ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 2 страница
Внутренняя политика– деятельность субъектов политики, направленная на укрепление государственности, развитие и совершенствование общественной системы.
Война – организованная вооружённая борьба между государствами, классами или нациями (народами). Война, как правило, связана с политикой. Немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831) писал, что война не только политический акт, но и настоящее орудие политики, продолжение политики другими (насильственными) средствами. Эту точку зрения поддержали Маркс, Энгельс, Ленин. Вместе с тем наиболее важными причинами войны могут быть другие факторы: экономические, правовые, религиозные, психологические и т.д., которые проявляются в политике.
Для достижения конкретных целей в войне используются вооружённые силы, а также экономические, идеологические и другие средства борьбы.
Однако абсолютное большинство политиков мирового сообщества считает, что в современных условиях все спорные вопросы должны решаться исключительно политическими, а не военными средствами.
Вотум (лат. votum – желание) – решение, принятое голосованием и выражающее доверие или недоверие деятельности правительства. При вынесении вотума недоверия правительство, как правило, идёт в отставку.
Всеобщая декларация прав человека – первый международный акт по правам человека универсального характера. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Всеобщее избирательное право – конституционный принцип избирательной системы демократического государства, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам.
Выбор политический – самоопределение субъектов политики в отношении системы ценностей, целей, приоритетов и задач, средств и методов политический деятельности.
Выборы – способ формирования органон государственной власти и местного самоуправления посредством голосования граждан. Могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, многопартийными и однопартийными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).
Геноцид (греч. genos – род, племя + лат. caedo – убиваю) – уничтожение или преследование людей по расовым, этническим, религиозным мотивам, а также по признаку определённой общности происхождения, принадлежности к той или иной социальной или культурной группе.
География политическая – отрасль науки, которая изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами. Изучение этих взаимосвязей предполагает использование данной наукой социологических, картографических и других специальных методов.
Как относительно самостоятельное научное направление политическая география состоялась в конце XIX века в работах немецких учёных К. Риттера, Ф. Ратцеля и французского учёного А. Зигфрида. Риттеру принадлежит идея сопоставления истории человечества и истории природы. Ратцель сформулировал антропогеографические принципы исследования. Зигфрид первым выступил за экологические подходы к электоральной географии. Со второй половины XX века в сферу политической географии постепенно включаются такие вопросы, как: миграционные процессы; эволюция расселения разных этносов; особенности принятия управленческих решений при распределении государственных ассигнований.
В последнее время наблюдается дальнейшее переплетение политической географии с политической социологией, прикладными политологическими теориями. политическая география даёт рекомендации по составлению избирательных кампаний, регулированию миграционных процессов и т.д.
Геополитика (греч. ge – Земля + греч. politike – искусство управления государством) – концепция, согласно которой политика государства, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.). К числу современных актуальных проблем геополитического характера большинства государств мира относятся вопросы регионального сотрудничества, международной интеграции и дезинтеграции, сотрудничества в кризисных районах. Внутри стран к таким проблемам относятся вопросы электоральной политики, учёта региональных особенностей в распространении религий и культур, административно-государственного благоустройства национальных меньшинств.
Геополитические интересы – интересы национальных государств в системе международных политических отношений, обусловленные их географическим положением, природно-ресурсными, социально-экономическими и культурно-историческими факторами, авторитетом в мировом сообществе.
Глобализация (франц. global – всеобщий) – комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая и демографическая проблемы, проблема преодоления экономической и культурной отсталости, проблема освоения околоземного пространства, проблема решения энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов) и предполагающее соблюдение социальных, экономических, индивидуальных прав и свобод личности.
Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации.
Государственная власть – верховная, доминирующая власть в обществе, нормативные правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Властные прерогативы государства: издание законов и принятие обязательных для всех граждан и социальных институтов решений; сосредоточение управленческих функций и многообразных ресурсов власти; легальное использование специальных органов принуждения; независимость от иных форм власти внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Государственное устройство – конституционно-правовые нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их полномочия, взаимоотношения, порядок формирования.
Государство – форма организации общества, которая необходима для существования и нормального развития страны в рамках современной цивилизации. Термин “государство” употребляется, чтобы обозначить: 1) большую общественную группу (страну, нацию, отечество и др.); 2) отношения политической власти между гражданами и органами государства, между государственными органами (например, между правительством и парламентом); 3) совокупность органов, учреждений и их функционирование.
Государство характеризуется специфическими чертами: принадлежностью (подданство, гражданство); правом на применение принуждения; суверенитетом; всеобщностью. Среди других элементов политической системы государство выделяется своими атрибутами: наличием территории, населения, государственного аппарата и т.д.
Государство выполняет внутренние функции: защита существующего способа производства, экономической системы и социально-политической структуры общества; регулирование хозяйственной деятельности; сохранение правопорядка и контроль за выполнением законов; регулирование отношений между классами, социальными слоями и группами; культурно-воспитательные и идеологические функции и др. Также государство выполняет внешние функции: защита экономических и политических интересов государства на мировой арене; обеспечение целостности, безопасности, государственного суверенитета; развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции; участие в международных делах и организациях.
Государство правовое – такая форма организации и деятельности публично-политической власти, её взаимоотношений с гражданским обществом, которая основывается на господстве права. Последнее есть нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.
Сам термин “правовое государство” утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в., позже широко распространился в странах Европы, включая Россию (в трудах Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского). Однако у истоков теории правового государства стоят: Платон и Аристотель с их идеями о роли закона и справедливости в общественном устройстве; Джон Локк и его концепция правового государства; Шарль Монтескье с принципом разделения властей. Основоположником же теории правового государства по праву считается Иммануил Кант, усмотревший цель государства в торжестве права, нормам которого само должно неуклонно следовать. Не случайно Великая французская буржуазная революция в “Декларации прав человека и гражданина” заявила: “Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не установлено разделение властей, не имеет Конституции”.
В содержательном плане правовое государство характеризуется такими признаками: верховенство законов, обязательность их для всех; правовой характер законов; реальность, обеспеченность прав и свобод каждого гражданина; взаимность прав и обязанностей индивида, государства и общества.
Названные признаки свидетельствуют об органической связи правового государства и гражданского общества.
Гражданин – индивид, принадлежащий к конкретному государству, находящийся под его властью и пользующийся его покровительством. Государство наделяет его правами, гарантирует их реальность и защищает гражданина за границей. В свою очередь гражданин обязан выполнять предписания государства (его законы, постановления и т. д.). Совокупность прав и обязанностей гражданина составляет его политико-правовой статус.
Ряд прав и обязанностей гражданин приобретает с момента рождения (его естественные права: право на жизнь, собственность, медицинское обслуживание и т. д.). Другие же приобретает по мере достижения определенного возраста (право на труд, политические права и т. д.). Гражданин несёт ответственность перед государством, обществом за нарушение прав других граждан, невыполнение своих обязанностей.
Гражданин выступает не только объектом политического воздействия со стороны государства. Он – активный субъект политического процесса. Не случайно Платон и Аристотель считали гражданами тех, кто активно участвует в законодательной и судебной деятельности. В этой связи гражданское общество предполагает граждан, достаточно компетентных и политически культурных, чтобы быть способными воздействовать как на общество, так и на государство.
Гражданские (личные) права – естественные, неотъемлемые управа человека, призванные гарантировать индивидуальную автономию, и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, право на справедливый суд.
Гражданские инициативы – форма спонтанной коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих, интересов от властей. Основаны на личных контактах, добровольности, занимаются проблемами жилья, транспорта, культуры, городского развития, воспитания, образования, экологии и т.д.
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с конкретным государством, которое признает и гарантирует его права и свободы, защищает его и покровительствует ему за границей. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.
Группы давления – организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на неё для обеспечения своих специфических интересов.
Группы интересов – группы личностей, которые не являются политическими партиями, но стремятся влиять на правительство разными способами. Группы интересов образуются для реализации интересов конкретных социальных групп (предпринимателей, молодёжи, женщин и т.д.). Но, в отличие от партий, они не выдвигают кандидатов на избирательные должности; их главный способ действия – убеждения, советы тем, кто управляет. Таким образом, основная политическая функция групп интересов – артикуляция интересов разнообразных социальных групп. Группы интересов эффективно выполняют свои функции тогда, когда они представляют всё разнообразие существующих в обществе интересов: экономических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных.
Получила распространение типология групп интересов Г. Алмонда и Г. Пауэлла, которые выделили четыре группы интересов по степени их организации и специализации: аномические группы (стихийные и недолговременные; например, митинги, демонстрации); неассоциативные группы (неформальные, непостоянные, недобровольные, сформированные на основе родства, религии и т.п.); ассоциативные группы (владеющие высоким уровнем социализации и организации; например, профсоюзы); институциональные группы (формальные организации; например, представительства областей или республик). Все группы интересов имеют определённые ресурсы влияния. Главные из них – количественный состав и организация.
Группы социальные – относительно устойчивые совокупности индивидов, которые объединены общностью интересов, ценностей и норм поведения и находятся в более-менее систематическом взаимодействии на основе этих общих черт. К социальным группам можно отнести: социально-демографические группы (отличаются по признаку пола и возраста); внутриклассовые группы (рабочие высокой и низкой квалификации, крестьяне-колхозники и крестьяне-фермеры и т.д.); группы, различающиеся по профессии; по образованию; по доходам; по месту жительства; религиозные группы; временные группы, возникающие в конкретной ситуации по той или иной причине (ветераны войны, иммигранты, беженцы).
Гуманизм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей, взглядов, убеждений, утверждающих высокое призвание человека, его ценность как личности, право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм возник как направление общественно-политической мысли в эпоху Возрождения, получил мощный импульс в период буржуазных революций XVII-XIX веков. Его основным результатом и проявлением был либерализм, главным достижением которого являются идеи равности и свободы личности, обоснование общественных и политических прав человека, движение за установление равного избирательного права.
В наше время гуманистический идеал дополняется необходимостью формирования и утверждения общечеловеческих ценностей, социальных прав личности. Поскольку между гражданскими и социальными есть противоречие, то важной проблемой современного гуманизма является нахождение оптимального сочетания гражданских и социальных прав человека, создание социального правового государства.
Гуманистические основы политики – 1) ориентация политики на практическое воплощение в социальной практике общечеловеческих ценностей и приоритетов; 2) отражение в политической деятельности идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое общественное призвание человека, его достоинство как личности, право на свободу, счастье, развитие способностей и дарований.
Двухпартийная система–существование среди множества партий двух партий, каждая из которых в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь правящей партией, а другая партия в этот период становится оппозиционной.
Демагогия – воздействие на людей при помощи лживых обещаний, искажений фактов, грубой дести для достижения своих целей.
Демократизация– процесс осуществления демократических идеалов общественного устройства, практического внедрения и развития новых форм народовластия, гарантирующих защиту прав и свобод, чести и достоинства личности.
Демократический механизм – система элементов, взаимообусловленных и связанных между собой. В более распространённом значении демократический механизм включает весь спектр общечеловеческих достижений:
1) законодательное закрепление основных экономических, социальных, политических прав человека, свободные и строго периодические выборы. В этом механизме выборы становятся средством влияния граждан на власть, отстаивание своих интересов путём законной и мирной её смены.
2) решение вопросов большинством при твёрдых гарантиях прав меньшинства. Это делает само большинство неустойчивым и не даёт его победе перерасти в диктат и тиранию.
3) сочетание форм непосредственной и представительной демократии.
4) наличие лояльной оппозиции. В этом случае соперничающие политические силы вырабатывают определённые “правила игры”, которых обязываются придерживаться.
5) наличие не менее двух политических партий, которые соперничают между собой, не допуская тем самым узурпации власти одной политической силой.
6) разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закреплённых полномочий.
7) независимость суда.
8) наличие альтернативных источников информации.
Демократия (греч. demos – народ + греч. kratos – власть) – народовластие, форма государственно-политического устройства общества, признающая народ в качестве источника власти. Демократия есть политический строй, основанный на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинства. К основным принципам демократии современная политология относит: признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти; равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан; свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни; решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием; подчинение всех граждан воле большинства, т.е. верховенство принятого в установленном порядке закона; выборность основных органов власти и должностных лиц государства; сочетание непосредственных (прямое волеизъявление) и представительных (опосредованное волеизъявление) форм участия граждан в управлении делами общества и государства; гласность и открытость при обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни.
Денацификация – искоренение идей нацизма, наказание фашистских военных преступников, роспуск нацистской партии.
Деспотизм (греч. despoteia – неограниченная власть) – абсолютная и беззаконная власть, самовольство, самодурство, самоуправство. Временами деспотизм является тираническим проявлением заслуженного авторитета. В этом качестве деспотизм нередко встречается у политических деятелей старшего поколения в отношениях к начинающим политикам.
Деятельность политическая – деятельность, направленная на завоевание власти или влияние на неё. Политическая деятельность имеет свою структуру: объекты и субъекты; цели этой деятельности; обстоятельства осуществления политической деятельности; формы и способы политического действия.
К объектам политической деятельности относятся: власть, политические институты, политическая система в целом. К субъектам политической деятельности относятся: классы, социальные группы, этнические сообщества, партии, массовые общественные организации.
Диктатура (лат. dictatura – неограниченная власть) – система политического господства какого-нибудь класса в классовом обществе. В современной политической науке диктатура означает неограниченную правом или любыми институтами государственную власть, важным способом осуществления которой является вооружённое насилие. Противоположностью диктатуры выступает демократия.
Диктатура – особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооружённой силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти отдельными группами или людьми, а также при изменении одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.
Дипломатия – один из способов реализации внешней политики государства.
Догматизм (греч. dogma – положение, которое принимается за неоспоримую истину) – антиисторический недиалектический схематически-окостенелый тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учёта конкретной действительности, условий, места и времени.
Термин “догматизм” был введён древнегреческими скептиками Пироном и Зеноном. Они отрицали возможность настоящих знаний и обвиняли в догматизме философов, которые делали утвердительные выводы о субстанции вещей.
Гносеологическая основа догматизма – односторонние отношения к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании её относительности.
Договор общественный – переход отдельных индивидов, которые лояльно относятся к социально-государственному положению, через взаимные ограничения и перенесение прав одного на другого в договоре. Идея общественного договора, которая возникла ещё в глубокой древности, нашла основательное отображение в социально-правовых учениях XVII-XVIII веков.
Доктрина политическая (лат. doctrina – учение) – система взглядов, принципов; формула, выражающая основную установку политической деятельности.
Евразийство – геополитическая доктрина, специфическая форма общественного сознания и государственной политики.
Законодательная власть – система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории национального государства.
Идеократия (греч. idea – понятие, мысль + греч. kratos – власть) – государство, в котором определённая совокупность идей занимает монопольное или, точнее, самодовлеющее положение. Фактически деидеологизируясь, она превращается из претендующих на форму выражения интересов социального субъекта идей в своего рода веру, а главное – в основной источник права и конституции. Понятие идеократии вполне применимо к бывшему СССР, где идея “строительства коммунизма” превратилась в не подлежащий сомнению абсолют и служила в качестве достаточного основания для государственности, конституционности и политики. Черты идеократии вполне отчётливо проявились и в строении фашистского Третьего рейха в Германии с его идеей расового превосходства и принципом фюрерства. Идеократия вообще характерна обществам, подвергающимся форсированному преобразованию в соответствии с тем или иным проектом. Формой идеократии является теократическое государство. На практике попытки подчинить деятельность государства реализации какой-либо самодовлеющей идеи ведёт к тоталитаризму.
Идеологизация – понимание политических и иных общественных институтов исключительно как выразителей той или иной идеологии, отражающей противоположные классовые интересы и нацеленной на их легитимацию, реализацию и защиту.
Идеология (греч. idealogos – образ, слово) – 1) разновидность мифа или политической демагогии; 2) научная единственно верная истина. В идеологии соединяются наука и мировоззрение, идеалы и ценности, мифы и эмоции. Они формируются с идей, идеалов, которые существуют в каждом обществе на каждом конкретном этапе его развития. Идеологию создают учёные, философы, литераторы, религиозные и политические деятели. В неё включают представления о сущности человека и общества, путях и целях развития общества. Степень распространения и влияния идеологии зависит от того, насколько она соответствует интересам, потребностям людей, живущих в данном обществе. Идеология выполняет разные функции: объединяет людей, оценивает и объясняет события, мобилизует к действиям большие массы людей, делает прогнозы.
Избирательная кампания – система организационных, информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий, инициируемых субъектами политики в преддверии и в ходе выборов с целью завоевания поддержки избирателей.
Избирательное право – 1) совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями; 2) право граждан избирать представительные органы власти (активное избирательное право) и быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право).
Круг лиц, пользующихся избирательным правом в данной стране, составляет электорат.
Основой современного избирательного права являются принципы: всеобщие, прямые, тайные и равные выборы. Однако на практике эти принципы нигде и никогда в полном объеме не соблюдаются. Политическая элита не заинтересована выпустить выборы из-под своего контроля.
Ограничение избирательного права граждан на деле происходит с помощью различных цензов: возрастного, полового (в ряде мусульманских стран женщины в выборах не участвуют), территориального, оседлости, имущественного и т. д.
Нарушение прямых выборов достигается практикой двухступенчатых выборов, когда рядовые граждане избирают выборщиков, а последние – президента (США).
Определенным противовесом некоторым ограничениям являются специальные квоты – передача части мест в органах государственной власти определенным слоям населения. К примеру, расовые квоты при выборах в парламент ЮАР гарантируют определенное число мест для расовых меньшинств.
Избирательные технологии – совокупность методов влияния на сознание и поведение избирателей.
Избирательный процесс – процесс, включающий назначение выборов, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов, выдвижение кандидатов, проведение голосования и определение его результатов, распределение депутатских мандатов.
Импичмент(англ. impeachment – порицание, обвинение) – процедура отстранения в некоторых странах (Англия, США, Япония и др.) от должности после осуждения за государственную измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. В США дело по отстранению президента возбуждается палатой представителей, а рассмотрение дела и вынесение приговора осуществляет верхняя палата.
Необходимость импичмента должна рассматриваться как совершенно исключительная. Для этого нужно, чтобы президентом были совершены чрезвычайные проступки. Но в этом случае необходимо располагать чётко зафиксированными юридическими гарантиями, чтобы не дестабилизировать осуществление президентских функций.
Институт импичмента служит одной из конституционных гарантий против авторитаризма, злоупотребления служебным положением.
Инаугурация – торжественная церемония вступления в должность главы государства. Её аналог при монархической форме правления – коронация. Инаугурация – своеобразный символ государственности, призванный подчеркнуть важность и ответственность высшей государственной должности. Ключевой момент процедуры инаугурации – это принесение главой государства присяги (в одних государствах – на Конституции, в других – на Библии, Коране и т.д.).
Институты политические – разновидность социальных институтов. Политические институты возникают в процессе разделения политической работы, воплощаясь в разных политических организациях и учреждениях – государственных, партийных, идейно-политических и т.д.
Многогранность политических институтов определяется дифференциацией политической деятельности и политической власти на различные виды. По характеру целей выделяются политические институты законодательной, исполнительной и судебной власти, каждому из которых свойственна многофункциональность. По характеру организации различают формальные (строго регламентируются нормами, зафиксированными законах, уставах, инструкциях и т.д.; примеры: государственные организации, политические партии и др.) и неформальные (основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственных отношениях и на отношениях действия, стремления, чувств и интересов) политические институты.
Характеристиками политических институтов являются: стабильность, эффективность, легитимность и легальность, цель, статус в политической системе и др.
Интерес политический – совокупность политических потребностей: участия в управлении; влияния на политику; создания политических партий; выбора органов власти и лидеров и т.д.
Политический интерес в обществе делится на ступени общности: индивидуальный – групповой – классовый – национальный – народный – планетарный. Каждая из этих ступеней, за исключением первой и последней, выступает и как частная, и как общая, соотносясь по принципу “матрёшки”.
Политические интересы могут быть: объективными (имеют стремление к тому, что объективно полезно данному индивиду, классу, группе); субъективными (имеют стремление к тому, что кажется полезным им самим).
Интернационализм (лат. inter – между + лат. natio – народ) – международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. Интернационализм противоположен национализму.
Исполнительная власть – система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне её функции выполняют органы местного управления и самоуправления.