Учебники и учебные пособия
ТЕСТ
РЕФЕРАТЫ
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР №20
«Политические идеологии»
1. Политическая идеология: понятие, сущность, уровни функционирования.
2. Современные политические идеологии и доктрины.
3. Политическая культура Республики Беларусь.
4. Идеологии белорусского государства: история, концептуальные взгляды, гуманизм.
1. Понятие и сущность политической идеологии.
2. Политическая идеология и её функции.
3. Критерии классификации идеологии.
4. Либерализм как идеология.
5. Неолиберализм как идеология.
6. Консерватизм как идеология.
7. Неоконсерватизм как идеология.
8. Социал-демократическая идеология.
9. Коммунизм в теории и практике.
10.Анархизм как идеология.
11.Фашизм как идеология.
12.Неофашизм.
13.Национализм и его формы.
14.Экстремистские идеологии.
1. От каких факторов зависит влияние политической идеологии на общественное развитие?
а) от исторической роли класса, чьи интересы выражает и защищает идеология;
б) от морально-политической ситуации в обществе;
в) от способности идеологии гуманизировать личность и политические отношения, служить руководством для практической деятельности по коренным вопросам жизнедеятельности государства и общества;
г) ответ – а, б, в.
2. Каковы основные политические идеи «классического» либерализма и консерватизма?
а) традиционные нормы жизни общества — главная движущая сила прогресса;
б) исходные ценности — порядок в обществе, стабильность государства, традиционализм;
в) естественные права и свободы личности (право на жизнь, свободу и частную собственность) священны и неотчуждаемы;
г) договорный характер отношений между государством и индивидом;
д) власть в обществе принадлежит элите;
е) верховенство закона в обществе, равенство всех граждан перед законом;
ж) главное условие самореализации индивида — зрелое гражданское общество и правовое государство;
3. Каковы основные политические идеи неолиберализма и неоконсерватизма?
а) правовое равенство граждан, договорная природа государства, политический плюрализм как принцип организации общественной жизни;
б) духовные приоритеты семьи и религии;
в) консенсус управляющих и управляемых, демократизация процедуры принятия управленческих решений;
г) «элитарная демократия»: политикой должен интересоваться каждый гражданин, но плодотворной политической деятельностью могут заниматься только профессионалы;
д) приоритет прав и свобод личности над интересами общества и государства;
ж) социальное равенство — только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
4. Определите учёного, который ввёл в научный оборот понятие идеология:
а) К. Маркс;
б) К. Мангейм;
в) А. Трасси;
г) Д. Белл.
5. Выделите основные функции политической идеологии:
а) познавательно-воспитательная;
б) нормативно-ценностная;
в) научная;
г) интегрирующая.
6. Определите уровни функционирования политической идеологии:
а) теоретико-концептуальный;
б) мобилизационный;
в) программно-политический;
г) актуализированный.
7. Определите основателей идейно-политического течения либерализма:
а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;
б) А. Смит, Дж. Локк, И. Кант;
в) Э. Берк, Ж. Местр, Л. Бональд;
г) В. Брандт, У. Пальме, П. Моруа.
8. Определите основателей идейно-политического течения консерватизма:
а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;
б) А. Смит, Дж. Локк, И. Кант;
в) Э. Берк, Ж. Местр, Л. Бональд;
г) В. Брандт, У. Пальме, П. Моруа.
9. Определите основателей идейно-политического течения неоконсерватизма:
а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;
б) А. Смит, Дж. Локк, И. Кант;
в) Э. Берк, Ж. Местр, Л. Бональд;
г) В. Брандт, У. Пальме, П. Моруа.
10. Определите основателей идейно-политического течения социалистической идеологии:
а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин;
б) А. Смит, Дж. Локк, И. Кант;
в) Э. Берк, Ж. Местр, Л. Бональд;
г) В. Брандт, У. Пальме, П. Моруа.
11. Определите основателей идейно-политического течения неолиберализма:
а) Дж. Кейнс, Дж. Гэлбрейт, Р. Даль;
б) А. Смит, Дж. Локк, И. Кант;
в) Э. Берк, Ж. Местр, Л. Бональд;
г) В. Брандт, У. Пальме, П. Моруа.
12. Выделите основные направления идейно-политического течения либерализма:
а) признание самоценности личности, уважения её прав и свобод;
б) государственная собственность, командно-административная экономика;
в) народовластие и политический плюрализм;
г) конституционализм и разделение властей.
13. Выделите основные направления идейно-политического течения консерватизма:
а) традиционные нормы жизни общества;
б) власть в обществе принадлежит политической элите;
в) народовластие и политический плюрализм;
г) социальное попечительство государство пораждает иждевенчество, которое является источником революции.
14. Определите характерные черты марксистско-ленинской, социалистической идеологии:
а) государственная собственность плановая экономика;
б) социальная революция, диктатура пролетариата;
в) традиционные нормы жизни общества;
г) основной принцип «от каждого - по способностям, каждому – по труду».
15. Определите характерные черты социал-демократической идеологии:
а) социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества;
б) смешенная экономика, рыночные отношения, более высокое качество жизни;
в) плановая экономика, государственная собственность;
г) развитие самоуправления, социальной демократии, укрепление духовно нравственных основ общества.
16. Определите характерные черты идеологии фашизма:
а) подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средство утверждения политического господства;
б) реализация прав и свобод человека;
в) расизм, шовинизм, антикоммунизм;
г) милитаризация всех сфер жизни общества.
17. Определите концептуальные основы идеологии белорусского государства:
а) государственность – крепкая президентская республика с принципом разделения властей;
б) гражданственность – формирование гражданина в Республике Беларусь, опираясь на многовековую историю и традиции народа;
в) правовое государство – права и свободы граждан, являются высшей ценностью государства;
г) социально-ориентированная рыночная экономика- высокий уровень социальной защиты граждан, гуманное отношение к человеку;
д) ответ – а, б, в, г.
18. Определите, что составляет политические основы идеологии белорусского государства:
а) народовластие;
б) политический плюрализм;
в) разделение властей;
г) ответ – а, б, в.
19. Высший орган законодательной власти, представительное коллегиальное общенациональное учреждение, выполняющее следующие функции: разработка и принятие законов; контроль над деятельностью правительства и расходованием бюджетных средств; назначение выборов, референдумов, называется__________
20. Срок полномочий парламента в Республики Беларусь ___________
21. Совокупность органов и учреждений, полномочий и функций, норм, средств и методов, обеспечивающих реализацию политических целей и интересов, называются _________
22. Особый исторический период, последовавший за периодами дикости и варварства, называется___________
23. Отрасль научного знания о моральных нормах политических отношений, поведение субъектов политики, называется _________
Бондарь, П.И. Тесты по политологии: Учеб. пособие для студентов вузов / П.И. Бондарь - Минск, 2001. С. 101-120.
Решетников, С.В. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. С.В. Решетникова / Минск, 2002. С. 350-396.
Пугачёв, В.П., Соловьёв, А.И. Введение в политологию: Учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв - Москва, 2002. С. 286-330.
Литература для углубленного изучения темы
Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 559-576.
Мангейм, К. Идеология и утопия // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 600-613.
Милза, П. Что такое фашизм? // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 648-655.
Чичерин, Б.Н. Различные виды либерализма// Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин - Москва, 2000. С. 626-635.
Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 267-269.
РАЗДЕЛ V