лежат в тоталитарной идеологии, в её претензии на монопольную власть, универсальную и всеобщую значимость. “Родители” такой идеологии наделяются качествами пророков, а сама идеология, по их мнению, является единственно настоящей и верной.

Благоприятной средой культа личности является патриархальная политическая культура, которая исходит из веры в доброго царя или руководителя, из принятия жестокой иерархической организации общества. Однако главной непосредственной причиной культа личности является большая концентрация политической, экономической и социальной властей в руках одного политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех “низших” не от результатов своей работы, а от верности системе или лидеру, преданности начальству. Отражаясь в массовом сознании, всё это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность.

Культура политическая – совокупность норм поведения, которые относятся к сфере взаимоотношений власти и граждан. Она является диалектическим единством знаний политики, отношений к политике и реальному политическому поведению, взятому вместе с продуктами политической деятельности.

В структуре политической культуры можно выделить три главных элемента: когнитивный, нормативно-оценочный и элемент поведения. При характеристике структуры политической культуры в её когнитивном уровне выявляются такие компоненты, как политические знания, политическая образованность, способ политического мышления. Нормативно-оценочный элемент включает политические чувства, оценки, традиции, идеалы, политическую уверенность. Существование элемента поведения связано в основном с политическими установками и типами политической активности; данный элемент характеризуется развитыми политическими учениями и науками политической деятельности.

Различают политическую культуру общества, социального сообщества и личности. Политическая культура представляет собой синтез политических культур всех классов общества и других социальных сообществ при доминирующей роли культуры господствующего класса или социальной группы. Она носит на себе следы политических культур и традиций, полученных от прошлого в наследство.

Культура политического поведения – степень воплощения в по­ступках (действиях) личности политических, правовых и нравственных норм, регулирующих общественные отношения, взаимосвязи участников политического процесса.

Культурные права – права, гарантирующие духовное развитие человека и включающие: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Культурология политическая – специфическое направление в политической науке, которое исследует социокультурные процессы в политической жизни. Основной акцент делается на изучение: ценностных представлений граждан; особенностей формирования политической ментальности; механизмов политической культуры; обеспечения культурной преемственности и др. При этом политико-культурологические исследования, ориентированные не только на описание, но и на понимание сложившихся ценностей, символов, стереотипов и др., на изучение разнообразных индивидуальных и групповых интересов, стимулируют участие человека в политической жизни общества.

Курс политический – долговременное направление деятельности политических институтов по реализации одной или нескольких стратегических задач.

Политический курс оформляется в виде политических деклараций, политических платформ, программных документов, конституций в качестве основы политической деятельности государства и его политических партий и иных политических институтов.

Определение и выработка курса политического государства обусловливаются характером политической системы, особенностями государственных структур, количеством партий в стране. При однопартийной системе политический курс правящей партии становится государственным политическим курсом. В условиях реальной многопартийности он для всей страны определяется партией, победившей на выборах или партиями – участницами коалиционного соглашения.

Политический курс призван отражать потребность общественного прогресса, общий уровень политической культуры общества, место и роль политического института в масштабе политической власти и отношений, характер политической власти и состояние политического процесса.

Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной перемены насильственной перестройки государственных границ. Она выражает осознание преобладания общепринятого порядка над захватом власти силой, завоеванием, нарушением общепринятых норм.

Легитимизация – процедура общественного признания какого-нибудь действия, действующей особы, событий или фактов; в политике – её признание, пояснение и оправдание.

Либерализм (лат. liberalis – свободный) – учение и общественно-политическое течение, которое включает установку на обеспечение свободы личности и других общественных и политических прав индивида, а также ограничение сферы деятельности государства. Понятие “либеральный” распространяется на все основные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную.

В экономической сфере либерализм выступает с требованием полного освобождения экономической деятельности из-под опеки государства, защищает свободу рыночных отношений, частное предпринимательство. Индивидуальная свобода, которая заключается в обеспечении как можно большей свободы экономической деятельности, прав на собственность, равности шансов, прав и возможностей реализовать свои жизненные цели, а также возможности автономно выбирать сферу деятельности, является в либерализме ключевой.

В политической сфере либерализм провозглашает свободу, которая не зависит от каких-либо критериев государственного строя, свободу создания всех возможных союзов, партий, организаций. Государство, по либералам, должно выполнять строго обозначенные функции – поддержку общественного порядка и внешнюю защиту. С либерализмом тесно связана концепция разделения и взаимного контроля властей, а также дух доброжелательности и компромисса. Свобода может существовать только под контролем закона.

В духовной сфере либерализмом провозглашается свобода волеизъявления взглядов. При этом преимущество отдаётся не свободе коллектива, а свободе личности, индивида.

Лидер политический – формальный или неформальный авторитет, имеющий фактическое влияние на всех, кто его окружает. Политический лидер благодаря набору специфических социально-психологических черт и своему общественному положению может влиять на ход политических процессов. Он замыкает иерархию социальных носителей власти, являясь, как правило, главой государства, руководителем политической партии, организации, движения. Политический лидер должен быть способным участвовать в принятии политических решений на всех уровнях, правильно оценивать альтернативные варианты, владеть прочной общественной позицией, быть непримиримым с несправедливостью, беззаконностью и отступлениями от принципов общечеловеческой морали, а также уметь взаимодействовать с рабочими коллективами и общественными организациями, учитывать общественное мнение и плюрализм взглядов, убеждать и вести за собой людей. Чем выше степень соответствия политического лидера нуждам общественного развития, тем более значимо его влияние на ход политического процесса.

Лидер харизматический – личность, наделённая авторитетом, источник которого заключается в её исключительных качествах (особых талантах, дарованиях).

Лидерство политическое – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю организацию, группу или общество в целом.

Лоббизм (англ. lobby – кулуары) – одна из разновидностей групп давления. Действует в форме разнообразных комитетов, комиссий, советов, бюро, которые создаются при законодательных и правительственных организациях. Основная их задача – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с целью оказания непосредственного, прямого влияния на принятие решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий и др.) в интересах представляемых ими организаций. Среди методов лоббизма выделяют: информирование, консультирование, подкуп, угрозы, шантаж и др. Лоббизм как политическое явление возник в США, а потом постепенно распространился на другие страны. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 г., однако конституционным лоббизм стал только через восемь лет. Сегодня количество лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов двух палат Конгресса. В Англии их называют парламентскими агентами.

Лозунг политический – призыв, выражающий в краткой форме руководящую идею (задачу, требование, принципиальную позицию) участников политического процесса.

Мажоритарная избирательная система – регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе.

Макиавеллизм (от имени итал. политического деятеля и учёного XVI в. Николо Макиавелли) – образ политической деятельности, который не гнушается никакими средствами для достижения поставленных целей.

Согласно Макиавелли, в политике нужно руководствоваться принципом реализма, которые предполагает учёт в деятельности подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Политический деятель должен руководствоваться разумом и опытом, хорошо знать современную жизнь. Он должен сочетать в себе черты льва и лисицы, а в чрезвычайных условиях, когда “народ развращён”, применять исключительные меры, в том числе и репрессии. Морали и религии, по Макиавелли, нет места в политике.

Термин “макиавеллизм” также используется для обозначения беспринципной и аморальной политики.

Манипулирование в политике – социально-психологическое и политическое воздействие на общественное сознание и поведение в целях навязывания массам “удобных” определенным властным и общественным структурам идей, оценок, стереотипов, представлений и решений, а также непопулярных социальных мер. Манипулирование в политике опирается на дезинформацию, ориентируется не на объективную политическую действительность, а на символическую реальность.

Марксизм – система взглядов и учение Карла Маркса (продолженное Владимиром Ленином). Некоторые идеи Марксом разрабатывались совместно с Энгельсом. Учение в дальнейшем подвергалось многочисленным интерпретациям последователями Маркса в различных странах в конце XIX и в XX в. Марксизм возник как результат критического осмысления противоречий капиталистического общества, “с одной стороны, III классовых противоположностей между имущими и неимущими, наемными рабочими и буржуа, а с другой – царящей в производстве анархии” (Ф. Энгельс). Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Гегель и Фейербах), английская классическая политэкономия (Смит и Рикардо) и французский утопический социализм (Сен-Симон и Фурье). Нацеленный на преобразование общества – переход от капиталистического общественного устройства к коммунистическому, – марксизм обосновывает этот процесс философской, экономической и социально-политической аргументацией. В этой связи в нем обычно различают три составные части: философию, политэкономию и учение о социализме (коммунизме). Поставив в центр своего внимания рабочий класс как основную движущую силу преобразования общества, марксизм стремился соединиться с рабочим движением и фактически стал теоретической основой программ социал-демократических, а затем коммунистических партий во всем мире. После революции 1917 года в России и аналогичных революций в ряде других стран марксизм являлся официальной идеологией в СССР и странах Восточной Европы вплоть до рубежа 80-90-х годов XX в. В связи с кризисным состоянием советского общества в конце 90-х годов и последующим распадом СССР авторитет марксизма резко снизился. Однако, несмотря на имеющиеся сложности, эта идейная традиция продолжает развиваться. Трудности с утверждением либеральных идей на постсоветском пространстве способствовали тому, что интерес к марксизму вновь стал возрастать.

Масоны – члены тайного общества “вольных каменщиков”. Масонское движение оформилось на рубеже XVII-XVIII веков в Великобритании, а вслед за этим появилось во Франции и других странах Европы.

Массовые партии – организованные и дисциплинированные образования с установленным членством, ориентирующиеся на привлечение большого числа членов с целью обеспечения финансовой поддержки своей деятельности посредством членских взносов.

Межгосударственные отношения – взаимодействие и сотрудничество независимых национальных государств.

Международное сотрудничество – взаимодействие субъектов мировой политики, цель которого – формирование и поддержание стабильной международной среды, благоприятной для взаимовыгодного сотрудничества и прогрессивного развития.

Международные организации – межправительственные и неправительственные объединения, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению глобальных проблем и развития всестороннего сотрудничества между народами и государствами.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики.

Международные политические отношения – вид отношений между основными субъектами мировой политики, регулируемых нормами международного права и общепризнанными демократическими принципами.

Международный Билль о правах человека – совокупность основных международно-правовых документов, в которых определены права человека: Всеобщая декларация прав человека; Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах, включая два факультативных протокола к нему. Декларация представляет собой манифест главным образом морального значения. Пакты – договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств.

Международный политический процесс – политическая жизнь мирового сообщества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие государств и других субъектов мировой политики с целью реализации общечеловеческих и национальных интересов, решения глобальных проблем современности.

Менталитет – совокупность устойчивых, общераспространённых в той или другой группе представлений, которые выражают особенное виденье причастных к ней людей, политических и социальных реальностей. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и другие взгляды, менталитет выражает образ, характер, способ группового политического мышления, характеризуя устойчивое положение настроенности мыслей группового субъекта политики.

В зависимости от сложившегося менталитета нация, народ, класс и другие сообщества и группы владеют определённой восприимчивостью к тому или иному типу идеологии, культурным нормам, политическим требованиям и т.д. Вместе с тем менталитет способен оказывать относительно автономное воздействие на политическое поведение субъектов.

Меритократия (лат. meritus – достойный + греч. kratos – власть) – буквально: власть, основанная на заслугах.

Термин введён в употребление английским социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям “аристократия” и “демократия”. Меритократия – власть или управление, осуществляемые лицами, выдвинутыми на руководящие посты за их выдающиеся достоинства и способности. Концепция меритократии призвана оправдать политические и экономические привилегии новой ин­теллектуальной элиты, якобы вносящей наибольший вклад в благосостояние всего общества. Представляя собой модернизацию традиционных теорий элиты в западной политологии, меритократия рассматривается то как власть группы людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности (Парето); то как наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Моска); то как люди обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой; наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гассет), и т. д.

Концепция меритократии, как и другие разновидности теории элит, несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, исходит из естественного неравенства людей, предопределяющего извечное деление общества на элиту и массы, из необходимости элиты как движущей силы научно-технического и социального прогресса, из неизбежности господства одних и подчинения других.

Методы политики – способы воздействия средств политики. Принято выделять ненасильственный и насильственный методы (убеждение и принуждение). В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы делятся также на революционные, реформистские и консервативные.

Методы политических исследований – приёмы, способы изучения политики, включающие два уровня: теоретический и прикладной. К фундаментальным методам относятся нормативный, системный, социологический, сравнительный, бихевиористский и др., при эмпирических исследованиях используются наблюдение, изучение документов, опрос, игровые методы и др.

Механизм власти – совокупность организаций и учреждений, полномочий, функций и ресурсов власти, обеспечивающих реализацию интересов социальных субъектов

Мирное урегулирование международных споров – принцип современного международного права, зафиксированный в ряде международных документов, в уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН

Мировая (международная) политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств; процесс выработки, принятия и реализа­ции политических решений, выражающих интересы мирового сообщества.

Мифология политическая – неправильное, фантастическое отражение действительности, которое создаёт идейную основу для захвата и удержания власти, для борьбы с политическими руководителями. Сегодня в мире нет идеологии, которая была бы свободна от политической мифологии. Консерватизм, либерализм, христианство, коммунизм вмещают в себе свои мифы. Однако исторический опыт показывает, что полная замена научных и просто точных знаний мифологией ведёт к трубным для народов и государств результатам.

Мнение общественное – состояние массового сознания, заключающее в себе отношения (скрытые или явные) разных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Общественное мнение реально выявляется через систему социологических исследований, опросов волеизъявления людей в ходе избирательных кампаний, референдумов, массовых митингов, манифестаций, собраний и т.д., а также через СМИ.

Общественное мнение выполняет определённые функции как в масштабах всего государства, так и в рамках разных групп и слоёв населения (рабочий класс, молодёжь, пенсионеры, лица одной профессии, жители одного города и т.д.) даёт совет, содействует принятию решений, выносит решения, влияет на политическое поведение.