ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1 страница

Тематический план

Содержание Всего часов  
Всего ауд. учеб. часов Самостоятельная работа
Тема 1. Политология в системе общественных наук.
Тема 2. Становление и развитие политической науки.  
Тема 3. Политика как общественное явление.  
Тема 4. Политическая власть.
Тема 5. Политическая система общества.
Тема 6. Политические режимы.
Тема 7. Государство в политической .системе.  
Тема 8. Институты государственной власти Республики Беларусь.  
Тема 9. Политические партии. Общественные организации и движения.  
Тема 10. Сущность политического процесса.  
Тема 11. Деятельность субъектов политического процесса.
Тема 12. Представительство и выборы.  
Тема 13. Политические элиты.
Тема 14. Политическое лидерство.
Тема 15.Средства массовой информации и коммуникации.
Тема 16. Политические конфликты и кризисы.
Тема 17. Политическая модернизация.
Тема 18. Политическая культура и социализация.
Тема 19. Политическая идеология.
Тема 20. Система современных международных отношений.
Тема 21. Политические и глобальные проблемы современности.
Тема 22. Геополитика в нале XXI века.
Тема 23. Республика Беларусь в мировой политике.
Тема 24. Государственные символы Республики Беларусь.    
Всего учебных часов

 

1. Предмет политологии, ее структура, содержание и функции.

2. Объект, предмет, методы исследования в политологии.

3. Закономерности и категории политики.

4. Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.

5. Политика как искусство управления государством и обществом.

6. Основные исторически этапы развития политологии.

7. Понятие политики, её структура и функции.

8. Политика как искусство управления государством и обществом.

9. Взаимодействие политики с экономикой, правом, моралью и другими общественными сферами.

10. Природа власти, её источники и признаки.

11. Сущность и особенности политической власти.

12. Механизмы функционирования и реализации политической власти.

13. Структура и функции политической системы.

14. Политический режим.

15. Политическая система Республики Беларусь.

16. Понятие и типология политических режимов.

17. Факторы дифференциации политических режимов.

18. Классификация политических режимов.

19. Формы демократических политических режимов.

20. Признаки, структура и функции государств.

21. Устройство (формы) государства.

22. Правовое государство и гражданское общество.

23. Система органов государственной власти, принципы их организации и деятельности.

24. Структура, порядок формирования, компетенция и функции органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

25. Органы местного (территориального) управления и самоуправления

 

26. Роль общественных объединений в политической системе общества.

27. Политические партии и партийные системы.

28. Общественные объединения Беларуси.

29. Содержание политического процесса.

30. Типы и формы политических действий.

31. Политические технологии в политическом процессе.

32. Демократические принципы взаимоотношений субъектов политики.

33. Избирательные системы.

34. Избирательные кампании.

35. Избирательные технологии.

36. Причины формирования политической элиты.

37. Политическая элита и властвующая правящая элита.

38. Функции политической элиты.

39. Основные теории элит.

40. Понятие политического лидерства и его функции.

41. Теории политического лидерства.

42. Типы и функции политических лидеров.

43. В чем состоит специфика политического лидерства.

44. Понятие средств массовой информации и коммуникации.

45. Средства массовой информации Республики Беларусь в политическом процессе.

 

46. Политические конфликты как закономерное социальное явление.

47. Типы и этапы разрешения политических конфликтов.

48. Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.

 

49. Понятие политическое развитие и политическая модернизация.

50. Сущность и критерии развития позитивной динамики политической системы.

51. Основные направления исследования политической модернизации.

52. Исторические уроки политической модернизации.

53. Политическая модернизация в Республике Беларусь.

 

54. Политическая культура: сущность и функции.

55. Политическая социализация: основные факторы и типы.

56. Политическая идеология: понятие, сущность, уровни функционирования.

57. Современные политические идеологии и доктрины.

58. Политическая культура Республики Беларусь.

59. Идеологии белорусского государства: история, концептуальные взгляды, гуманизм.

60. Система международных отношений.

61. Мировая политика и проблемы современности.

62. Сущность глобальных проблем современности.

63. Типология глобальных проблем.

64. Пути решения глобальных проблем.

65. Мировая политика и глобальные проблемы современности.

66. Геополитические изменения на рубеже XXI в.

67. Беларусь в мировой политике.

68. Интеграция и развитие сотрудничества Беларуси и России.

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Политология»

 

1. Политология – интегрированная наука о политике.

2. Объект, предмет, методы исследования политологии.

3. Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь.

4. Политическая мысль Древнего Востока.

5. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

6. Политическое учение Средневековья.

7. Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.

8. Политическая мысль Нового времени.

9. Политическая мысль России X-XIX в.в.

10. Политическая мысль Беларуси X-XIX в.в.

11.Основные направления современной политологии.

12. Происхождение политики, ее специфика, функции, структура.

13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.

14. Характеристика власти, структура, функции, формы.

15. Легитимность и легальность политической власти.

16. Понятие политической системы, ее структура и функции.

17. Типы современных политических систем.

18. Государство как основной институт политической системы, его функции.

19. Формы государственного устройства и правления.

20. Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.

21. Принципы организации и деятельности институтов государственной власти.

22. Президент Республики Беларусь, его конституционные права и полномочия.

23. Законодательная власть Республики Беларусь, структура и функции.

24. Понятие и сущность исполнительной власти в Республики Беларусь.

25. Структура судебных органов, их задачи, основные принципы правосудия.

26. Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления Республики Беларусь.

27. Контрольно-надзорные органы в политической системе.

28. Понятие общественных объединений, их роль в политической жизни общества.

29. Политические партии: структура, признаки, функции, типы партийных систем.

30. Общественные объединения и политические партии Республики Беларусь.

31. Структура, содержание, режимы политического процесса.

32. Типы и признаки политического процесса.

33. Политические технологии в политическом процессе.

34. Функции выборов в политической системе общества, типы избирательных систем.

35. Выборы и избирательные технологии.

36. Избирательная система Республики Беларусь.

37. Политическая элита: сущность, структура, функции.

38. Теория политических элит.

39. Понятие политического лидерства и функции.

40. Теории политического лидерства.

41. Типы и функции политических лидеров.

42. Понятие политической культуры, структура и функции.

43. Политическая социализация.

44. Политическая идеология либерализма и неолиберализма.

45. Политическая идеология консерватизма и неоконсерватизма.

46. Политическая идеология социализма и социал-демократизма.

47. Концептуальные основы идеологии белорусского государства в докладе белорусского Президента А. Г. Лукашенко: «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».

 

48. Политическая идеология: структура, функции, современные идеологические доктрины.

49. Система и виды международных отношений.

50. Геополитические изменения на рубеже ХХIв.

51. Понятие и сущность внешней политики.

52. Республика Беларусь в мировой политике. Многовекторность внешней политики.

53. Сущность и динамика глобальных проблем современности.

54. Типологизация глобальных проблем и пути преодоления.

55. Социально-политические аспекты международного сотрудничества в разрешении глобальных проблем.

56. Государственные символы Республики Беларусь в формировании гражданственности и патриотизма граждан.

57. Общая характеристика государственных символов: Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.

58. Средства массовой информации и коммуникации.

59. Политические конфликты как закономерное социальное явление, стадии развития и этапы разрешения.

60. Политический кризис, типы и пути преодоления.

 

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти; форма аполитичности. Факт абсентеизма оценивается неоднозначно. С одной стороны, наличие абсентеизма является признаком свободы человека в обществе; с другой стороны, абсентеизм свидетельствует о том, что часть общества индифферентна к итогам выборов, потому что не видит связи программ кандидатов с перспективами своей жизни и воспринимает избирательные кампании только как большие игры, которые периодически повторяются. Абсентеизм как массовое явление может угрожать легитимности представительных органов, авторитету избранных. Поэтому абсентеизм – основание для критической оценки политической практики. Рост абсентеизма может рассматриваться и как свидетельство политического кризиса, реакция на неспособность политиков предлагать альтернативы.

Абсолютизм (лат. absolutus – безусловный) – форма правления, при которой власть одного лица – монарха – формально не ограничена; одна из разновидностей автократии. При абсолютизме государство достигает предельной централизации. Создаётся иерархия административно-хозяйственных и судебных должностей, постоянная армия и милиция, унифицированный контроль над сбором налогов, несением повинностей. Поощряются выгодные государственной казне торговля и ремёсла. Однако абсолютизм лишь формально ничем не ограничен. В действительности власть монарха испытывает ограничивающее воздействие со стороны устоявшихся традиций, обычаев, политических и экономических привилегий могущественных социальных слоёв, групп.

Авантюризм политический – безответственное политическое поведение, особенность практической политики, осуществляемой без учёта конкретной обстановки и требований объективных законов общественного развития.

Автократия – форма правления, основанная на полновластии одного лица. К автократии относятся деспотические и цезаристские формы правления, абсолютные монархии. Термин “автократия” также используется для обозначения неограниченных и бесконтрольных полномочий “лидера” (вождя, фюрера, дуче и др.).

Автономия (греч. autos – самостоятельно + греч. nomos – закон) – право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное какой-либо части государства.

Авторитет политический – признанное влияние отдельной личности, партии или другой какой-либо организации на политическую власть; является обязательным условием политического лидерства. Главными видами авторитета политического являются: традиционный, основанных на обычаях, традициях подчиняться, уважать определённую личность; конституционный, приобретённый через уважение люде к закону, воли большинства; харизматический, связанный с личной привязанностью лидера, верой в его исключительные качества.

Агрессия (лат. aggressio – нападение) – прямое или косвенное применение вооружённой силы одним государством против политической независимости или территориальной целостности другого. Это нападение характеризуется инициативой, намерением или агрессивным намерением. Наиболее опасная форма агрессии – вооружённое нападение. Агрессия может быть также экономической, психологической, идеологической и т.д. Действия государства, ставшего жертвой агрессии и отвечающего в порядке самозащиты военными действиями, в том числе и наступательными, не являются агрессивными. Они законные и отвечают нормам международного права. Агрессия как форма осуществления внешней политики государства интересам мира и безопасности народов препятствует прогрессивному развитию общества, цивилизации.

Активное избирательное право – установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах; это право избирать.

Альтернативные движения – новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными социальными организациями (партиями, профсоюзами). Возникли в Западной Европе в 70-х годах XX века, затем - в других странах; разнородны по социальному составу и проблематике. Многие альтернативисты – сторонники “третьего пути” развития, противопоставляемого как капитализму, так и социализму.

Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – политическое течение, которое провозглашает своей целью освобождение личности от насилия, какой бы то ни было власти – политической, экономической, духовной, а также замену любых форм власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Сущность анархизма заключается в отрицании (уничтожении) государства как системы власти, которая основана на принуждении и стоит на охране общественной неровности. Анархисты призывают к такому обществу, которое не подавляет личность, создаёт ей условия своеобразного, не обусловленного никакими рамками развития. Для анархизма характерен мотив неантагонистической общности, которая функционирует в условиях бесконфликтных отношений. Взгляды анархистов обращены к обществу, в котором личная свобода максимальна, материальные ценности справедливо распределены, общие задачи решаются путём добровольного согласия. Большинство их отрицает применение насилия, поскольку, по мнению сторонников этого течения, оно не свойственно природе человека.

Аннексия (лат. annexio – присоединение) – насильственное присоединение страны или её части к другой стране.

Антисемитизм – разновидность националистической идеологии и политики, проповедующих нетерпимость, недоброжелательность к людям еврейской национальности.

Антисоветизм – идеология и политика правящих кругов капиталистических государств периода “холодной войны”, направленные на дискредитацию теории и практики социализма как общественного строя, противодействие процессам социалистического строительства в СССР и других странах.

Апатридизм (греч. apatris – тот, у кого нет родины) – отсутствие принадлежности к государству. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.) характеризует апатридизм как ненормальное явление. Апатридизм образует предпосылки международных конфликтов или внутренних беспорядков.

Аполитичность – отсутствие интереса к политике, обычно приписывающееся женщинам и молодёжи, хотя многие учёные-исследователи не согласны с таким мнением. Они утверждают, что аполитичность скорее свойственна подавляющему большинству населения в целом, проявляющему вне выборов весьма небольшой интерес к политической жизни.

Аристократия – форма государственного устройства, при которой руководство государством осуществляется небольшой группой, как правило, верхами высшей знати.

Артикуляция интересов – процесс, в ходе которого индивиды и группы формулируют свои требования, соответствующие их реальным и нереальным интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений. Артикуляция интересов зависит от групп интересов. Г. Алмонд и Г. Пауэлл отметили ряд черт, характеризующих возможный стиль артикуляции интересов:

1) требования могут быть явными (точными, конкретными) или латентными (утаёнными), когда проявляется какое-либо недовольство в поведении или замедление работы;

2) требования могут быть в виде неопределённой декларации – “Мы хотим перемен”, которые указывают на недовольство, но не на способы его преодоления; или в виде конкретной просьбы (повысить стипендию на 15,5 %);

3) требования могут быть общими (например, зарплата должна быть увеличена) или детальными (ставка налога на добавочную стоимость, которым облагается товар, должна быть понижена);

4) артикуляция интересов может быть инструментальной, т.е. в форме соглашения (например, соглашения между руководством и профсоюзом о прекращении забастовки в случае удовлетворения документально зафиксированных требований), или аффективной, что означает проявление недовольства, жестокости, разочарования на ощутимом уровне.

Ассоциированное государство – государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета, некоторые свои полномочия.

Баллотировка (франц. balloter – выбирать) – решение вопроса или избирание членов какого-нибудь органа, комиссии и т.д. путём подачи голосов.

Биополитика – отрасль политической науки, использующая биологические методы и данные биологии для изучения политического поведения человека. Использование в политических исследованиях данных биологии позволяет глубже понимать роль физиологических свойств человека (пол, темперамент, здоровье) при выполнении им политических функций.

Блок избирательный – соглашение, заключённое между несколькими политическими партиями, о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, депутатов парламента или местных представительных учреждений.

Блок политический– объединение сил (государств, политических партий, общественно-политических организаций и движений и т. д.) для достижения общих политических целей.

Политические блоки могут создаваться в ходе избирательных компаний, когда не располагающие особым политическим влиянием партии заключают предвыборные соглашения, выставляют совместных кандидатов или передают свои голоса кандидату других партий в обмен на признание им определенной программы и получение партией гарантированного числа депутатских мест. Такой пред­выборный блок позволяет малым партиям преодолевать существующий во многих странах избирательный порог и пробиваться в структуры власти.

В парламентах партийные фракции объединяются в политические блоки для поддержки или отклонения каких-либо законопроектов или ре­шений, раздела депутатских и правительственных мест и т. д.

Политические блоки могут быть долгосрочными или временными.

Бонапартизм – 1) разновидность популистской, демагогической политики; 2) форма военно-политической диктатуры, проводящей политику заигрывания с противостоящими социальными силами в условиях неустойчивого равновесия между ними.

Термин “бонапартизм” связывается с именами Наполеона Бонапарта и его племянника Луи Бонапарта. Активно использоваться для характеристики особого типа авторитарных политических режимов стал в XIX – первой половине XX века.

Социальную демагогию, интенсивную шовинистическую пропаганду бонапартизм сочетает с курсом на ликвидацию демократических свобод и широким использованием полицейско-бюрократического аппарата и церкви.

Бонапартизм характеризуется манипулированием государством, парламентом, использованием армии, искусным лавированием между различными слоями населения (опора на одних, активное исполь­зование других, попустительство третьим, задабривание всех), способностью к жонглированию политическими лозунгами и их быстрой смене, беззастенчивой спекуляцией в интересах удержания власти пропагандистскими штампами типа “наведение порядка”, забота о “наиболее обиженных”, “надклассовость”, “надпартийность” и т. д.

Борьба политическая – одна из форм взаимодействия различных политических сил между собой в целях достижения определённых политических интересов. В основе политической борьбы лежат интересы социальных общностей людей как субъектов политических отношений. Объектом политической борьбы выступают в первую очередь отношения власти, поскольку именно через неё обеспечиваются интересы людей. Политическая борьба может приобретать различные формы выражения: революция, гражданская война, парламентская деятельность, состязание политических партий на выборах в зависимости от политической обстановки, степени остроты взаимоотношений между субъектами политических отношений, культуры людей.

Целью политической жизни современного общества становится перевод политической борьбы в русло цивилизованных, т.е. конституционных (узаконенных) форм и методов. При этом важнейшая роль отводится борьбе за умы людей, за их добровольный и осознанный политический выбор.

Бюрократизм – система управления, осуществляемого с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата. Это и особый стиль управления, основанный, на игнорировании интересов народа, на использовании административных форм воздействия, формализма, волокиты. Бюрократизм находит выражение и в чинопочитании, угодничестве, карьеризме, бездушии. Названные сущностные черты бюрократизма определяют его как один из серьезных механизмов торможения в развитии любого общества.

Объективные корни бюрократизма прежде всего в раздробленности и распыленности мелкого производства, в отсутствии реальных связей между отраслями производства. Но питательной почвой бюрократизма, как утверждал Макс Вебер, может стать и сверхцентрализация экономики. Бюрократизму способствует также низкий уровень общей политической и правовой культуры населения.

Бюрократизм нельзя представить вне бюрократии. Чрезмерное расширение управленческого слоя в обществе, особые привилегии, которыми он себя окружает, низкий уровень профессиональной компетентности имеет прямое отношение к утверждению и упрочению бюрократизма.

Бюрократизм проникает во все сферы общества, охватывает все уровни управления. В связи с этим программа борьбы с бюрократизмом включает систему многообразных направлений: модификацию экономических связей; развитие негосударственных форм собственности; институтов гражданского общества; политическое просвещение масс и включение их в управление; контроль снизу за всеми звеньями управленческого процесса; совершенствование подбора и расстановки кадров, их систематическая сменяемость; использование гласности и усиление ответственности управленцев на основе развития антибюрократического законодательства и т. д.

Бюрократия (франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство) – господство канцелярии. Отсюда и термин “бюрократ” – служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник. Существование бюрократии – неизбежность и необходимость функционирования политики и власти. Бюрократия – специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям сохранения и усиления. Термин “бюрократия” используется в трёх значениях:

1) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов и материализация как организационно-управленческого, так и политического отчуждения;

2) система управления, которая осуществляется с помощью аппарата власти, отделённого от общества, которое стоит над ним, и владеющего специфическими функциями и привилегиями;

3) слой людей, связанных с этой системой.

Вето (лат. veto – запрещение) – в современных государствах право главы государства или верхней палаты парламента остановить ввод в действие закона, который принят законодательным органом или его нижней палатой. Правом вето иногда называют принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН: ни одно решение по вопросам международного мира и безопасности не считается принятым, если против него голосует хоть один из постоянных членов Совета Безопасности.

Власть – система социальных отношений “господства–подчинения”, форма организации индивидуальной и общественной жизни. Ключевое положение в жизни общества занимает государственная власть, которую осуществляет обладающий официальными полномочиями аппарат (законодательные, исполнительные и судебные органы, должностные лица) государства.

Власть государственная – форма политической власти, которая имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения, и которые опираются на специальный аппарат принуждения, как один из средств исполнения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определённую организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации. Государственная власть – это власть, которая осуществляется специальным, обособленным аппаратом управления (особым аппаратом людей, которые занимаются исключительно управлением государственными делами)

Власть политическая – способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, в том числе и с помощью принуждения, соответственно своим потребностям и интересам. Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – это специфическая форма общественных отношении между большими группами людей, реальная способность определённой социальной группы или индивида проводить свою политическую волю.

Внешнеполитические приоритеты – цели, задачи и проблемы, требующие концентрации усилий и первостепенного внимания государства в его внешней политике.

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, призванный регулировать отношения одного государства к другим странам и народам в соответствии с его принципами и целями, которые осуществляются разными средствами и методами.

Основные цели внешней политики в наиболее концентрированном виде можно выделить в следующие группы: гарантирование национальной безопасности данного государства; возрастание экономического и политического могущества государства; рост престижа государства в международных делах.

Одна из главных проблем современной внешней политики заключается в необходимости создания системы международной безопасности, которая основывалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного вооружения, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Выделяют некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных современных государств: активные, пассивные, агрессивные, консервативные. Среди характерных функций внешней политики выделяются: защитная, представительно-организационная, организационная.