Исторические уроки политической модернизации.

1. Термин «модернизация» применительно к политической
сфере означает и состояние политического развития, ипроцесс перехода к «политическому модерну» — современны м де­мократическим обществам, качественно новому уровню политической культуры и политических отношений.

2. Модернизация не есть «копирование» западных политических ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоня­ющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран.

3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демократии — актуальная задача для каждой страны.

4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества, иными факторами. Главное противоречие со­ временной модернизации — закономерный конфликт между утвердившимися «нормами политической культуры» в за­падном мире и национальными ценностями и традициям «переходных», менее развитых, традиционных государств.

5. Модернизация в каждой конкретной стране — длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.

Модернизацию нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран.Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым не­довольством, дестабилизацией политико-властных отношений Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности «форси­рования» политического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Исторические факты. Переход от традиционных (абсолютистско-олигархических) систем к демократии занял в Вели­кобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в. За эти два столетия Франция пережила революции, диктатуры, охлократии, смену монархических форм правления республи­канскими и наоборот. Эти годы ушли на то, чтобы подготовить к демократии социально-классовую структуру, национальный характер, преобразовать обычаи и традиции, сформировать демократическую политическую культуру.

6. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и прин­ципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтно­стью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию вла­сти реакционными силами.

Исторические факты. Муссолини, лидер фашистского дви­жения в Италии, получив пост премьер-министра в 1922 г., прервал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы утвердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальян­ское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политическом сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.

В условиях мирового экономического кризиса 1929-33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии. В стране установилась фашистская диктатура - власть наиболее реакционных, шовинистических субъектов монополистическо­го капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли такие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитаризация экономики, вооруженная борьба за мировое господство.

В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Франкисты объявили недействительными все законодательные акты республики, вы­ступили на стороне Германии и Италии в захватнической войне.

Автократические тенденции сегодня проявляются и в по­литическом развитии бывших советских республик. Главное противоречие модернизации в них - между демократически­ми целями преобразований и традиционализмом, реальным и должным уровнем политической культуры, доверием граж­дан властным структурам и низкой эффективностью соци­ального управления.

В политологической литературе выделяют три типа мо­дернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную».

«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Кана­да) охватывает эпоху первой промышленной революции, раз­рушения традиционных наследственных привилегий и провоз­глашения равных гражданских прав.

«Вторичная модернизация» — демократические преобразо­вания «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и дру­гие страны мира). Она обусловлена неравномерностью эконо­мического и политического развития стран, их культурно-на­циональными особенностями. Эта модернизация осуществля­ется болезненно, противоречиво, носит циклический, непосле­довательный характер и недостаточно эффективна по своим результатам.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совер­шенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустри­ализма и гуманного политического бытия. Это будет принци­пиально новый культурно-исторический тип организации по­литической жизни.

Будем надеяться, что политические отношения в каждой стране и мировом сообществе в целом приобретут более гар­моничный и цивилизованный характер. Размышляя о конце ис­тории с ее войнами, непримиримыми идеологическими, поли­тическими и экономическими противоречиями, американский политолог Ф. Фукояма имел в виду и благотворные последствия «глобальной модеонизации».