Исторические уроки политической модернизации.
1. Термин «модернизация» применительно к политической
сфере означает и состояние политического развития, ипроцесс перехода к «политическому модерну» — современны м демократическим обществам, качественно новому уровню политической культуры и политических отношений.
2. Модернизация не есть «копирование» западных политических ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоняющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран.
3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демократии — актуальная задача для каждой страны.
4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества, иными факторами. Главное противоречие со временной модернизации — закономерный конфликт между утвердившимися «нормами политической культуры» в западном мире и национальными ценностями и традициям «переходных», менее развитых, традиционных государств.
5. Модернизация в каждой конкретной стране — длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.
Модернизацию нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран.Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности «форсирования» политического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Исторические факты. Переход от традиционных (абсолютистско-олигархических) систем к демократии занял в Великобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в. За эти два столетия Франция пережила революции, диктатуры, охлократии, смену монархических форм правления республиканскими и наоборот. Эти годы ушли на то, чтобы подготовить к демократии социально-классовую структуру, национальный характер, преобразовать обычаи и традиции, сформировать демократическую политическую культуру.
6. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и принципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтностью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию власти реакционными силами.
Исторические факты. Муссолини, лидер фашистского движения в Италии, получив пост премьер-министра в 1922 г., прервал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы утвердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальянское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политическом сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.
В условиях мирового экономического кризиса 1929-33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии. В стране установилась фашистская диктатура - власть наиболее реакционных, шовинистических субъектов монополистического капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли такие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитаризация экономики, вооруженная борьба за мировое господство.
В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Франкисты объявили недействительными все законодательные акты республики, выступили на стороне Германии и Италии в захватнической войне.
Автократические тенденции сегодня проявляются и в политическом развитии бывших советских республик. Главное противоречие модернизации в них - между демократическими целями преобразований и традиционализмом, реальным и должным уровнем политической культуры, доверием граждан властным структурам и низкой эффективностью социального управления.
В политологической литературе выделяют три типа модернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную».
«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав.
«Вторичная модернизация» — демократические преобразования «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и другие страны мира). Она обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран, их культурно-национальными особенностями. Эта модернизация осуществляется болезненно, противоречиво, носит циклический, непоследовательный характер и недостаточно эффективна по своим результатам.
«Глобальная модернизация» — процесс качественного совершенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустриализма и гуманного политического бытия. Это будет принципиально новый культурно-исторический тип организации политической жизни.
Будем надеяться, что политические отношения в каждой стране и мировом сообществе в целом приобретут более гармоничный и цивилизованный характер. Размышляя о конце истории с ее войнами, непримиримыми идеологическими, политическими и экономическими противоречиями, американский политолог Ф. Фукояма имел в виду и благотворные последствия «глобальной модеонизации».