Понятие политической культуры. Структура и функции.
ТЕМА 18: Политическая культура и политическая социализация.
Политическая культура и идеология.
1. Понятие политической культуры. Структура и функции.
2. Политическая социализация.
Характер и созидательный потенциал каждой политической системы, отношений и действий социальных субъектов в конечном счете определяется доминирующей в обществе политической культурой.
Политическая культура является:
· качественной характеристикой политической сферы общества;
· критерием его демократической зрелости;
· необходимым условием и средством преобразования политической действительности.
Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому – около 50 определений этого понятия. Сам термин появился в XVIII в. – его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И.Гердер. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. В разработку теории внесли личный вклад американские исследователи Г.Алмонд, Л.Пай, С.Верба, французские ученые М.Дюверже, Р.Ж.Шварценберг и другие.
Политическая культура – это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура – органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентаций субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы.
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политическою опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С.Вербой (род. 1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политическую культуру как психологический феномен. «Каждая политическая система ,- отмечал он, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой"». По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения: 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розеибаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х в начале 60-х годов.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
· идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
· ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
· адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
· социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
· интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
· коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс. Это идеальная модель политической культуры, благоприятствующая демократической стабильности.
В какой-то мере такая культура свойственна относительно стабильным и преуспевающим демократиям – Великобритании и США. Однако лишь в определенной степени. Исследования, проведенные американским политологом Г.Алмондом, показали, что реальное политическое поведение граждан демократических стран редко отвечает этой идеальной модели. «Их (граждан – авт.) нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета» (Политология: Хрестоматия / Сост. М.С.Вершинин. М.,2000. С.566).
Г.Алмонд обнаружил явное несоответствие между политическим поведением граждан демократических стран и критериями демократической политической культуры. Главная причина этого несоответствия – недостаточно плодотворное и противоречивое функционирование наиболее стабильных и преуспевающих демократий. Именно поэтому люди не живут соответственно идеалу активного гражданина, а многие из них играют пассивную роль «подданных».
Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Ей присущи такие качества, как страх и раболепие перед властью, консерватизм, политическая пассивность, агрессивность, предрасположенность к мышлению в мрачных и жестких формах, невосприимчивость к инновациям, вера в мистическое предначертание собственной судьбы.
Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам. В условиях монополии тоталитарной культуры в общественное сознание и поведение насильственно внедряются идеологические стереотипы и догмы, ценности и установки, несовместимые с демократическими нормами жизни.
Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.
Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское. В общественном сознании господствует убеждение в социальной незащищенности человека, незыблемости политических порядков, бесплодности усилий по их изменению и совершенствованию.
В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований – многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.
Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. Укоренилось общественное мнение, что они подрывают национальные традиции и обычаи, духовно-нравственные устои семьи и взаимопонимания между людьми. Унаследованные от предшествующих поколений представления о политике «диссонируют» с демократическими идеалами. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.